Тесты, ориентированные на различные стили обучения учащихся, как проверка математических знаний

Разделы: Математика


Как известно, модель личностно-ориентированной школы существенно отличается от других моделей и педагогических систем, представляя большую свободу выбора в процессе обучения. Ученику уже не приходится подстраиваться под обучающий стиль учителя. Сам учитель согласует свои приёмы и методы с познавательным стилем обучения ребёнка.

Здесь имеется в виду то, что у зрительно-ориентированных детей информация воспринимается через видимый образ (картинки, схемы, чертежи и т.д.), у аудиальных – через слуховой, а кинестеты воспринимают информацию с помощью собственных ощущений [2].

Конечно, задача учителя – развивать все каналы восприятия учеников при объяснении нового материала, закреплении, но проверять знания учащихся нужно, используя предпочитаемый ими стиль обучения.

При проверке знаний учащихся лучше всего использовать индивидуальный подход. Одним из видов проверки является тестовое задание. Бытует мнение, что для того, чтобы успешно справиться с тестом, нужно знать всё. Но на самом деле это не так. Игнорируется тот факт, что все учащиеся разные и у каждого есть свой стиль обучения. Очень часто этот стиль не похож на стиль обучения многих одноклассников. И результаты стандартных тестов также часто дают представление не столько о знаниях, способностях и уровне подготовки учащихся, сколько о том, хорошо ли эти учащиеся умеют выполнять стандартные тесты.

Диагностические тесты нужно строить по справедливости. Необходимо применять более чем один вид тестов для учеников с разными стилями обучения. Главное здесь – помочь учащимся показать, что они действительно знают, умеют и могут делать, а не то, чего они не знают и не умеют. Равное внимание ко всем учащимся совсем не означает одинакового обращения со всеми.

Также полезно знать, кто из учащихся принадлежит к рефлексивному и импульсивному типам (не только к аудиальному, визуальному и кинестетическому), так как рефлексивные учащиеся часто, если не всегда, получают плохие оценки по результатам стандартных тестов. Объясняется это тем, что у данных учащихся очень невысокая скорость ответов в диагностических тестах [3]. Для импульсивных учащихся подойдут тесты непродолжительные по времени и требующие быстрой реакции, т.е. тесты с фиксированным сроком выполнения. Для рефлексивного типа – тесты с неограниченным сроком выполнения. Письменные тесты очень хорошо подходят для учащихся визуального типа; устные лучше применять для аудиалов. Наибольшую трудность представляет составление тестов для кинестетиков, так как в них должны быть (желательно) задачи с реальными предметами (например, вычисление площадей граней фигур по макету).

Приведу пример одной задачи из диагностического теста.

“Дан макет прямоугольного параллелепипеда с измерениями 6 см, 8 см и 5 см (Измерения известны только для аудиалов и визуалов). Задание: вычислить площадь поверхности параллелепипеда”.

Ниже приведены различные трактовки данной задачи для аудиалов, визуалов и кинестетиков.

1) Задача для визуалов:

Дан макет прямоугольного параллелепипеда с измерениями 6 см, 8 см и 5 см. Задание: вычислить площадь поверхности параллелепипеда”.

– Начертите данную фигуру.
– Обозначьте вершины.
– Невидимые рёбра обозначьте пунктиром.
– Определите сколько граней у параллелепипеда.
– Начертите каждую грань отдельно.
– Вспомните, какой фигурой является грань параллелепипеда.
– Как найти площадь этой фигуры?
– Выполни необходимые вычисления и ответь на вопрос задачи.

2) Задача для аудиалов (беседа):

Дан макет прямоугольного параллелепипеда с измерениями 6 см, 8 см и 5 см. Задание: вычислить площадь поверхности параллелепипеда”.

– Укажи грани параллелепипеда.
– Какая из известных фигур является гранью?
– Какие из граней параллелепипеда равны?
– Как найти площадь каждой грани?
– Как найти площадь всей поверхности параллелепипеда?
– Назови 2 способа решения этой задачи.
– Реши задачу.

3) Задача для кинестетиков:

Дан макет прямоугольного параллелепипеда. Задание: вычислить площадь поверхности параллелепипеда”.

– Возьми макет в руки.
– Определи с помощью линейки измерения параллелепипеда.
– Вспомни формулу вычисления площади фигуры, которая является каждой из граней параллелепипеда.
– После сделанных измерений определи, какие из граней равны.
– При необходимости сделай чертёж в тетради.
– Реши задачу.

Другим примером является одна из задач диагностического теста для учащихся 7-го класса по теме “Решение задач с помощью линейных уравнений”. Задача (№ 146) взята из учебника Алгебра 7 кл. (Виленкин Н.Я.) [1].

Задача:

“Протяжённость автомобильной трассы составляет 6940 м. Большую часть трассы занимают два тоннеля, длина одного из которых на 17 м больше длины другого. Найдите длину каждого тоннеля, если известно, что наземная часть трассы составляет 703 м”.

1) Задание для аудиалов:

– Прочтите задачу.
– Назовите 3 участка трассы.
– Длина какого из них известна?
– Где находится наземная часть трассы по отношению к тоннелям?
– Как можно выразить длины тоннелей с помощью переменной Х?
– Какое уравнение можно составить по условию задачи?
– Решите это уравнение.
– Ответьте на вопрос задачи.

2) Задание для визуалов:

– Изобразите схематически все участки трассы.
– Введите переменную Х.
– Составьте уравнение по условию задачи и решите его.
– Ответьте на вопрос задачи.

3) Задание для кинестетиков:

Склейте макет трассы (домашнее задание). Подумайте, какое уравнение можно составить по условию задачи. Решите это уравнение. Найдите ответ на вопрос задачи.

Литература.

  1. Алгебра – 7:учебник/автор: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова, Просвещение, 2004–2007 год.
  2. Ливер Бетти Лу Обучение всего класса/ Пер. с англ. Биченковой. – М.: Новая школа, 1995.
  3. Методы обучения детей с различными типами обучаемости: практ. Пособие/ Н.И. Хромов. – М.: Айрис-пресс, 2007.