Пропедевтика педагогики творчества для старшеклассников в элективном курсе "Креативная компетентность будущего учителя"

Разделы: Общепедагогические технологии


Инновационное образование принципиально меняет традиционный стиль обучения и воспитания - с академического на эвриологический. Наряду с информационными технологиями учителя школ применяют креативные психолого-педагогические технологии, обеспечивающие максимальный уровень развития творческой компетенции учащихся.

Цель холистических и деятельностных образовательных технологий - увлечь обучаемых в мир знаний через удовольствие, игру, личный опыт, подключая все каналы восприятия информации (слух, зрение, вкус, обоняние, осязание, интуиция). Они нацелены на двуполушарное (логическое и образное) восприятие учебно-педагогической информации.

В работе со старшеклассниками нами использовались определённые группы методов творчески развивающего обучения, воспитания и развития. Так, для развития креативной эрудиции старшеклассников, в контексте проблемно-модульного обучения, использовалась технология "сжатия учебной информации" посредством ансамбля методов: "инженерии знаний", "информационной накачки", "содержательного обобщения", "когнитивной визуализации" [15, с. 10-27].

Наша транскрипция данной технологии заключается в организации самообразовательной работы старшеклассников с фолиями и медиа-пособиями. Фолиии представляют собой "лист сжатия информации" до схематичного её представления. На фолии может быть отражено содержание темы, а порой и всего раздела по учебной дисциплине. Для того чтобы самостоятельно расшифровать закодированную в схемах учебную информацию, требуется не только хорошо знать соответствующий учебный материал, но и уметь выделять главное, существенное; выявлять форму, наиболее точно и, в то же время, образно отражающую содержание темы.

Медиа-пособие по курсу "Креативная компетентность будущего учителя" спроектировано таким образом, что укрупнённое структурирование содержания учебного материала в виде проблемного модуля разворачивается на мониторе компьютера в виде последовательности символических картин-образов. Как правило, схематичное построение проблемного модуля начинается с появления базового когнитивно-графического элемента, а затем раскрываются основные связи с ним последовательно возникающих на мониторе других элементов, конкретизирующих обобщённое понимание изучаемого материала.

В таком способе "восхождения от абстрактного к конкретному", так называемая "блок-схема" позволяет старшеклассникам, наряду с обобщённым представлением и пониманием темы, детально раскрыть всё многообразие прикладных учебных элементов. При этом, каждый учащийся, вместе с усвоением "технологии" конструирования ориентировочной основы декодирования когнитивно-графической визуализации, погружается в индивидуальное мыслетворчество (Презентация).

В блок-схемах, фреймах, опорных конспектах, педагогических картинках старшеклассникам предлагается "набор инструментов", способствующих формированию опыта творчества декодирования свёрнутой учебной информации: трансформация моделей и отдельных схем в мыслеобразы и, тем самым, уяснение смысла информации. Так, при изучении довольно сложной темы "Методология педагогики", которую, большинство старшеклассников воспринимало как скучную обязанность, мы использовали на уроке довольно примитивный вариант наглядности - экран с нарисованным на листах ватмана "кадро-фильмом" (как в фильмоскопе) в виде последовательно механически переводимых преподавателем "кадров" - ключевых моментов темы.

В ходе занятия, при характеристике основных философских течений, мы сначала демонстрировали на "экране" наглядный образ идеала человека, например, в эпоху Средневековья, Ренессанса или Просвещения. Затем старшеклассникам представлялась "блок-схема", раскрывающая уже посредством не просто наглядности, а в виде когнитивной визуализации "древа" того или иного течения, послужившего в дальнейшем методологическим основанием (например, ассоциативно-рефлекторного, бихавиористического, гештальт-эвристического) способа обучения и воспитания подрастающих поколений. Старшеклассникам предоставлялась возможность при восприятии учебного материала на слух и посредством "сворачивания" информации в графическую наглядность (схемы, модели), самим определять ключевые объекты и их функциональные связи с другими компонентами знания. Тем самым обеспечивалась подготовка старшеклассников к целостному пониманию изучаемой темы.

Формирование креативной эрудиции и эвриологического мышления у старшеклассников обеспечивалось посредством "со-участия" в конструировании опорных схем занятий, когда при изложении учебного материала нами выстраивался краткий путеводитель по теме в виде "древа" или "здания" изучаемого материала.

Сочетание языков социальной коммуникации (вербального и визуального) в представлении учебной информации с наглядно-деятельной демонстрацией дидактического творчества - трансформации учебного материала в схемы и модели, как утверждают известные учёные (И.Павлов, С. Бехтерева, Дж. Гилфорд), активизирует потенциал правого полушария обучаемого, образное мышление и интуицию. А многократное копирование "педагогических картинок" на аудиторных занятиях и попытки подражать преподавателю при свёртывании большого массива учебной информации в процессе самостоятельной работы старшеклассников, в итоге выводит их на "озарение" - нахождение обобщённого алгоритма построения графической модели изучаемой темы, раздела образовательной программы "Пропедевтика педагогики творчества".

Работая с "некоментируемыми" схемами и таблицами, графическими моделями и фреймами старшеклассники становились "путешественником", идущим по пути раскодирования, скрытой в когнитивной визуализации информации, переходящей в "открытие-знание" и глубокое понимание "сути вещей".

Завершающим этапом технологии "инженерии знаний" на основе сжатия информации является переход от "разгадывания ребусов, кроссвордов" (А.Райкин) к их составлению, выработке собственного стиля самообучения, в ходе трансформации объективного знания в личностный, т.е. "знания с пониманием". Практически такой переход на уровень самотворчества осуществлялся в процессе обработки учебной информации с использованием компьютерных графических и мультимедийных программ.

Выполняя задания по разработке "листов сжатия" по теме "Культура учебной деятельности", старшеклассники, используя собственный стиль самообучения и возможности компьютерной графики и дизайна, осуществляли настоящую творческую деятельность, - создавали модели текстовой информации, перерабатывали текст и представляли его в графическом виде (Приложение 1).

Для стимулирования сознательного и активного усвоения теории педагогики творчества, формирования научно-теоретического, понятийного и системного мышления старшеклассников обучали некоторым простейшим логическим операциям с научной информацией: выделение ключевого понятия в тексте, поиск и нахождение его дефиниции (определения), умению охарактеризовать его объём и содержание, указать связи с другими понятиями. Заключительной операцией является установление прикладных следствий тех теорий, которые стоят за системой понятий.

Как справедливо считает В.В. Воронов "специальная работа студента с системой научных понятий по предмету, составление схем, словарей, в том числе систематизированных, а затем обзоров научной литературы, рефератов, докладов, самостоятельных научных текстов, с обязательным анализом понятийного состава проблемы, носит как воспроизводящий, так и продуктивный, развивающий характер. Результатом обучения являются предметные знания и методологические умения" [1, с.7].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воронов, В.В. Педагогика в схемах: курс общей педагогики для вузов. - М.: Росучприбор, 2003.

2. Гамезо. М.В. Атлас по психологии / М.В. Гамезо, И.А. Дорошенко. - М., 1998.

3. Журавлёв, В.И. Внеконтекстные операции с понятиями // В.И. Журавлёв. - М., 1997.

4. Лукъянова, М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: Диагностика и развитие / М.И. Лукьянова. - М., 2004. - С. 51

5. Маркова, А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1993. - 192 c.

16. Трайнев, И.В. Конструктивная педагогика: учебное пособие / под ред. В.Л. Матросова. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 320 с.

17. Тутолмин А.В. Становление и развитие творческой компетентности будущего учителя [Текст]: дисс. : докт. пед. наук. Чебоксары, 2009. - 446 с. URL: http://www.famous-scientists.ru/list/2662

8. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения [Текст]: методическое пособие / М.А. Чошанов. - М.; Народное образование, 1996.- 160 с.