Здоровье и безопасность

Разделы: Начальная школа


Учебно-методический комплект: Школа России. Учебник для 2 класса в 2–х частях, автор: Плешаков А.А., 2-я часть, рабочая тетрадь, издательство «Просвещение», 2009 год.

Время реализации: 1 урок

Тема: Обобщение по разделу: «Здоровье и безопасность».

Цели:

  • проверить знания детей по темам из раздела «Здоровье и безопасность»;
  • продолжить работу по формированию общеучебных умений;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • воспитывать умение работать в группах.

Оборудование: сирены для каждой группы (сделаны из киндер-яиц), медицинские колпаки по числу бригад, карточки для работы в бригадах, корзина, картинки ягод, грибов, машины «Скорой помощи», силуэт человека с внутренними органами, светофоры, кроссворды, сигнальные карточки.

План урока.

  1. Организационный момент 30 сек.
  2. Актуализация знаний 2 мин.
  3. Работа по теме урока 18 мин
    1 задание 3 мин
    2 задание 3 мин
    3 задание 3 мин
    4 задание 2 мин
    5 задание 4 мин
    6 задание 3 мин

  4. Физ.минутка 2 мин
  5. Продолжение работы 15 мин
    7 задание 5 мин
    8 задание 3 мин
    9 задание 2 мин
    10 задание 5 мин

  6. Итог урока (рефлексия ) 2-3 мин

Ход урока.

1. Орг.момент

2. Актуализация знаний.

У: Сегодня на уроке мы проверим знания, которые вы получили во время изучения раздела «Здоровье и безопасность». Но проверка эта будет не совсем обычной. Свои знания и умения вы покажете во время сюжетно-ролевой игры. А кем вы сегодня будете, узнаете, отгадав загадку.

Кто у постели больного сидит
И как лечиться ему говорит?
Кто болен – он капли предложит принять.
Тому, кто здоров – разрешит погулять.

Д: Врач

У: Верно, ведь именно врачи отвечают не только за свое здоровье, но и за здоровье других людей.

У: Куда обращается человек, если ему нужна срочная медицинская помощь?

Д: Звонит в «Скорую помощь»

У: Как вызвать Скорую помощь?

Д: Позвонить по телефону 03 или 030 (если это сотовый телефон) и назвать свой адрес.

У: Вот и сейчас мы разделимся на бригады врачей Скорой помощи и вспомним, как надо помогать людям, чтобы сохранить своё здоровье.

3. Работа по теме урока.

У: Сейчас я называю бригады, а вы занимаете свои места за столами. ( Учитель заранее делит учащихся на группы по 5 человек в каждой, по своему усмотрению и определяет ответственного в каждой группе).

У: Прежде чем мы начнем работать, давайте вспомним основные правила работы в группах.

(Ребята повторяют основные правила, при затруднении могут воспользоваться помощью, правила размещены на интерактивной доске, можно написать и на плакате).

У: В каждой бригаде у нас есть главный врач, который отвечает за работу всей бригады. Чтобы всем было хорошо их видно, наденем им медицинские колпаки. Еще у каждой бригады есть сирена, если вдруг вы испытываете затруднения при выполнении задания, то выставляйте сирену и другие бригады помогут. Все готовы? Теперь за работу!

1 задание. (Тема «Строение тела человека», стр. в учебнике 6-7)

У: Врачам, прежде чем лечить, сначала нужно определить, какой это орган. На карточках, которые получает каждая бригада, в каждой строчке найдите лишнее слово и объясните свое решение. Каждую бригаду представляет один человек. Если бригада быстро справилась с заданием, то на карточках есть дополнительное задание по описанию узнать орган и вписать его название в клеточки. Приложение 1.

После выполнения в бригадах, задание проверяется у доски.

2 задание. (Тема «Строение тела человека», стр. в учебнике 6-7)

У: Сейчас следующее задание. Проверим, как наши бригады знают расположение внутренних органов. Каждая бригада получает бумажный макет и внутренние органы на цветной бумаге. С помощью клея, размещают органы на макете. Приложение 2.

3 задание. (Тема «Если хочешь быть здоров», стр. в учебнике 12)

У: Чтобы быть здоровыми, людям нужно питаться разнообразной пищей. Люди получают её благодаря растениям и животным. Разделите продукты на 2 группы: растительного и животного происхождения. (Команды получают обертки и упаковки от продуктов). Представители команд обосновывают свой ответ у доски.

4 задание. (Тема «Если хочешь быть здоров»). Работа с сигнальными карточками.

У: Чтобы быть здоровыми нужно не только правильно питаться, соблюдать режим дня, но и правильно ухаживать за зубами. Сейчас проверим, а наши бригады врачей умеют это делать? Я читаю высказывание, а вы с помощью сигнальных карточек отвечаете, согласны вы со мной или нет.

  • Чистить зубы надо два раза в день – утром и вечером;
  • Почистив зубы на ночь, съешь конфетку, чтобы во рту остался приятный привкус;
  • Верхние зубы надо чистить движением сверху вниз, нижние – снизу вверх.
  • Чистить зубы надо только с наружной стороны, а с внутренней достаточно провести языком;
  • Чтобы хорошо почистить зубы требуется не менее 3 часов;
  • У каждого должна быть собственная зубная щетка, пользоваться чужой нельзя.

5 задание. (Тема «Поговорим о болезнях», стр. в учебнике 14-15)

У: А сейчас, уважаемые доктора, проверяем, как вы знаете названия болезней и специальных терминов. Каждая бригада получает кроссворд. Если возникнут трудности, включайте сирену, поможем. Приложение 3. После выполнения проверка с мест.

6 задание. (Тема «Берегись автомобиля», стр. в учебнике 21)

У: Ребята, а кто-нибудь из вас знает, почему светофор так назван?

Д: В дословном переводе с греческого «носитель света», «несущий свет».

У: Если заглянуть в толковый словарь, то светофор –это световое сигнальное устройство для регулирования движения на улицах, автомобильных и железных дорогах. А как вы знаете сигналы светофора, сейчас проверим. Полученные светофоры нужно разделить на 2 вида, подписать названия этих видов. И с помощью фломастеров «зажгите» на 1 светофоре – стойте, на 2 светофоре – ждите, на 3 – светофоре – двигайтесь. А на пешеходном светофоре подпишите, где «горит» стойте, а где идите. Приложение 4. После работы в группах фронтальная проверка.

4. Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять!
Ох, устали мы играть.
В светофор мы поиграем,
Руки, ноги разминаем.

Учитель показывает сигналы светофора, дети выполняют движения ( каждый сигнал – определенное движение)

7 задание. (Тема «Лесные опасности», стр. в учебнике 32-32)

У: Часто врачам приходиться сталкиваться с отравлениями. Особенно в летний период, когда многие люди отправляются в лес за грибами и за ягодами. Давайте проверим, как вы знаете, грибы и ягоды, которые можно собирать. На доске корзина, в которую мы будем собирать урожай. На доске вокруг корзины расположены грибы и ягоды (учитель заранее готовит картинки с ягодами и грибами, съедобными и ядовитыми), которые мы будем собирать. Но сначала посоветуйтесь в группе, какие возьмем в корзину, а какие нет.

После обсуждения, собираем урожай. От каждой бригады выходит по одному человеку к доске, по очереди кладут в корзину ягоду или гриб, аргументируя свой выбор.

8 задание. (Тема «Домашние опасности», стр. в учебнике 26-28)

У: выходя на улицу, мы помним о том, что здесь нас тоже окружают различные опасности. Говорят: «Мой дом – моя крепость». Можно ли, находясь дома, чувствовать себя в полной безопасности?

Д: Нельзя, так как дома нас могут подстерегать домашние опасности.

У: Верно ребята. Врачи, сталкиваются и с такими случаями в своей работе. Так как сегодня на уроке вы врачи, определите, чем могут быть опасны эти предметы. На карточке, которую получает каждая бригада, нужно соединить линией предмет и опасность, к которой может привести неаккуратное обращение с данным предметом. Приложение 5.

9 задание. (Тема «Пожар», стр. в учебнике 29 – 30)

У: Каждый человек стремиться обустроить свой дом как можно уютнее и удобнее. Уже в древности, в этом человеку помогал огонь. Но, к сожалению, огонь может быть и другом, и врагом. Когда огонь выступает как друг человека?

Д: Огонь дает тепло человеку, с помощью огня можно обогреть жилище, можно осветить комнату, на огне можно приготовить еду .

У: А когда огонь становится врагом?

Д: При неправильном или неосторожном обращении с огнем, может возникнуть пожар.

У: Часто на место пожара выезжают не только бригады пожарных, но и бригады скорой помощи. Хочется, чтобы такие вызовы случались как можно реже, а еще лучше, чтобы их вообще не было. Сейчас вам в бригадах нужно нарисовать запрещающие знаки «Чтобы не было пожара». Что не следует делать дома, чтобы избежать пожара. (Учащиеся в группах рисуют знаки, по ходу выполнения работы вспоминают, как правильно оформить запрещающий знак).

После выполнения знаки вывешиваются, и представитель каждой бригады объясняет свой знак.

10 задание. (Тема «Очень подозрительный тип», стр в учебнике 36 -37)

У: Опасности могут подстерегать не только дома, они могут подстерегать и при общении с незнакомыми людьми. В каждой бригаде придумайте по 3 правила, которые должны обязательно соблюдать дети, чтобы обезопасить себя.

После выполнения, у доски представитель от каждой команды комментирует придуманные правила.

7. Итог урока (рефлексия).

У: вот и закончилось ваше дежурство на Скорой помощи. Поделитесь впечатлениями: что понравилось, какое задание было трудным, почему? А может быть кто-то из вас решил после урока, что он хочет стать врачом?

Выслушиваются ответы детей.

У: А сейчас каждая бригада получает машину Скорой помощи, где возле окошек написаны ваши имена. Раскрасьте свое окно таким цветом, какое у вас сейчас настроение. (После раскрашивания, машины вывешиваются на доску). Приложение 6.

У: Урок закончен, спасибо за работу.

Используемая литература:

  1. Атлас – определитель от земли до неба. Автор: Плешаков А.А., 2008 г.
  2. Газета «Начальная школа», 2005г, №28
  3. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир», автор Тихомирова Е.М.,2007г.
  4. Сборник загадок «Человек и его окружение», Москва, 2009г
  5. Толковый словарь. Автор: Ожегов С.И. и др., стр. 702, 2000г.
  6. Учебник для 2 класса «Окружающий мир», 2-я часть, автор: Плешаков А.А., 2009г.