Дополнительная образовательная программа "Школа будущего"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

Программа "Школа ведущего" социально-педагогической направленности. С незапамятных времен искусство театра сопутствует человечеству. Театр обладает исключительной способностью правдиво и мудро отражать все движения жизни. Сценическое искусство дарует зрителю ни с чем несравнимые чувства сопереживания, эмоционального соучастия в самом процессе творчества.

В наше время театральное искусство так же актуально, как и прежде, т.к. в мастерстве ведущего большую роль играет его умение перевоплощаться, знание основ сценической культуры, культуры речи. Поэтому цель данной программы: Формирование представлений о выразительных средствах театрального исполнительского искусства как неотъемлемой части мастерства ведущего.

Задачи курcа:

  • познакомить с театральными терминами, с понятием грим, актерское мастерство;
  • формировать эстетическое отношение к культурному наследию прошлого;
  • развивать речевую культуру посредством специальных упражнений;
  • обучать приемам пластической выразительности;
  • познакомить с основными приемами мастерства ведущего.

Новизна предлагаемой программы заключается в интеграции различных видов деятельности: сценическое движение, сценическая речь, грим, актерское мастерство, мастерство ведущего.

Программа курса рассчитана на один год обучения 144 часа, для учащихся 12-14 лет, два занятия в неделю по 2 часа. Программа предусматривает проведение теоретических занятий, практических работ, выполнение творческих заданий. Большое внимание уделяется практическим занятиям, на которых ребята смогут усвоить способы перевоплощения, необходимые ведущему. Во время занятий используются различные формы работы: индивидуальная, групповая и коллективная.

Отличительной особенностью данной программы является изучение не только основ актерского мастерства, знакомства с театральным искусством, но и овладение навыками ведения различных мероприятий.

Курс состоит из двух блоков. Первый блок включает в себя темы о театре, знакомство с театральным искусством, разыгрываются предлагаемые обстоятельства. На занятиях ребята могут приобрести навыки, как вести себя на сцене, быть раскрепощенными, свободно держаться на публике.

Во втором блоке обучающиеся знакомятся с особенностями мастерства ведущего, умением вести досуговые, торжественные мероприятия и концерты.

Итоговое занятие по первому разделу позволит ребятам побыть в роли актеров. Итоговое занятие по второму разделу предполагает возможность обучающимся самим побыть в роли ведущего во время досугового мероприятия.

В результате изучения курса обучающиеся будут знать:

  • виды и жанры театрального искусства;
  • историю возникновения театра;
  • приемы сценического перевоплощения.

Уметь:

  • проводить досуговые, торжественные мероприятия и концерты;
  • правильно вести себя на сцене;
  • использовать в речи выразительные средства языка;
  • читать монологи и правильно выстраивать диалоги.

Программы с данным содержанием в общеобразовательных школах отсутствуют. Практическая значимость курса заключается в постижении обучающимися основ театрального искусства, развитие коммуникативных навыков, внимания, памяти, воображения, быстрой реакции. Занятия способны содержательно и интересно заполнить досуг, дать возможность проявить и выразить индивидуальность каждой личности.

Учебно-тематический план

Наименование темы Кол-во часов теория практика
1 Знакомство с театральным искусством

60

14

46

1.1 Вводное занятие. Театр как вид искусства. Виды и жанры театрального искусства

2

1

1

1.2 Страницы истории театра

6

4

2

1.3 Театральные аксессуары

6

1

5

1.4 Актерское мастерство

16

4

12

1.5 Исполнительский стиль актеров

6

2

4

1.6 Игры "Предлагаемые обстоятельства"

24

2

22

2 Мастерство ведущего

84

26

58

2.1 Сценическая речь

10

4

6

2.2 Словарь настроений

10

2

8

2.3 Сценическая культура

8

2

6

2.4 Чтение монологов и диалогов

8

2

6

2.5 Ведущий перед выходом на сцену

4

1

3

2.6 Особенности ведения концертов, торжественных мероприятий

16

6

10

2.7 Ведущий культурно-досуговых программ

24

8

16

2.8 Итоговое занятие

4

1

3

  Итого:

144

40

104

Содержание курса

  1. Знакомство с театральным искусством.
    1. Вводное занятие. Театр как вид искусства. Виды и жанры театрального искусства.
    2. Виды искусства. Своеобразие театрального искусства. Комедия, трагедия, драма, водевиль - основные жанры театрального искусства.

    3. Страницы истории театра.
    4. Зарождение театра. Античный театр, его традиции. Становление профессионального театра, его роль в подъеме культуры общества. Средневековый театр. Театр эпохи Возрождения. Отличительные черты театрального искусства различных эпох. Русский театр, его истоки, традиции, жанры.

    5. Театральные аксессуары. Художественное оформление спектаклей. Бутафория и реквизит, их отличие друг от друга. Грим. Как пользоваться театральным гримом, париком и наклейками. Использование грима в мастерстве ведущего. Характерный грим.
    6. Актерское мастерство. Достижение сущности перевоплощения. Театральные термины. Образ героя, определение характера, изображение знакомых образов.
    7. Исполнительский стиль актеров. Актер, его амплуа. Индивидуальный стиль игры и техники актера. Приемы сценического мастерства. Соотношение сценического стиля и творческого дарования в игре.
    8. Игры "предлагаемые обстоятельства". Работа над собой. Работа с дидактическим материалом. Умение поставить себя в предлагаемые обстоятельства.
  2. Мастерство ведущего
    1. Сценическая речь. Артикуляционная гимнастика. Распевка гласных. Упражнения для
    2. Тренировки нижней челюсти, губных мышц, мышц языка. Дыхание: вдох, выдох. Скороговорки.

    3. Словарь настроений. Работа с текстом по выделению "ведущего настроения". Радостное, светлое. Печальное, сонное. Хвастливое, хвалебное, насмешливое. Сердитое, возмущенное, обиженное настроение. Таинственное, капризное, противоречивое настроение.
    4. Сценическая культура. Умение вести себя на сцене. Имидж ведущего. Что можно, что нельзя делать на сцене.
    5. Чтение монологов и диалогов. Монолог и диалог как основное средство раскрытия сценического образа. Монолог и диалог ведущего. Особенности чтения монологов и диалогов.
    6. Ведущий перед выходом на сцену. Выход на сцену. Настрой перед выходом на сцену. Текст ведущего. Культура поведения на сцене.
    7. Особенности ведения концертов, торжественных мероприятий. Основные правила ведения торжественных мероприятий. Одежда, речь ведущего. Искусство конферансье.
    8. Ведущий культурно-досуговых программ. Особенности при проведении досуговых мероприятий. Умение завладеть аудиторией. Объяснение правил игры во время праздников. Игры с залом и командные эстафеты.
    9. Итоговое занятие. Коллективная творческая работа с реальной аудиторией.

Методическое обеспечение

  1. Словарь театральных символов, терминов.
  2. Театральный грим.
  3. Произведения детских авторов, современной и классической литературы.
  4. Песни для детей.
  5. Сборники игр.

Список литературы

  1. Булыгина, З.П., Единство семьи и школы в создании воспитательного пространства. [Текст] Методическое пособие. /З.П. Булыгина - Кемерово: 2000. - 119с.
  2. Безымянская, О., Школьный театр. [Текст] Сборник пьес. /О. Безымянская. М.: Айрис - пресс, 2001. - 195с.
  3. Бейган, Л. Грим для театра, кино и телевидения [Текст] / Л. Берган. - М.: Искусство, 1997. - 217с.
  4. Гальцова, Е.А., Детско - юношеский театр мюзикла [Текст] / Е.А. Гальцова. Волгоград: Учитель, 2009. - 265с.
  5. Гальцова, Е.А., Театральная карусель [Текст] / Е.А. Гальцова. Волгоград: Учитель, 2009. - 215с.
  6. Гуревич, П.С., Культурология [Текст]: учебное пособие / П.С. Гуревич. - М.: Знание, 1996. - 194с