Урок русского языка во 2-х и 4-х классах малокомплектной школы

Разделы: Начальная школа


 2 класс  4 класс
Тема урока: Заглавная буква. Тема урока: Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах.
Цели урока:
  1. Развитие умения различать собственные и нарицательные имена существительные, употреблять заглавную букву
  2. Развитие умения формулировать правила по опорным записям
  3. Воспитание самостоятельности
Оборудование: карточки с заданиями, опорные записи
Цели урока:
  1. Формирование умений распознавать творительный и предложный падежи, правильно писать безударные окончания
  2. Развитие умения делать выводы и обобщения
  3. Воспитание самостоятельности
Оборудование: карточки с заданиями, опорные схемы
1. Организационный момент 1. Организационный момент.
2. Запись предложений под диктовку (совместно с 4 классом)
В синем небе плыл шарик.Шарик стал моим верным другом
2. Запись предложений под диктовкуВ синем небе плыл шарик.
Шарик стал моим верным другом.
3. Коллективное обсуждение написания слова «шарик»: Почему слово записано с маленькой и заглавной буквы? В каком случае это слово будем писать всегда с большой буквы? А в каком случае с большой и с маленькой? 3. Самостоятельная работа.
Определить падежи имён прилагательных, выделить окончания, определить род прилагательных. ( Учащиеся выполняют задание индивидуально, затем идёт взаимопроверка в парах).
4. Самостоятельная работа.

Заполнить карточки и сформулировать правило о написании слов с заглавной буквы.

(Учащиеся выполняют задание индивидуально, затем обсуждают в группе).

Карточка.
имя:
отчество:
фамилия:
кошка:
город:
село:
улица:
река:

4. Проверка задания на доске.

- Сформулируйте цель нашего урока.

(Будем учиться правильно писать окончания прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах).

5. Самостоятельная работа.

Учащиеся выполняют задание в карточках по вариантам.

1 вариант: надёжный, хороший товарищ

2 вариант: весёлое, зимнее утро

(поставить словосочетания в творительный и предложный падежи, выделить окончания прилагательных, сравнить выполнение задания в парах, сформулировать правило о написании окончаний имён прилагательных в творительном и предложном падежах, определить способ проверки окончаний).

5. Коллективная проверка задания.

Вывод правила о написании слов с заглавной буквы.

Формулирование правила по опоре

Имена, отчества, фамилии

Клички животных

Названия городов, деревень, улиц, рек

6.Самостоятельная работа.

Выполнение упражнения 241 ( Русский язык, учебник для 2 класса, автор Т.Г.Рамзаева)

Взаимопроверка выполненного упражнения

6. Коллективная проверка задания.

Формулирование правила по опоре:

(У имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном падеже пишутся окончания -ым,-им. Проверяем по окончанию вопроса каким?

У имён прилагательных мужского и среднего рода в предложном падеже пишутся окончания -ом, -ем. Проверяем по окончанию вопроса о каком?)

-Правильно ли написали окончания прилагательных в предложениях? Докажите.

7. Физминутка

Дети встают в круг, берутся за руки, идут по кругу со словами:

- Ровным кругом

Друг за другом

Мы идём за шагом шаг.

Что Савелий нам покажет,

Будем делать точно так.

По команде одного из учеников выполняют задания.

7. Физминутка

Дети встают в круг, берутся за руки, идут по кругу со словами:

- Ровным кругом

Друг за другом

Мы идём за шагом шаг.

Что Савелий нам покажет,

Будем делать точно так.

По команде одного из учеников выполняют задания.

8. Коллективная проверка упражнения. Докажите, что вы правильно списали слова.

Почему они пишутся с заглавной буквы?

Чтение текста:

Возвращаясь под вечер с поля,

Потеряла серёжку Поля.

Ту серёжку нашёл Серёжка,

Прибежал, постучал в окошко:

- Отыскалась твоя серёжка!

( Найдите слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию. Объясните разницу в их написании).

8. Самостоятельная работа.

Выполнение упражнения 306 (Русский язык, учебник для 4 класса, автор Т.Г.Рамзаева)

Проверка выполнения упражнения консультантами.

9. Самостоятельная работа.

Прочитать предложения с доски. Выбрать нужное слово. Записать предложение в тетрадь.

- В саду росла красивая (Роза, роза).

- Заливисто лаяла (Стрелка, стрелка).

Анализ записанных предложений в парах.

9. Коллективная проверка выполненного упражнения. Отчёт консультантов.

 

10. Проверка задания.

-Доказать правильность полученных предложений.

- Повторение правила о написании слов с заглавной буквы.

- Составить и записать предложение со словами земля, Земля.

- Чтение предложений.

10. Проверочная работа.

- Списать, вставить пропущенные окончания, определить падеж.

- Любовались красив... облаком, написали о больш... празднике, рассказал о хорош... человеке, росла в соснов... бору, покрылась крепк... льдом.

Проверка задания, оценивание.

11. Итог урока.

- Какова была цель нашего урока?

- Какие проблемы нужно ещё решать?

- Что необходимо для решения проблем?

11. Итог урока

- Какую проблему решали на уроке?

- Удалось ли решить её до конца?

12. Домашнее задание: Придумать и записать пять предложений с использованием слов, которые пишутся с заглавной буквы. 12. Домашнее задание: выполнить упражнение 309.