Воздух вокруг нас

Разделы: Работа с дошкольниками


Воспитатель: Дети, посмотрите на меня. Проведём гимнастику для глаз. Закройте глаза, откройте, посмотрите вправо, влево, вверх, вниз. Хорошо. А теперь сделайте сердитое лицо, радостное, удивлённое, серьёзное. Какие вы у меня красивые, умные, внимательные и я уверена, что мы с вами сегодня отлично позанимаемся.

(В коридоре возле двери пищит мышка)

Воспитатель: Слышали, ребята? Там кто-то есть. Пойду, посмотрю: кто к нам пожаловал?

(Возвращается с игрушечной мышкой, к хвостику которой привязан красивый конверт)

Смотрите: Мышка-почтальон принесла нам очень красивый конверт. Интересно, что в нём?

Дети: Конечно, давайте посмотрим.

Воспитатель: Вижу – здесь письмо и сейчас я вам его прочту. Рассаживайтесь поудобней, да слушайте внимательно.

 (Дети садятся на ковёр)

 «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И был у него один единственный сын, звали которого Иван-Царевич. Когда Иван вырос, он полюбил прекрасную царевну Веснянку – дочь царя из царства Природного. А Веснянка была очень умной царевной и решила она проверить, насколько умён её жених. Загадала она Ивану-Царевичу  три мудрёные загадки и сказала: «В большом месте сидеть – много надобно ума иметь. Отгадаешь мои загадки – пойду за тебя замуж, а если нет – не обижайся!»
Загоревал Иван-Царевич, а царь-отец молвил: «Сиденьем города не берут. Иди, сын мой  милый, по белу свету походи, поучись, мудрости наберись. Быть может, тогда  и отгадаешь загадки Веснянки.
Взял тогда Иван  ниток клубок, бросил его впереди себя и пошёл: куда клубок катится, туда и царевич идёт…

(Заходит в группу Иван-Ццаревич с заплечным мешком)

Иван: Много дней и ночей иду я по свету  за своим клубочком. Вижу: теперь привёл он меня в детский сад. Здравствуйте, дети.

Дети и воспитатель: Здравствуй, Иванушка. Проходи, присаживайся. Слышали мы про твою беду. Может и могли бы тебе помочь, да вот жаль, что загадок не знаем.

Иван (радостно): Так я вам их загадаю! А вы мне поможете?

Дети и воспитатель: Постараемся.

(Иван раскрывает заплечный мешок и говорит)

Вот первая загадка: Подарила мне Веснянка ведёрко с грибами. Грибы велела высыпать, а что в ведёрке осталось – ей показать. Только что же ей показывать? В ведёрке-то пусто!

Воспитатель: Вот как раз об этом я сегодня  хотела поговорить с ребятами и приготовила всё необходимое для нашего занятия. Ребята, и ты, Иванушка, проходите к  этому большому столу и приготовьтесь слушать меня внимательно.
А расскажу я вам сегодня о том, что всех нас окружает воздух. Он находится везде-везде: вокруг предметов, игрушек, строений, заполняет все пустые места. Но мы его в обычной жизни не видим. Скажите, а вам хотелось бы увидеть воздух?

Дети и Иванушка: очень, только как это можно сделать?

Воспитатель: Я догадывалась, что вам интересно будет увидеть воздух и заранее приготовила всё необходимое для опытов.
Итак, смотрите. Я приготовила обычный пакет и положила в него полотенце. А теперь это полотенце из пакета убираю.

(Широко раскрываю пустой пакет и закручиваю)

Как видите, в нём ничего больше нет. Но почему я не могу свернуть пакет, что мне мешает? Оказывается, это воздух, который я закрыла в пакете. Проверим? Для этого я попробую опустить этот пакет на дно аквариума. Смотрите, как ведет себя мой пакет: он не хочет лежать, выпрыгивает наверх. Это потому, что воздух очень лёгкий и вода его  выталкивает.                 

(Повторяю несколько раз)

А теперь я попробую заставить пакет с воздухом опуститься на дно. Для этого мне нужно надавить на пакет. Но открою вам секрет: в моём пакете есть маленькие дырочки. Через них будет выходить воздух. Будьте внимательны и говорите всё, что увидите.

(Провожу опыт, дети комментируют)

Дети: Пузыри появились, их много, они крупные, большие, играют в догонялки, бурлят, как фонтан.

Воспитатель: Верно. А сейчас я раскрою пакет и наберу ещё воздуха, а потом снова опущу его в воду и попробую раскрыть в воде.

Дети: Огромный пузырь  поднялся наверх и исчез, как будто лягушка квакнула.

Воспитатель: Вот, ребята, оказывается, в пустом пакете был воздух и с помощью опытов мы смогли его увидеть.

Иванушка: Я тоже видел. Очень интересно.

Воспитатель: А сейчас давайте проведём опыт с этим стаканом, на дно которого я с помощью кусочка пластилина прикрепила кусочек салфетки. Обратите внимание, какие у неё края: они загнуты вверх, словно лепестки у ромашки. Как вы думаете, если я опущу этот стакан в воду, салфетка намокнет?

Дети и Иванушка: Конечно, обязательно.

Воспитатель: Давайте проверим.

(ровно опускаю стакан вверх дном в воду)

И что же мы видим? Салфетка сухая.

Дети: Мы знаем, почему салфетка не намокла! Потому что воздух был в стакане.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Сейчас я снова проведу этот опыт, но немного по-другому. Сначала также опущу стакан в воду, а потом его наклоню. А вы наблюдайте.
(провожу опыт)

Дети и Иванушка: Из стакана воздух вышел в форме больших пузырей.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Давай-ка, Иванушка, проведем опыт с твоим ведёрком.

(Провожу аналогичный опыт с комментариями детей)

Воспитатель: Вот тебе, Иванушка, отгадка на первую загадку: в пустом ведёрке находится воздух.

Иванушка: Спасибо. Вижу, вы ребята умные, сообразительные. Помогите, пожалуйста, и вторую загадку отгадать.

Дети: Загадывай, Иванушка! А мы постараемся.

Иванушка: Спрашивает меня Веснянка: без чего я не могу жить?

Дети: А ты, Иванушка, попробуй не дышать.

Иванушка: Как, совсем?

Дети: Хоть минуточку!

Иван: Никогда не пробовал. Ну-ка… (задерживает дыхание) Ой, не могу! Что такое?

Дети: Потому что всего нужнее человеку воздух!

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы всё сказали правильно. Вспомните, только ли человеку необходим воздух?

Дети: Ещё воздух нужен птицам, рыбам, животным, деревьям, растениям, всей живой природе.

Воспитатель: Замечательно! Вот, Иванушка, ответ на твою вторую загадку: человек не может жить без воздуха! А чтобы убедиться в этом, предлагаю снова перейти к опытам.
Давайте проверим, чем мы дышим. Для этого я буду вдыхать воздух через нос, а выдыхать через трубочку в стакан с водой. Смотрите, что у меня получается.

(Провожу опыт, дети комментируют увиденное)

Ребята, а может у меня стакан волшебный? Интересно, у вас получится этот опыт? Попробуйте самостоятельно провести его. Помните, как надо правильно вдыхать и выдыхать воздух?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда начинайте.

Иванушка: А мне можно?

Воспитатель и дети: Конечно.

(Проводится опыт с комментариями)

Иванушка: Я так увлекся опытами, что чуть не забыл про третью загадку. Но она такая трудная.

Дети и воспитатель: Не горюй, Иванушка, загадывай свою загадку. Поможем, чем сможем.

Иванушка: Дала мне Веснянка ещё одно ведерко (достаёт из заплечного мешка), а в нём – кусочек кирпича, мела и земли. Спросила, что в них общего? А я не знаю, никак не могу догадаться! Как быть – ума не приложу!

Воспитатель: Не  волнуйся, Иванушка. Смотри и слушай очень внимательно. Нам снова помогут опыты. Для начала, ребята, давайте вспомним, к какой природе относятся кирпич, мел, земля?

Дети: К неживой. И кирпич тоже, потому что он сделан из глины.

Воспитатель: Да, ответ правильный. А почему?

Дети: Потому что они не питаются, не растут, не дышат, не передвигаются.

Воспитатель: Очень хорошо. Но раз Веснянка придумала такую загадку, значит что-то общее в них всё же есть. Давайте проведём опыты. Вначале я в аквариум с водой брошу кусочки кирпича и мы с вами проверим, что с ними будет происходить?

(Провожу опыт, дети комментируют)

Теперь в воду опускаю кусочки мела. Что вы видите?

(Дети комментируют)

Настала очередь поместить в воду кусочки земли. Внимание, дети! В воде земля быстро рассыплется, поэтому вначале вы понаблюдайте, что произойдёт, а потом скажете. Договорились? Смотрите.

(Провожу демонстрационный опыт, а затем дети  и  Иванушка проводят его  самостоятельно в  своих стаканах)

Дети и Иванушка обмениваются  наблюдениями и выводами, что в кусочках кирпича, мела  и земли есть воздух. Его вода выталкивает наверх, потому, что воздух очень лёгкий.
В кусочках кирпича воздуха было немного, в кусочках мела – побольше, а больше всего воздуха оказалось в земле.

Воспитатель: Именно потому, что земля рыхлая (она быстро рассыпалась в воде) и в ней
достаточно много  воздуха, все растения растут в земле.

Иванушка: Как я рад, что мой волшебный клубочек привёл меня именно к вам, ребята! Вы так мне помогли! Большое спасибо! Теперь я смогу  не только отгадать загадки Веснянки, но и  опыты показать. Поспешу. До встречи!

(Уходит в смежное помещение)

Воспитатель (вслед): Иванушка, мешок забыл.

Иванушка (из-за двери): Это вам в подарок.

Воспитатель: Дети, давайте посмотрим, что же нам Иванушка оставил.

(Дети подходят к столу)

Воспитатель заглядывает в мешок и говорит детям: «Вижу, что ещё один опыт можно провести. Закройте глаза и попробуйте по запаху определить, что в мешке?»

(Достаю горшочек с нарезанными апельсинами, открываю его и подношу к детям, предлагаю понюхать)

Дети: Вкусно пахнет апельсинами.

Воспитатель: Отгадали! Открывайте глаза и смотрите, сколько их здесь много. Все сможете угоститься после занятия. А пока продолжим. Вот сейчас вы вдохнули воздух, который пропитался запахом апельсинов. Значит, воздух можно не только увидеть с помощью опытов, но и почувствовать. Верно?

Дети: Да, и догадаться, чем пахнет.

Воспитатель: Правильно. А ещё человек может запоминать запахи, а когда о них вспоминает, у него на лице появляется особенное выражение. Попробуем проверить?
Представьте себе, что мама для вас приготовила салат из свежих огурцов (Дети мимикой показывают свои впечатления друг другу), бабушка испекла пирог с яблоками, сварила малиновое варенье. Вижу, как вы любите всякие вкусняшки. А представьте, что пахнет краской или убежавшим молоком. Ой, какие вы смешные стали! Я уверена, что вам не нравятся неприятные запахи. Ребята, так что же мы выяснили?

Дети: Воздух можно не только увидеть с помощью опытов, но и почувствовать.

Воспитатель: Конечно. Но и это не всё. Есть у меня для вас ещё интересные опыты и эксперименты. Потрогайте свою руку ладошкой. Какая она?

Дети: Теплая.

Воспитатель: Значит, у нас в группе…

Дети продолжают: Тепло.

Воспитатель: А давайте на минутку выйдем из группы в холл.

(Дети вместе с воспитателем выходят в холл и возвращаются)

Воспитатель: Ребята, почувствовали разницу?

Дети: Да, в холле прохладнее, чем в группе.

Воспитатель: Правильно. А знаете, почему? Потому, что воздух в группе кроме горячих батарей греем ещё и мы сами.

Дети: Как?

Воспитатель: Очень просто. Проведём ещё один эксперимент. Смотрите на меня: я вдохну воздух через нос, а выдохну на ладошку, которую поднесу ко рту. Сделайте, как я  и отгадайте,  что я почувствовала.

(Дети проводят эксперимент)

Дети: Когда мы вдохнули воздух, он был прохладный, а на ладошку выдохнули теплый.

Воспитатель: Ребята, у всех так получилось? Очень хорошо!

Дети: Да!

Воспитатель: А кто догадался, как нагрелся воздух в нашем теле?

Дети: А мы же тёплые!

Воспитатель: Вы у меня просто молодцы! Но хочу заметить, что свежий воздух полезнее для нашего организма, поэтому нужно всегда проветривать помещения и гулять на улице.
Ребята, в завершение нашего занятия давайте вспомним, что нового и интересного вы сегодня узнали о воздухе.
(Итог)
Вам ещё много  интересного и полезного предстоит узнать о воздухе, например, что он упругий, имеет вес и т.д.
(Заходят Иван-царевич и Веснянка, разговаривая)

Веснянка: Помни, Иван-царевич, грамоте учиться – всегда пригодится! Эти ребятки помогли тебе отгадать мои загадки?

Иванушка: Да.

Веснянка: Очень приятно познакомиться с вами. Вижу – вы настоящие умники и умницы! Что ж, спасибо вам и до свидания. Нам пора. Будете в наших краях – милости просим в гости.

Воспитатель: Ребята, примем приглашение?

Дети: Конечно. Да ещё спасибо, Иванушка, за угощенье. Вот только куда идти – не знаем.

Иванушка: А я вам клубочек свой оставлю. Он и приведет к нам в гости.

Воспитатель и дети: Спасибо. А тебе, прекрасная Веснянка – букет весенних цветов в подарок.
Ребята, я думаю, нужно проводить гостей, а то наш детский сад большой, как бы не заблудились.