Интегрированное занятие по музыкальной ритмике для старших дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • формирование у детей стремления к активному участию в совместном музицыровании на основе положительного эмоционального опыта;
  • развитие слуховых и телесных ощущений в равномерной метрической пульсации;
  • развитие основ интонационного слуха в играх со словом и музыкальными инструментами.

Задачи:

  • развивать музыкально-слуховые представления;
  • развивать ассоциативность и вариативность мышления;
  • обогащать темброво-ритмический компонент музыкального слуха;
  • воспитывать чувство коллективизма, сотворчества, доброжелательного отношения друг к другу.

1-я часть. “Погода и настроение”.

Дети входят на занятие в музыкальный зал под спокойную музыку, одновременно заполняя “Карту настроения” своими фотографиями, либо разноцветными кружочками: желтый кружок – спокойствие, синий – недовольство, красный – радость, коричневый – грусть. После того, как карта заполнена, дети рассаживаются на свои места.

Муз. руководитель. Ребята, вы все, наверное, знаете сказку про Карлсона, который жил на крыше. (Дети отвечают.) Так вот. Однажды, играя с Малышом, Карлсон сказал, что ему очень жалко тех людей, у которых нет вообще никакой погоды. Что же Карлсон имел ввиду? (Дети высказывают свои предположения.) Ведь погода бывает не только на улице, но и внутри самого человека, в его душе и в его сердце. И эта погода в человеке называется настроением.

Далее муз. руководитель обращает внимание детей на “Карту настроений”, анализирует её вместе с детьми: “Кто с каким настроением пришел на занятие?”

Муз. руководитель. Сегодня мы продолжим слушать музыку (предварительное прослушивание 2–3 занятия). Мы внимательно послушаем и обязательно почувствуем то настроение, которое передает в ней композитор. А вспомнить название этой прекрасной музыки помогут вам вот эти замечательные картины и стихи.

Как вариант для слушания берутся два контрастных произведения: Э.Григ “Утро” и “В пещере горного короля”. Дети слушают произведения фрагментарно, узнают произведение и определяют его настроение. В помощь детям можно предложить как художественные репродукции, подходящие к содержанию прослушиваемой музыки, так и стихи. Например, Л.И.Ушаковой. При определении настроения нужно детям помочь, используя вспомогательные слова-эпитеты. Например:

“В пещере горного короля” – звуки тревожные, таинственные, беспокойные, на душе – тревожно. Музыка волшебная, осторожная, загадочная, пугливая.

“Утро” – звуки ясные, светлые, на душе – спокойно. Музыка ласковая, задумчивая, мечтательная, прозрачная.

Муз. руководитель. Ребята, а какие музыкальные инструменты можно выбрать, чтобы изобразить, например, музыку утра? (дети отвечают). А сейчас мы попробуем соединить выбранные вами музыкальные инструменты и нашу музыку.

Дети под фонограмму подыгрывают отрывок музыкального произведения.

2-я часть. “ Как я говорю?”.

Муз. руководитель. Ребята, а вы знаете, что настроение может передавать не только музыка, но и наш с вами голос. Да, да… в нашем голосе тоже живет настроение. Послушайте сейчас очень внимательно мои слова. Они будут одни и те же, но настроение у них будет очень разное!

Далее используется элемент психогимнастики. Взрослый произносит фразу: “Какой он музыкант” с: восхищением, насмешкой, презрением, возмущением, вопросом. Произнеся одну интонационную фразу, взрослый помогает детям определить её настроение. Затем детям предлагает аналогично поиграть с фразой“Какая погода”.

3-я часть. “Учимся дышать”.

Муз. руководитель. Ребята, вы услышали? Хоть слова были одинаковы, а означали они совсем разное потому, что произносили вы их по-разному, как бы играли своим голосом, звуком. Такая игра голосом называется ИНТОНАЦИЕЙ. И именно её мы с вами используем, когда поем наши любимые песенки. А песенки могут быть и грустными, и веселыми, и самыми разными. Но прежде, чем начинать пение нам необходимо подготовить свои губки, горлышки, носики к работе.

Упражнение № 1 “Ветерок”.

По знаку музыкального руководителя дети дуют на крутящиеся игрушки – ветерки (вдох – выдох).

Упражнение № 2. Распевка “Слон”[4].

– Поют распевку по фразам, делая небольшую паузу для вдоха;
– Поют вслед за цветной дорожкой: взрослый растягивает постепенно цветную ленту, музыкальные фразы на которой отмечены разным цветом. Дети, видя смену цвета, берут дыхание на пропевание каждой последующей фразы.

Муз .руководитель. Надеюсь теперь мы с вами готовы к пению. (Песня выбирается по желанию детей.Желающие подыгрывают на музыкальных инструментах, соответствующих характеру и настроению исполняемой песни.)

4-я часть. “Поиграем с ритмом”.

Упражнение “Где спит рыбка?”[2]

Работа надподобного рода ритмическими упражнениями необходимо проводить в несколько этапов:

1. Знакомство с текстом и разучивание слов.

2. Прием “Эхо”. Повтор за взрослым.

3 .Педагог (слова) + дети (хлопки).

4. Педагог (слова) + дети (муз.инструменты).

(Окончательный вариант упражнения “Где спит рыбка?” (стихотворение И.Токмаковой) – журнал “Музыкальный руководитель № 3, 2006 год, стр.24–25.)

Упражнение “Ходит конь” (муз. Т. Рокитянской)[1].

Это пример можно рассматривать не только как ритмическое упражнение, но и как образец театрального этюда, прекрасную двигательную игру, упражнение для пальчиков и незаметное проникновение в музыкальную азбуку.

Предварительная работа проводится подгруппами:

– поющие;
– танцующие (ходьба в ритме);
– играющие;

Далее идет соединение вариантов:

– поющие и танцующие;
– поющие и играющие;
– играющие и танцующие;

(Окончательный вариант упражнения “Ходит конь” – сборник Т.А.Рокитянской “Воспитание звуком”, Ярославль, 2002 год.)

Муз. руководитель. А теперь, я думаю, стоит немного отдохнуть и поиграть. Я знаю очень “вкусную” игру!

Речевая игра “Сладкоежка”[3].

Дети стоят в кругу, в центре воспитатель (водящий – сладкоежка). Он бросает мяч по очереди каждому ребенку. Игра проводится по типу “съедобное-несъедобное” (воспитатель заранее должен разучить текст игры). Если слово “съедобное”, то ребенок ловит мяч и говорит “НЯМ!”, а если “несъедобное” – отталкивает мяч.

Сладкоежка.

Начинаю развлеченье!
Я принес вам угощенье:
Вот тебе пирожное,
А тебе мороженое,
Вкусную ватрушку,
Мягкую подушку,
Вот молочный шоколад,
Разноцветный мармелад,
Абрикосовый пирог,
И малиновый сапог,
Яблоки румяные,
Ложки деревянные,
Круглый апельсин,
Книжный магазин,
Сладкое варенье,
Квадратное печенье,
Звонкий барабан,
Сахарный банан,
А теперь вы не зевайте
И скорее убегайте!

(Сладкоежка догоняет детей.)

По окончании занятия необходимо провести релаксацию для отдыха и успокоения детей.

Музыка для релаксации.

Классические произведения:

  1. Бетховен “Лунная соната”.
  2. Григ “Песня Сольвейг”.
  3. Колыбельные.
  4. Сен-Санс “Лебедь”.
  5. Шуберт “Аве Мария”.
  6. Чайковский “Осенняя песня”.
  7. Глюк “Мелодия”.

Список литературы:

  1. Рокитянская, Т.А. Воспитание звуком / Т.А. Рокитянская.– Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2002 г.
  2. Журнал “Музыкальный руководитель”.– М. – 2006, – № 3.– 24–25 с.
  3. Арсеневская, О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду/ О.Н. Арсеневская.-Волгоград: Учитель, 2011 г.
  4. Гавришева, Л.Б., Нищева, Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры / Л.Б. Гавришева, Н.В. Нищева. – СПб.: Детство пресс, 2005 г.