Праздник ложки в городе мастеров

Разделы: МХК и ИЗО


Цели урока:

  • Образовательная: расширить познавательные интересы учащихся в декоративно-прикладном творчестве; познакомить с особенностями изготовления русской деревянной ложки; закрепить приёмы хохломской, гжельской и городецкой росписей.
  • Развивающая: развивать эстетическое чувство вкуса, ритма, соразмерности; знания о традициях художественных промыслов; трудовые и политехнические умения при работе с художественными принадлежностями; развивать познавательную мотивацию.
  • Воспитательная: воспитывать у учащихся самостоятельное и добросовестное отношение к труду; чувство прекрасного; чувство гордости за глубокие исторические и духовные корни нашей страны; любовь к Родине.

Оборудование: для учащихся - акварель, гуашь, бумажные трафареты ложки, кисти, палитра, учебники или таблицы с элементами хохломской, гжельской и городецкой росписей; для учителя - рисунки изделий художественных промыслов (Гжель, Городец, Семёнов "Хохлома").

Зрительный ряд: репродукции в учебниках, изделия из г.Гжели, г.Городца и г. Семёнова.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Актуализация знаний.

Беседа: "Что означает выражение "Бить баклуши"? (Бездельничать, ничего не делать).

- А откуда появилось это выражение? (Комментарии детей)

- Так вот. Как рассказывает одна история, в одном селе жил крестьянин Иван Васильевич. И сегодня, вспоминая его, люди говорят о нём с уважением и почтением. А уважали Ивана Васильевича за то, что всю жизнь он бил: баклуши. Из года в год, из месяца в месяц, из недели в неделю, иногда через день, а случалось, что и все дни напролёт.

Оказывается, что бить баклуши - дело не такое уж простое, к нему душа должна лежать и определённый талант требуется.

А начиналось битьё баклуш у Ивана Васильевича с того, что брал он в одну руку топор, а в другую - острозубую пилу и отправлялся в лес. Начинал рубить и подпиливать облюбованную им заранее берёзку. Именно берёзку. Ведь бить баклуши Иван Васильевич любил именно берёзовые - самые для его дела подходящие и лучшие.

- Берёза, - говорил Иван Васильевич, - дерево удивительное: и весёлое, и плакучее, и для всякого дела-случая.

Затем непременно добавлял:

- И хоть нет на ней шишек для белок, зато спрятаны сорок поделок: и чашки и плошки, и миски и ложки!...

После чего принимался Иван Васильевич напиленные чурбаки разбивать топором на мелкие чурочки, которые в народе назывались баклушами. Потом доставал острый как бритва ножик и, чуть слышно приказывал ему: "Прошу тебя, Гришка, не бери лишка!" - начинал снимать с них всё ненужное: срезать сучки, скалывать горбыльки, притёсывать неровности. Сучки - ножиком, горбыльки - кривым резаком, неровности - бруском, а черенки ложек - аккуратно вытачивать пилкою.

- Оказывается, баклуша и ложка взаимосвязаны. Без баклуши не будет и ложки.

(Демонстрация настоящих баклуш, т.е. технологический процесс изготовления ложки, на доске - таблица с этапами данного процесса)

(Таблица №1) Этапы изготовления ложки.

Заготовка ("кряж" делят на маленькие заготовки);

Баклуша;

Обрубка (топор);

Тесление (тесла);

Обрезка (нож);

Вырезка (резец);

Подправка (ножом).

Казалось бы, нет вещи проще, чем деревянная ложка, однако хлопот с нею - великое множество, потому что мало выдолбить из баклуши ложку, - её нужно ещё пригодной для употребления сделать, ведь некрашеной деревянной посудою пользоваться неудобно. Она и загрязняется быстро, и отмывается плохо, и всё в себя - хоть щи, хоть кашу впитывает.

И вот чтобы этого не случалось, придумали мастера следующее.

(Объясняется процесс подготовки ложки к раскрашиванию - этапы.

(Таблица № 2) Этапы подготовки ложки к раскрашиванию.

  • бельё (токарное изделие);
  • грунтовка;
  • олифление;
  • лужение (алюминиевый порошок);
  • роспись;
  • лак;
  • сушка.

Та самая ложка, которую смастерили из баклуши, по разным источникам, появилась в 16 - 17 в.в. в Нижегородской губернии в заволжских лесах.

- А интересно, какими же ложками ели наши древние предки? Послушаем об этом ребят.

История ложки:

Как утверждают специалисты, люди перестали есть руками и вооружились ложками ровно 2 тысячи 800 лет назад. Но кто первым изобрёл ложку - история умалчивает. В доисторические времена ложкой служила скорлупа крупных орехов. Потом ложки стали делать из кости. Древние египтяне пользовались бронзовыми ложками, а греки предпочитали серебряные.

В Древней Руси во времена, когда в Европе обычно ели руками, деревянная ложка была уже вполне привычным предметом, о ней упоминается в летописи "Повесть временных лет". И речь там идёт не только о деревянных, но и о серебряных ложках. Ложки, как и ножи, в старину обычно носили при себе. Говорили даже: "Запасливый гость без ложки не ходит". Русские деревянные ложки делались из осины, берёзы, клёна.

А ещё с ложками были связаны приметы. Нельзя стучать ложками - от этого "лукавый радуется" и скликаются на обед "злыдни". Нельзя оставлять ложку так, чтобы она опиралась ручкой на стол, а другим концом на миску: по ложке, как по мосту, в миску может проникнуть нечистая сила. Ну и все знают до сих пор, что будет, если ложка упадёт на пол.

А для наших предков ложка была культовым предметом. Она сопровождала человека практически с рождения. Вместо погремушек ложки подвешивали над люлькой младенца; обернув ложку лоскутом ткани, из неё делали куклу для тех, кто постарше.

Столовая ложка из металла в том виде, какой мы её знаем, появилась в Европе примерно к 1760 году. Делали ложки из олова, золота, серебра. В 1825 году появились "мельхиоровые" ложки. Был период увлечения ложками из алюминия, тогда только что открытого и потому дорогого металла, отдалённо похожего на серебро.

Теперь наиболее популярны и практичны ложки из качественной нержавеющей стали, полированные; с тщательно продуманным дизайном, иногда с золотой отделкой некоторых частей.

Сообщение учителя.

В зависимости от величины, формы, назначения, вида отделки ложки имели самые разные названия. В словаре Даля упомянуты, например,

(Таблица №3) Виды ложек (по словарю Даля)

  • разливная ложка;
  • межеумок - простая русская широкая ложка;
  • бутырка, бурлацкая - ложка, которой ели бурлаки (она грубее и толще обычной);
  • босная - продолговатая, тупоносая;
  • полубоская, носатая, тонкая, белая и т.д.

(Таблица №4) Виды ложек

  • Основные виды ложек
  • Столовая ложка
  • Чайная ложка
  • Десертная ложка
  • Дополнительные виды ложек
  • Ложка для супа
  • Китайская ложка для супа (обычно керамическая)
  • Ложка для бульона
  • Ложка для грейпфруктов
  • Ложка для маслин
  • Ложка для яиц
  • Ложка для икры
  • Ложка для абсента
  • Сувенирная ложка (с изображением достопримечательностей, гербов, флагов и т.д.)

Несмотря на большое разнообразие ложек, деревянная ложка также остаётся предметом украшения каждого дома. Ложкарное дело не забыто и сегодня. Наследников Ивана Васильевича можно встретить и по сей день.

Наш урок посвящён ложке и называется - "Праздник ложки в городе мастеров". И сегодня на нашем уроке присутствуют представители трёх крупнейших художественных промыслов.

(Вывешиваются на доску рисунки изделий художественных промыслов - Гжель, Семёнов "Хохлома", Городец) - Рисунок 1; Рисунок 2; Рисунок 3; Рисунок 4.

3. Постановка цели урока.

На доске вы видите изделия, выполненные мастерами-художниками. Откуда то или иное изделие, вы уже узнали. Но художники не закончили свои работы, не успели расписать ложки.

Это задача ваша.

Первому ряду даётся задание расписать ложки в гжельском стиле;

Второму ряду даётся задание расписать ложки в хохломском стиле;

Третьему ряду даётся задание расписать ложки в городецком стиле.

(Учащимся раздаются бумажные трафареты ложек)

Вы должны расписать ложки так, чтобы данные изделия можно было представить на ярмарке. Затем познакомить гостей в городе мастеров с тем, откуда вы приехали и что привезли на ярмарку.

(Уточняется задание; эскизы готовы в альбомах учащихся; можно ещё использовать учебник; демонстрируется деревянная расписная ложка и рассматривается вариант росписи)

4. Творческая работа учащихся.

5. Выставка и защита работ.

(Звучит песня "Разноцветные ярмарки". Музыка Я.Ласковского, слова Р.Улицкого.)

("Русский сувенир". Музыка В.Сигалова, слова А.Осьмушкина.)

ПОТЕШНИК:

Как на ярмарку нашу весёлую
Собиралися, соезжалися
Не сановники басурманские.
Не какие-то гости заморские -
Мастера, мастерицы-искусницы.
Привезли они нам развесёлые
Краски яркие - всё художество,
Коим волости их прославились.

ХОЗЯЙКА:

Почтенные господа,
Пожалуйте сюда!
Выставляйте на базаре
Ваши лучшие товары!

(Выходят ребята к доске и развешивают свои работы - городецкие ложки)

Давно уж вас мы поджидаем,
Без вас не начинаем.
С чем пожаловали к нам?

ГОСТЬ - 1:

Привезли мы вам поклон -
Городецкой песни звон.
Городецкая роспись -
Как её вам не знать.
Здесь и чёрные кони,
Молодецкая стать.
Здесь такие букеты,
Здесь такие сюжеты!
Посмотрите на роспись -
Сочность красок манит.
Городецкая роспись
Душу всем веселит.

ХОЗЯЙКА: Расскажите всем, гости дорогие, откуда вы к нам пожаловали?

ГОСТЬ - 2: На реке Волге есть старинный городок - Городец. А за ним леса бескрайние, дремучие. Когда-то в Городце строили корабли - древесина под боком, возить её из далёка не нужно. Кораблестроители работали не спеша, делали корабли прочными и красивыми. Расписывали они их самыми разными узорами: птицы, животные, растения - всё для того, чтобы, выходя в плавание, моряк как можно больше с собою земного увёз.

ГОСТЬ -1: В Городце сплошь в затейливых узорах и окна, и мебель, и домашняя утварь. Самые нарядные дома по всей России - городецкие. Посмотрите на эти удивительные изделия городецких мастеров.

Вот вам птицы удалые,
Словно радуги цвета.
А эти ложки расписные -
Несказанная краса.

ХОЗЯЙКА: А теперь слово:.

(Выходят ребята к доске и развешивают свои работы - гжельские ложки)

ГОСТЬ - 3: Расступись, честной народ! Гжель на ярмарку идёт!

ГОСТЬ - 4:

Мы - умельцы гжельские,
Известны на Руси
Керамикой чудесною -
У каждого спроси.

ХОЗЯЙКА: Где живут мастера?

ГОСТЬ - 3:

Да что вы в самом деле -
В Гжели!
Гжель - посёлок есть такой
Под Москвой.
Дома с наличниками и резьбой:

ХОЗЯЙКА:

Расскажите-ка, откуда
Появилось это чудо.
Кто придумал эти краски,
Словно взятые из сказки.
Да сказки не простой,
А бело-голубой.

ГОСТЬ - 4: Но ведь это не просто сказка, а ещё и настоящее искусство, которое возникло в 17 веке. Крестьяне гжельских деревень занимались изготовлением глиняной посуды - край богат залежами гончарных глин. В жарком пламени печи обжигалась, закаливалась глиняная посуда, становясь звонкой и прочной.

ГОСТЬ - 3: В начале мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому - такая посуда называлась майоликой. Вслед за майоликой появилась бело-голубая гжель, которая стала расписываться только синим цветом (это фаянс). Всего одна краска, а какая нарядная роспись! Одним словом, голубая сказка!

ГОСТЬ - 4:

Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы
Невиданной красы.
Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой,
Не встретите на свете вы
Красоты такой.

ГОСТЬ - 3:

Голубизну сквозящую,
Что сердцу так мила,
Кисть мастера на ложку
Легко перенесла.

ХОЗЯЙКА: Внимание! Внимание! Продолжается наше гуляние!

(Выходят ребята к доске и развешивают свои работы - хохломские ложки)

ХОЗЯЙКА: А вы, гости дорогие, откуда к нам пожаловали?

ГОСТЬ - 5:

Догадайтесь сами!
Привезли мы на базар
Раздиковинный товар.
Здесь и чашки, здесь и ложки,
Здесь и милые матрёшки.

ХОЗЯЙКА:

Что за чудо перед нами?
К нам приехала сама
Золотая:

ДЕТИ: Хохлома.

ХОЗЯЙКА: Так откуда же приехала к нам весёлая, золотая хохлома?

ГОСТЬ - 6: Из Нижегородской области. Русский народный художественный промысел возник в 17 в. Название происходит от села Хохлома. Декоративная роспись на деревянных изделиях (посуда, мебель) отличается тонким растительным узором, выполненным красным, чёрным, зелёным тонами и золотом.

ГОСТЬ - 5: Ныне фабрика "Хохломской художник" в селе Сёмино Ковернинского района и производственное художественное объединение "Хохломская роспись" в г.Семёнов продолжают традиции мастеров древней Хохломы.

ГОСТЬ - 6:

Посуда наша
Для щей и каши,
Не бьётся, не плавится,
Всем очень нравится.
На блюде роспись завитая -
Оттого и хохломская.
Каждый стебель вьётся,
Ягоды, цветы на нём -
Хохотуньи солнца.

ХОЗЯЙКА: А каким музыкальным инструментом можно щи хлебать?

(Звучит запись ансамбля ложкарей)

ДЕТИ: Ложкой!

ГОСТЬ - 5:

Словно солнцем выткана дорожка,
Словно взвился сказочный огонь.
Ты не бойся: огненная ложка
Не спалит ни скатерть, ни ладонь.

ХОЗЯЙКА:

Вот и подошёл к концу наш весёлый праздник.
Отдохнули и по праву
Мастерам воздали славу!
Что узнали, не забудем -
Долго-долго помнить будем.

6. Подведение итогов.

- Чему учились на уроке?

- Что вам понравилось на уроке?

- Где вам могут пригодиться знания, полученные на данном уроке?