Парообразование и конденсация. 8-й класс

Разделы: Физика

Класс: 8


Дидактические цели и задачи урока: повторение изученного материала по теме "Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества", продолжение изучения нового материала по теме "Изменение агрегатных состояний вещества", закрепление изученного на уроке.

  • Образовательные задачи: обеспечение условий для повторения-отработки понятий физических величин актуальных для изучаемого раздела физики: внутренняя энергия, работа, количество теплоты, температура, масса, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота сгорания топлива, удельная теплота плавления; продолжить формирование умений описывать физические явления величинами и выявлять связи между ними на примере фазового перехода жидкость-пар.
  • Воспитательные и развивающие задачи: обеспечение условий для совершенствования общеинтеллектуальных умений и навыков (проведение экспериментальных мини-исследований и аналогий, сравнение, обобщение и т.п.), формирования информационной культуры, культуры взаимодействия в парах и группах, развития навыков самоконтроля и саморегуляции.

Этапы урока

Этап Продолжит.
(мин)
Деятельность учителя Деятельность ученика Результат
1. Организационный. 1 Приветствие, проверка готовности к уроку, формирование рабочих групп Подготовка необходимых учебных принадлежностей. Психологический настрой на работу на уроке
2. Повторение, проверка домашнего задания. 3-5 В процессе диалога определяет материал для повторения и проверки. Работа в парах, взаимоконтроль с опорой на "Лист контроля". Заполнение "Листа контроля"
3. Изучение нового материала 10+10 Озвучивает тему, предлагает форму работы, формулирует задачи Работа в группах с текстом учебника, составление краткого пересказа-комментария к интерактивному плакату, разработка ОК. "Озвучивание" интерактивных плакатов, проект ОК по новому материалу.
4. Закрепление. 5-7 Подготовка содержания сам.работы в Notebook Smart board Выполнение работы, самопроверка Оценка за сам. работу
5. Рефлексия 2-3 Анализ, рекомендации Самоконтроль, наполнение "круга понятий" новым содержанием. Самооценка деятельности, саморегуляция дальнейшей работы с учебным материалом по теме.
6. Домашнее задание 1 -2 Запись на доске Запись в дневник завершение работы по составлению ОК

Ход урока

I. Приветствие.

Поверка готовности к уроку. Психологический настрой на работу на уроке: "Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий", - Козьма Прутков. Естественное любопытство все время толкает нас на расширение этого круга. Что сегодня мы включим в него? На этот вопрос вы попробуете ответить в конце этого урока.

II. Актуализация опорных знаний.

Повторение всего того, что уже входит в "круг наших понятий": 1) работа в парах или тройках по взаимоконтролю знания основных физических величин и формул ("внутренняя энергия", "количество теплоты", "работа", "температура", "масса", "удельная теплоемкость вещества", "удельная теплота сгорания топлива", "удельная теплота плавления", расчетные формулы количества теплоты);

ЛИСТ ВЗАИМОКОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ

№ п/п Ф.И. ученика U A Q t 0 m c q Итог
1 Гляденцева Полина 1 / 1 1) 1/ 0,5 1 / 0 0 / 0 1 / 1 1 / 0,5 1 / 1 1 / 1 7 / 5
2 : : : : : : : : : Max 8 баллов
3                    

1) Примечание: самооценка / оценка эксперта в группе

 2) Работа с интерактивными средствами "Фазовые переходы".

При использовании данного вложения, смотри сноску ***

1) Назовите основные характерные признаки кристаллического, жидкого и газообразного состояния вещества.

2) Как изменяется внутренняя энергия при переходе из одного агрегатного состояния в другое?

3) Почему ожог паром, имеющем температуру 100оС, опаснее ожога кипятком той же температуры?

4) Известны ли вам какие-либо еще агрегатные состояния вещества?

5) В каком агрегатном состоянии находятся различные ткани и органы нашего тела? Какими свойствами они обладают? Какие свойства вам хотелось бы усовершенствовать?

Задания к интерактивному плакату:

1) опишите какие агрегатные состояния вещества, вы видите на этом рисунке;

2) из имеющегося набора слов выберите названия соответствующих превращений вещества из одного состояния в другое, т.е. - фазовых переходов;

3) измените цвет названий фазовых переходов в соответствии с вашими цветовыми ощущениями;

4) а могли бы вы, используя термины физики, описать чувства и характер взаимоотношений между анимационными персонажами?

Задания к интерактивному плакату:

Мы достаточно подробно рассмотрели тепловые процессы нагревания и охлаждения, плавления и кристаллизации. Давайте вспомним, как их можно описать на языке математики, т.е. формулами и графиками.

Скажите, связь между какими физическими величинами представлена на этом графике?

Какому состоянию вещества соответствует каждый участок графика? Какую еще информацию можно определить по такому графику?

III. Введение в изучение нового материала.

Беседа по вопросам:

  1. Обязательно ли нагревать жидкость, чтобы она начала испаряться?
  2. Что вы предпримите для скорейшего испарения данного количества жидкости?
  3. Каким будет график, если продолжить нагревание?
  4. До какой максимальной температуры можно нагреть жидкость? (Выдвигаются гипотезы).

Попробуем разобраться в этих вопросах здесь и сейчас!

2 человека выполняют экспериментальную проверку предположений - практическая работа "Исследование зависимости температуры от времени при нагревании воды" (см. материалы для ученика)

Остальные самостоятельно работают в группах с новым материалом "Испарение. Конденсация", "Кипение" по учебнику. Форма представления результатов самостоятельной работы - конкурс "Озвучка" интерактивных плакатов Рисунок 5 и Рисунок 6 (если нет возможности компьютерного обеспечения всех групп, то им выдается рабочий печатный вариант), подготовка проекта опорного конспекта (ОК) по изучаемой теме.

При составлении комментария к плакату обучающиеся могут воспользоваться примерными вопросами для "озвучки" из "Материалов для ученика". Например:

- что такое "испарение", "конденсация", "кипение"?

- как меняется температура во время данного процесса?

- от каких внешних факторов зависит протекание данного процесса?

- при каком условии жидкость кипит?

- как связаны давление и температура кипения? (Вопрос рассматривается с помощью интерактивной модели "Кипение воды" Рисунок 7 )

- и т.д. (см. материалы для ученика)

  • Представление отчетов групп.
  • Введение формулы для расчета количества теплоты при парообразовании, определение понятия "удельной теплоты парообразования" по аналогии с предыдущими удельными величинами, характеризующими тепловые явления.
  • Подведение итогов, выделение главного и внесение в "круг наших понятий".
  • Контроль усвоенного материала - самостоятельная работа.

 

Вариант 1 Вариант 2
При какой температуре происходит испарение воды, если она находится при нормальных условиях?

А t = 1000С

Б t 1000С

В t 1000С

На рисунке изображен график зависимости температуры от времени для некоторой жидкости. а) Какова начальная температура жидкости? Температура кипения? б) Сколько времени занял процесс нагревания? Кипения?

Какое количество теплоты необходимо для обращения в пар спирта массой 2г, взятого при температуре кипения?

Как влияет испарение на температуру жидкости?

А Температура жидкости не меняется.

Б Температура жидкости увеличивается.

В Температура жидкости уменьшается.

На рисунке изображен график зависимости температуры от времени для некоторой жидкости. а) Какова температура кипения жидкости? Что это за жидкость? б) Сколько времени кипела жидкость?

Сколько теплоты выделится при коденсации 200г водяного пара?

Анализ и оценка работы учащихся на уроке.

Домашнее задание: дополнить ОК, подготовить по желанию вопросы повышенной сложности из "Материалов для ученика", на которые не были даны ответы на уроке.

Материалы для ученика.

Приложение.

Учебно-методические ресурсы.

  1. Учебник "Физика. 8 класс" (можно применять УМК авторов: Перышкина А.В.; Генденштейна Л.Э., Кайдалова А.Б., Кожевникова В.Б. под ред. В.А. Орлова, И.И. Ройзена)
  2. А.А. Кудрявцев. Электронное наглядное пособие: Интерактивный плакат "Молекулярная физика", ЗАО "Новый Диск", 2007
  3. Мультимедийная поддержка изучения курса физики в средней школе www.pmedia.ru