Интегрированный урок "Математическое путешествие по водным просторам Земли". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • Повторить и обобщить правила умножения и деления круглых чисел, распространив их на более широкую числовую область.
  • Повторить и закрепить нумерацию и действия с многозначными числами. Решение текстовых задач и уравнений, примеров на порядок действий, умножение чисел в столбик.
  • Отрабатывать вычислительные навыки, повторить и закрепить теоретико-множественные понятия и соответствующую символику. 
  • При помощи познавательных задач и энциклопедических сведений расширить кругозор ребят по окружающему миру.     

Оборудование:

  • Петерсон Л.Г. Математика, 3 класс (1-4), часть 1. Издательство «Ювента», 2002, с.110-112.
  • Сигнальные карточки трехцветные (варианты ответов А. Б. В.), карточки с заданиями. Слайды.

Материал:

  • Методическая рекомендация «Математика, 3 класс»  Петерсон Л.Г. «Поурочные разработки по математике»  (к учебному комплекту Л.Г. Петерсон)
  • Учебник «Математика» 3 класс (1-4), часть 1. Петерсон Л.Г. Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина «Группа продленного дня» -занимательные материалы

Тип урока: обобщающий

Вид урока: смешанный

ХОД УРОКА

I. Организационный  момент.

Тут затеи и задачи,
Игры, шутки – все для вас!
Пожелаем всем удачи –
работу, в добрый час!

II. Актуализация знаний

Чтобы получить билет в путешествие по водным просторам Земли, нужно выполнить несколько заданий.

Арифметический диктант

6 * 8                6 * 6             4 * 6              2 * 8
7 * 9                7 * 7             2 * 8              8 * 8
5 * 5                8 * 4             3 * 9              9 * 4
2 * 3                5 * 9             4 * 6              5 * 6
3 * 4                5 * 3              4 * 4             7 * 8

(Проверка: все встают, учитель читает ответы, кто выявляет ошибку – садится. Учащиеся, ответившие верно, получают билеты в конверте – сигнальные карточки для дальнейшей работы, остальные зарабатывают билет отвечая на вопросы)
– На какие несколько групп можно собрать записанные числа? (Ответы)
– Расскажи про эти группы…

III. А теперь мы начинаем путешествие (Слайд 1)

Сведения из энциклопедии

Центр Земли, по мнению ученых, представляет собой раскаленный шар из жидкого железа диаметром около 6500 км. Земля некогда отделилась от Солнца. Она была огненной массой из газообразных, твердых и жидких веществ. С течением времени эта масса несколько остыла и уменьшилась в объеме, приняв форму приплюснутого шара.                                                                 

(Слайд 2)

– Перед вами Земля показана в разрезе и прекрасно можем увидеть центр Земли. В связи с этим, вам предстоит найти ответ на вопрос:

Какая температура в центре Земли?

А.   + 2000*  – 60
Б.   + 1100*  – 48
В.   + 5500*  – 30

Вывод к ответу через математическую цепочку:

32 : 8 * 2 : 4  * 5 + 43 – 5 =
(24 : 8 * 30 : 2 + 18) : 7 * 9 – 33 =                         (Слайд 3)
(Ответ:  Б. + 1100 * – 48)

Познавательная задача. Толщина горных пород под континентом  – 48 км, а под океаном – 5 км. На сколько толще слой горных пород под континентом?

IV. Как мы с вами договорились, сегодня мы покоряем водное пространство Земли. Принимая во внимание то, что большую часть Земли занимает вода, у меня к вам следующий вопрос.

Из чего состоит вода?

А.  Соединение газов – 4
Б.  Соединение жидких веществ – 9
В.  Соединение твердых веществ  15

Вывод к ответу через решение уравнений:

450 : Х = 9          Х * 60 = 240         Х – 93 = 87

(Ответ: А. Соединение газов – 4)

(Слайд 4)

Сведения из энциклопедии

Вода – жидкость без вкуса, цвета и запаха. Вода присутствует в почве, воздухе и в живых организмах. Вода – простое соединение газов: очень легкого газа водорода и более тяжелого, активного газа кислорода.
Вода имеет три состояния: какие? …
– твердое, жидкое и газообразное
Правильно. И еще: состояние воды зависит от ее температуры. Из твердого в жидкое состояние переходит при  0*С, из жидкого в газообразного при 100*С.

Познавательная задача (Слайд 5.)

На границе Америки и Канады на реке Ниагаре между озерами Эри и Онтарио есть два водопада. Высота одного водопада – 51м , а ширина – 330 м. Высота второго водопада на 2м меньше, а его ширина на 430м больше. Какова высота и ширина второго водопада?

V.  Раз есть вода, значит там есть и живность. Перечислите, пожалуйста, кого там можно встретить?...
Оказывается, есть очень интересная рыба – рыба-санитар. Они совершают регулярный осмотр крупных рыб, чтобы избавить их от мелких паразитов и остатков отмершей кожи.

Как они предупреждают крупную рыбу, чтобы их не съели?  Ответить на вопрос сможем после выполнения следующего задания.  (Слайд 6)

А. Танцуют перед крупной рыбой – 17 017 997 960
Б. Открывают и закрывают рот – 6 008  103
В. Хлопают глазами и подмигивают – 37 064 004       

Ответить на вопрос сможем после выполнения следующего задания. 

№5, стр.111

– Запиши многозначные числа: 16 124, 18 024 005,  25 124 002,  17 018 000 005,  2 000 013,  2 045,  8 016 034,  15 001 007.
– Подчеркнуть самое маленькое и самое большое многозначное число
– Найти разность этих двух чисел   (17 017 997 960)

Сведения из энциклопедии

Приближаясь к крупной рыбе, рыбки-санитары совершают особые движения плавниками, будто выполняют своеобразный танец. Эти движения предупреждают большую рыбу, что перед ней санитары и что на них не следует нападать. Обследуя жабры, рот и тело рыбы, поедая паразитов, рыбки-санитары получают награду за свой труд.

Познавательная задача

40 рыбок-санитаров совершают «осмотр» крупной рыбы. 12 рыбок обследовали жабры, 8 рыбок рот, а остальные – тело. Сколько рыбок очищали тело крупной рыбы?

(Слайд 7)

VI. Физкультминутка

Под музыку выполняются танцевальные движения.

VII. Перед вами карточки с заданиями. Решив данные задания, вы найдете ответ на следующий вопрос.

(Слайд 8)

С каким животным рыба сом имеет кое-что общее?

  • А. С крокодилом   –  2 345 600
  • Б. С кошкой   –   1 680 000
  • В. С индюком   – 1 025 001

2 047 639 – 459 086 =
305 300 + 72 058 =
24000 * 70 =
6м 4дм  =   ___       см
5м 9см  =   ____     см
7км 91м  =  ____    м
(Ответ:  Б.  С кошкой  –  1 680 000)

Сведения из энциклопедии

У сома есть усы, т.е. не совсем усы, а отростки, которые напоминают кошачьи усы. Поэтому сома именуют иногда кот-рыба. При помощи этих усов сом узнает, что творится вокруг. И еще у рыбы есть одна особенность, напоминающая кошку: пойманная рыба издает гудящий или квакающий звук, отдельно похожий на мурлыканье кошки. Есть сомы, которые умеют путешествовать по суше от пруда к пруду. Есть сомы, строящие гнездо из стеблей и травы. А есть электрические сомы, способные нанести ощутимый удар током.

Познавательная задача

Пять синих китов съедают 20т криля (криль – животный планктон, напоминающий креветок). Сколько тонн криля съедают 3 кита?

VIII. Итог урока

Путешествие по водным просторам Земли подходит к концу, мне очень понравилось как вы работали, надеюсь, вам тоже понравилось путешествие.
Кораблик с обложки помог нам переплыть 1 часть математики, а впереди – океан Страны математики глубже и шире, а поможет его преодолеть этот красивый корабль (Слайд 9) Раздается 2 часть учебника.

За работу всем спасибо! В добрый путь!