Образовательная программа дополнительного образования "Художественное слово"

Разделы: Русский язык, Литература, Внеклассная работа


Пояснительная записка.

Цели программы:

  • научить учащихся чувствовать слово, думать над ним, искать в нём истинный смысл, понимать его роль в тексте, что позволит выработать у них высокую коммуникативную, языковую, лингвистическую, эстетическую и нравственную компетенцию;
  • приобщать ребят к творчеству, развивать их творческие способности;
  • научить владеть нормами литературного языка;
  • дать необходимые знания о русском языке, его ресурсах, формах реализации;
  • формировать навыки анализа текста;
  • учить детей редактировать тексты;
  • углубить и закрепить знания о стилистических средствах языка, научить находить их в тексте;
  • пользоваться разнообразием языковых средств в собственных текстах:
  • углубить знания о литературном наследии Краснодарского края, повысить интерес к литературе Кубани;
  • развивать устойчивый интерес к изучению родного языка и литературы, раскрытию секретов текста, более глубокому пониманию литературных произведений;
  • развивать духовные потребности будущих граждан нашей страны;
  • воспитывать у детей художественный вкус, чувства прекрасного;
  • воспитывать чувства коллективизма, гражданственности и патриотизма;
  • воспитывать толерантность, учитывая совместное проживание на территории района разных народов, исповедующих православие, ислам и другие религии;

Задачи программы:

  • показать место литературы Кубани в литературе России;
  • предоставить потенциал каждому ребёнку самоутвердиться в наиболее значимых для
  • него сферах жизнедеятельности, в которых наиболее полно могли бы раскрыться его индивидуальные качества и способности;
  • поддерживать в учебных группах особо нравственное и эмоциональное поле, стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого учащегося;
  • постоянно искать пути способы и средства для максимально полного раскрытия проявления личности каждого ребёнка, проявления и развития его индивидуальности;
  • вовлечь в учебно-воспитательный процесс родителей учеников, практиковать совместное участие в проведении экскурсий, походов, конкурсов учеников и родителей;

Возраст учащихся: 10–16 лет.

Сроки реализации программы: программа рассчитана на 2 года обучения.

Формы и режим занятий:

формы: групповые и индивидуальные занятия, классные занятия и многочисленные экскурсии, походы, запись информации у носителей традиционной народной культуры, учебно-исследовательская работ, интеллектуальные игры, и т. д.

режим: 6 часов в неделю.

Ожидаемые результаты и способы их проверки: в течение срока обучения учащиеся должны усвоить программу по дополнительному образованию, в качестве промежуточных результатов будут учитываться участие детей в выпуске школьной газеты, в викторинах, смотрах, конкурсах, в районных и краевых мероприятиях.

Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: итоговая выставка работ учеников, научно – практическая конференция, посвящённая 145-летию основания станицы Бжедуховской, создание книги об истории и культуре родной станицы, публикации работ учеников в школьной газете и в средствах массовой информации,

Учебно-тематический план

№ п/п Тема Количество часов
всего Теоретических Практических
1 Вводное занятие. 2 2 -
2 Секреты текста. 60 32 28
3 Анализ литературного произведения. 30 16 14
4 Воплощение произведений в звучащем слове. 16 8 8
5 Воспитание качеств, умений и навыков, необходимых для художественного чтения. 28 16 12
6 Культура речи. 30 18 12
7 Литература Кубани.Кубанские просветители. 42 22 20
8 Диалекты Кубани 8 2 6
 Итого 216 116 100 

Содержание дополнительной образовательной программы «Художественное слово»:

Вводное занятие.

Живое слово и его значение. Основы художественного чтения.

Раздел 1. Секреты текста.

Слово?! Это интересно. От слова к тексту. Основные признаки текста. Стилевое единство текста единство частей текста. Формирование и функционирование стилей русского языка. Стилистические возможности языковых средств. Народное слово в литературном языке. Исследование фольклора. Типы словесного выражения. Словесные изобразительно – выразительные средства. Жанры творческих работ. Анализ текста.

Раздел 2. Анализ литературного произведения.

Вид и жанр в литературе. Жанр произведения. Сюжет. Идея, тема произведения. Характеристика героев. Анализ текста.

Раздел 3. Воплощение произведений в звучащем слове.

Цели исполнительских задач. Передача основных мыслей автора. Соблюдение правил логического чтения и выполнение построчных пауз.

Раздел 4. Воспитание качеств, умений и навыков, необходимых для художественного чтения.

Упражнения на умение общаться, выполнять действенные задачи, на развитие наблюдательности. Упражнения, связанные с постановкой дыхания, дикции, голоса. Орфоэпически правильное произношение слов, звукосочетаний. Работа с художественными текстами.

Раздел 5. Культура речи.

Речь – главное коммуникативное средство общения людей. Роль речи в общей культуре человека. Правила разговорной речи, история их возникновения. Грамотная речь – залог успешного общения. Слова-«паразиты». Навыки ведения диалога в различных ситуациях, умения словами, мимикой, тоном разить своё отношение к человеку. Чтение как средство обогащения словарного запаса учащихся.

Раздел 6. Литература Кубани. Кубанские просветители.

История кубанского казачьего хора. Встреча с участниками бжедуховских народных коллективов, знакомство с их творчеством. Фольклор: щедровки, посевание на новый год. Вождение козы.

Казачьи сказки. Инсценировка сказок. Творчество Я.Г.Кухаренко. 8.Творчество К.К.Абазы. Творчество А.Е.Пивени. Т орчество К.Образцова. Творчество Ф.А.Щербины. Произведения поэтов-земляков.

Раздел 7. Диалекты Кубани.

Кубанская лексика. .Итоговая научно-практическая конференция.  

Содержание дополнительной образовательной программы «Художественное слово»:

2 год обучения, 216 часов

Таблица.

Методическое обеспечение программы.

Программа занятий кружка «Художественное слово» рассчитана на детей, возраст которых 10 – 16 лет. Именно в этом возрасте у детей формируются ценностные ориентиры в жизни, определяются склонности и интересы, которые в последствии могут стать основой будущей профессии литератора, учителя, журналиста, корреспондента. Но кем бы ни стал в будущем воспитанник, он должен хорошо знать родной язык и владеть словом.

Программа составлена таким образом, чтобы большую часть знаний, навыков и умений воспитанник получал в результате игровой, исследовательской, собирательской, экскурсионной и другой деятельности. Учитывая возрастные особенности детей, в структуру занятий включено знакомство с мифами, легендами, фольклором народов, проживающих на Кубани. Практические занятия - анализ текстов, работа со схемами, составление плана, конспектирование, работа с дополнительными источниками, поиск и отбор материала, подготовка докладов и сообщений, публичные выступления, написание стихотворений и очерков, работа над выпуском школьной газеты и сотрудничество со средствами массовой информации, собирание фольклора и оформление альбомов, работа в школьном музее – разбудят детскую фантазию, воображение, выдумку, разовьют творческие способности, что будет способствовать формированию устойчивого интереса к изучению родного языка, художественного слова. Дети любят слушать, но предпочитают услышанное увидеть. Этому будут способствовать выездные экскурсии в дома – музеи кубанских писателей и поэтов, экскурсии - экспедиции по станицам с целью сбора фольклорного материала.

Чтобы научить воспитанников любить книги, пользоваться дополнительной литературой, уметь написать сообщение, доклад, небольшой очерк, рассказ или статью в газету, в программу включены конкурсы, викторины, работа над выпуском школьной газеты, создание рукописной книги.

Кружок художественного слова способствует расширению интереса к родному языку и литературе, раскрытию секретов текста, более глубокому пониманию литературных произведений, воспитывает художественный вкус, является школой гражданственности и патриотизма.

Техническую оснащённость программы обеспечивают телевизор, магнитофон, видеомагнитофон, ДVД, мультимедийный проектор, компьютер, видеозаписи праздников, отмечаемых в Белореченском районе, выступлений Кубанского казачьего хора и бжедуховских народных коллективов.

Основные формы занятий, планируемые по каждой теме, указаны в плане. Занятия планируются комбинированными: рассказ с показом видеофильма, практические работы с текстами, выпуск школьной газеты, подготовка к экскурсии ит.д.

Список литературы.

  1. Вербовая Н.П., Головина О.М., Урнова В.В. Искусство речи – М., 1977.
  2. Станиславский К.С. Работа актёра над собой (любое издание).
  3. ЛюстроваЗ.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. О культуре русской речи. М.,1987.
  4. Никита Е.И.Русская речь.8 -9 кл., М., 1995.
  5. Паскевич Н.Я.Уроки мастеров слова. Краснодар,2000.
  6. Вартаньян В.А.Путешествия в слова. М.,1986.
  7. Шанский Н.М. В мире слов. М., 1985.
  8. Югов А. Думы о русском языке. М., 1975.