Механическое движение. 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Тип урока: урок-игра по обобщению и систематизации знаний.

Цели урока:

  • Образовательные: обобщить понятие “механическое движение”; систематизировать знания по теме; провести тренировку практических и экспериментальных навыков через организацию дидактической игры.
  • Воспитательные: воспитывать активность, умение работать самостоятельно и в группе; понимание жизненной важности изучаемой темы.
  • Развивающие: развивать устойчивый интерес к предмету физики; физическую речь; умение обосновывать, доказывать, делать выводы; самостоятельно систематизировать учебный материал и готовиться к проверке знаний.

Оборудование и материалы к уроку:

  • Телевизор, видеомагнитофон, ПК.
  • Бланки структурной схемы по теме (на каждого учащегося) <Рисунок 3>.
  • Компьютерная презентация “Понятия, определения” <Приложение 1>.
  • Карточки-таблички по переводу единиц измерения (S, v, t).
  • Компьютерная презентация “S, v, t” <Приложение 2>.
  • Карточки с задачами на нахождение S, v, t.
  • Карточки с экспериментальными заданиями на расчет механического движения.
  • Надписи для “фундамента знаний по теме” <Рисунок 1>.
  • Формулы на прямоугольниках формата А4, круги с физическими величинами S, v, t и их единицами измерения <Рисунок 3>.
  • Прибор для изучения механического движения; детский заводной автомобиль, секундомеры.
  • Надписи на листах формата А4: “механическое движение”, “Механика”, “Определение положения тела”; задача на нахождение средней скорости движения.
  • Магниты, бланки для жюри, названия команд, скотч.
  • Материалы для оформления центральной части доски <Рисунок 2>.

Методы и приемы, используемые на уроке.

№ п/п Наименование метода Входящие в данный метод прием На каком этапе игры реализован
1 Метод упражнений Сообщение условия задачи.
Приемы записи условия.
Прием планирования выполнения упражнения.
Решение текстовых задач в тетрадях и на доске.
Решение задач с пропусками на перевод единиц.
2 Логические Обобщение.
Систематизация.
Конкретизация.
Заполнение структурной схемы. Формирование понятийного аппарата.
Объяснение физических явлений и действий.
3 Метод самоуправления учебными действиями Самостоятельная работа с приборами, объектами. Экспериментальное определение требуемой физической величины.
4 Наглядный метод Демонстрация иллюстраций, физических явлений, видеопоказ и др. На каждом этапе урока
5 Метод контроля Устный контроль Объяснение явлений или действий.
Перевод физических величин.

Использована: технология системного усвоения знаний по физике (авторы: проф. Крутский А.Н., Косихина О.С.).

Элементы технологии.

№  п/п Элементы технологии Действия обучающихся на открытом уроке
1 Доминирующие элементы знания Учащиеся:
– дают четкие определения понятий, явлений, физических величин;
– объясняют физические явления, действия.
2 Правила усвоения физических величин Учащиеся:
– дают название физической величины;
– указывают единицы измерения в системе СИ;
– осуществляют перевод физической величины из одних единиц в другие;
– озвучивают формулы;
– решают задачи с применением формул;
– выполняют экспериментальное задание на нахождение указанной величины.
3 Структурные схемы Учащиеся:
– заполняют схему, которая систематизирует весь изученный материал по теме “механическое движение”.

Ход урока

1. Организационный момент. Активизация личностной вовлеченности учащихся.

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Я приветствую всех на открытом уроке, темой которого является… А вот тему то, как раз, и надо угадать…

Подсказки:

  1. То, что здесь (на доске) написано, совершается всеми телами, процессами, мыслями…
  2. Это присуще людям, животным, машинам, это доступно пароходам, это совершают самолеты.
  3. Это то, что позволяет оказаться сначала в одном месте, а потом в другом, без него не было бы жизни!

Итак, тема сегодняшнего урока “Механическое движение”.

Учитель: На доске еще два неоткрытых прямоугольника.

  1. Какой раздел физики изучает механическое движение?
  2. Какова основная задача механики?

Учитель открывает прямоугольники. Предлагает просмотреть видеофрагмент “Движение, движение…”

2. Организация обобщающей игры с классом.

Учитель: Ребята! Это первая обобщающая игра по 1-й теме. Поэтому вы будете сегодня учиться правильно систематизировать знания, грамотно повторять тему и готовиться к контрольной работе. А чтобы здание ваших знаний стояло крепко, что необходимо?

ФУНДАМЕНТ ЗНАНИЙ!

Итак! 3 команды …………….(название команд) борются за звание лучшего застройщика!

Задание 1. (Учитель открывает 1-й слой фундамента.)

1-й этап. Дать четкое определение понятия, явления, физической величины.

Команды по очереди дают определения, две другие тут же придумывают примеры.

Учитель проводит этот этап с помощью презентации “Понятия, определения” <Приложение 1>.

Тело отсчета, материальная точка, система координат, траектория движения, путь, равномерное движение, скорость тела, неравномерное движение, векторные величины, движение по инерции, инерция, механика.

2-й этап. Определить по тренажеру положение точки в системе координат (по 3 для каждой команды).

Учитель проводит этот этап с помощью тренажера “Определение координат точки” (диск, 7 класс).

Учитель: Итак, 1-й слой фундамента залит. Кто оказался лучшим? (Слово жюри.)

Задание 2. (Учитель открывает 2-й слой фундамента.)

1-й этап. Дать название величины, указать единицы измерения в системе СИ.

Команды по очереди открывают круги на правой боковой доске. Получают карточки с заданием перевести величины из одних единиц измерения в другие.

Путь, S Время, t Скорость, V
10 км=…….м 20 мин=……….с 720 км/ч=……..м/с
5 мм=……..м 2 ч=…………с 120 м/мин=……м/с
0,2 см=………..м ---- ----

Учащиеся работают в регламенте, отдают ответы жюри.

Учитель: открывает на компьютере презентацию “S, v, t” <Приложение 2> с правильными ответами и выборочно от каждой команды этот ответ обосновывается.

2-й этап. Показать знание формул, отгадать загадку, решить задачу.

По очереди каждая команда открывает прямоугольники на правой боковой доске, предварительно показав знание формулы. После формулы команда отгадывает загадку о виде транспорта и получает задачу на расчет одной из величин S, V, t.

Загадки об автомобиле, ракете, мотоцикле. Решенные задачи сдают жюри.

Загадка 1-ая:

Чтобы он тебя повез, ему не нужен овес,
Накорми его бензином, на копыта дай резину,
И тогда, поднявши пыль, побежит… (Автомобиль.)

Задача. Какой путь проедет автомобиль, двигаясь со скоростью 30 м/с за 2 ч? (216000 м)

Загадка 2-ая:

Крыльев нет, но эта птица пролетит и прилунится.
Чудо-птица, алый хвост, пролетела в стаю звезд.
Хороша, как чудо света!
Что ж летит, ответь?........(Ракета.)

Задача. Ракета движется со скоростью 7 км/с. За какое время она пролетит путь в 280000м? (40 с)

Загадка 3-я:

Несется и стреляет, ворчит скороговоркой,
Трамваю не угнаться за этой тараторкой.
В четыре такта его цикл, Это быстрый…(Мотоцикл.)

Задача. С какой скоростью двигался мотоцикл, если он промчался 100 км за 60 мин. (100 км/ч)

Задачи должны быть грамотно оформлены на бланках.

Учитель: Для образца оформления, закрепления навыков решения задачи на нахождение средней скорости движения, на доске совместно решаем задачу.

Загадка 4:

Кто далеко живет, тот пешком вряд ли пойдет.
Наш приятель тут как тут, всех домчит он в пять минут.
Эй, садись, не зевай, отправляется……. (трамвай)!

Задача. Трамвай прошел первые 200 м со скоростью 5 м/с, а следующие 600 м со скоростью 10 м/с. Определить его среднюю скорость движения на всем пути. (8 м/с)

Учитель: Итак, 2-й слой фундамента залит. Кто оказался лучшим? (Слово жюри.)

Учитель:

Все! Сплошные “что”, да “если”,
“Почему”, “откуда”, “как”,
А на них ответы есть ли?
Вас проверим мы – вот так!!!

Задание 3. (Учитель открывает 3-й слой фундамента.)

Учитель: Сейчас вы будете наблюдать явления или действия, затем недолго обсуждать причину этих явлений и объяснять всем нам. Главное условие – при объяснении использовать термины, понятия нашей темы: “Механическое движение”.

№ п/п Явление, действие Смысловой вопрос
1 Тормозят грузовой и легковой автомобиль. (Презентация, диск, физика – 7-й класс.) У какого автомобиля и почему тормозной путь больше?
2 Идет дождь. Вы спасаетесь под зонтом. Решили зайти в помещение
(Учитель имитирует дождь, учащийся находится под зонтом.)
Как быстро освободить зонт от дождевых капель?
Почему именно так?

(Продемонстрировать.)
3 Вы решили насадить метлу (лопату) на черенок.
(Учитель держит в руках метлу и черенок.)
Как и почему это лучше сделать?
(Продемонстрировать.)

Учитель: Итак, 3-й слой фундамента залит. Кто оказался лучшим? (Слово жюри.)

Учитель: М.В. Ломоносов говорил: “Мысленные рассуждения произведены бывают из надежных и много раз повторенных опытов”.

Задание 4. (Учитель открывает 4-й слой фундамента.)

Каждая команда получает экспериментальное задание, выполняет его и затем делает отчет о его выполнении по указанной схеме. Жюри определяет точность, быстроту выполнения эксперимента, грамотное объяснение результатов.

№ п/п Задание
1 Найти среднюю скорость движения игрушечного автомобиля на указанном пути.
2 Найти среднюю скорость движения одного из членов команды на указанном пути.
3 Найти среднюю скорость движения каретки с грузами по линейке.

Во время отчета команд учитель открывает правую боковую доску со схемой отчета, по которой команды работают.

Учитель: Итак, 4-й слой фундамента залит. Кто оказался лучшим? (Слово жюри.)

Задание 5. (Учитель открывает 5-й слой фундамента.)

Необходимо систематизировать материал по теме в структурных схемах. После заполнения учитель проводит Блицопрос по проделанной работе.

3. Подведение итогов игры и открытого урока.

Учитель обращает внимание на выстроенный “фундамент знаний”. Кто оказался лучшим застройщиком?! Жюри объявляет результаты игры. Проводится награждение участников игры призами.

Домашнее задание. Придумать интересные задачи и вопросы по теме “Механическое движение”. Сочинить сказку о механическом движении (можно стихотворение). Эстетично оформить придуманное.