Лексика. Словообразование. 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык.
И.С.Тургенев

Его (Тургенева) картины всегда верны,
вы всегда узнаете нашу родную,
русскую природу.
В.Г. Белинский

Цель: формирование коммуникативной компетенции у обучающихся, повышение речевой культуры, демонстрации эстетической функции русского языка на примере исследования языкового материала И.С. Тургенева.

Задачи:

- развивать способность оценивать высказывания с эстетической точки зрения, воспитывать интерес к языку, любовь к родному слову.

- обобщить знания о способах образования слов, пополнить словарный запас учеников.

- повторить имеющиеся у обучающихся сведения по лексике, морфемике, стилистике.

- развивать умение использовать изобразительные средства языка в своей собственной речевой практике.

Методы: (по источникам знаний) наглядные, практические.

Приёмы: наблюдение над текстом, рассуждение.

Оборудование: мультимедиа с распечатанными текстами, этимологические и толковые словари.

Ход урока

1. Оргмомент

Сегодня на уроке мы будем говорить о красоте и богатстве нашего родного русского языка. Русский язык – это язык богатейшей мировой литературы. С помощью него можно создать картины природы, сражения, рассказать о человеке, выразить любовь или ненависть, нежность, досаду, ужас, восторг и другие чувства. Русский язык красив, об этом говорили и говорят многие писатели.

2. Работа с эпиграфом. Почему Тургенев И.С. написал “наш”?

Почему в этом предложении нет подлежащего? К кому оно тогда обращено?

Что значит слово “картина”? Проверьте себя по толковому словарю.

Почему у нас 2 эпиграфа? Как их соединить?

Чем же рисует автор?

1. Запишем, комментируя, предложения И.С. Тургенева и посмотрим, какие картины даёт нам писатель.

  1. Около родника зеленеет короткая бархатная травка.
  2. Солнечные лучи почти никогда не касаются его (ручья) холодной серебристой влаги.

Какими красками вы бы стали рисовать эту картину? Что вам помогает это сделать? (Эпитеты)

В 2-х предложениях 16 слов, из них 5 являются определениями, подчеркните их. Обратите внимание – к одному слову сразу 2 определения, а бывает 3 и более, это любимый приём И.С. Тургенева. Как вы думаете, почему писатель часто использует этот приём?

2. Прочитаем ещё 2 предложения.

1) А осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день, когда береза, словно сказочное дерево, вся золотая красиво рисуется на бледно-голубом небе…

Обратите внимание на “А…” - почему так начинает свою “осеннюю зарисовку” писатель? (Значит, до этого говорилось о чём-то красивом, привлекшем внимание) (скрытое сравнение)

Обратите внимание, как это описание напоминает нам картины.

2) Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах - запах русской летней ночи.

Цепочку каких ещё частей речи даёт автор? (Cуществительных)

Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движения, ни шума.

Бледно-серое небо светлело, холодело, синело.

Всё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило.

Обозначьте корни в словах родника, зеленеет, солнечные, касаются.

Дайте формы слова лучи и однокоренные слова.

Выделите суффиксы в словах солнечные, серебристой.

Что такое бархат? Что может быть бархатным? Почему травка (не трава!) Бархатная? В прямом или переносном значении даётся слово? Значит оно какое? (Vногозначное)

Что такое серебро? Образуйте прилагательные от этого существительного. Что может быть серебряным, что – серебристым? Записываем и разбираем предложение:

По ясному небу едва-едва неслись высокие и редкие облака, изжелта-белые, как весенний запоздалый снег, плоские и продолговатые, как опустившиеся паруса.

Очень интересное предложение! В нём всего 20 слов: 5 – служебные слова; 15 являются самостоятельными частями речи, и из них 8 выступают в роли определений. Объясните сравнение.

Какие пунктограммы вам известны? Объясните их.

1. Сделаем наш первый маленький вывод о языке И.С. Тургенева (говорим о многозначности слов, о точности их употребления, о словесных цепочках, о ёмких, живописных сравнениях).

2. Мы говорим, “картины природы, русская природа”. А что можно увидеть в природе, что такое природа? (Небо, деревья, цветы, шмели, птички)

Назовите, каких птичек вы знаете?

А вот как пишет о них И.С.Тургенев, вот как много он о них знает, как внимательно наблюдает прекрасный мир природы, как словом рисует его, мы как будто сами в тех местах – видим и слышим этот удивительный мир. Сколько птиц в этом отрывке? (6)

Ястреба, кобчики, пустельги со свистом носились над неподвижными верхушками, пёстрые дятлы крепко стучали по крепкой коре; звучный напев чёрного дрозда внезапно раздавался в густой листве вслед за переливчатым криком иволги.

Назовите в этих словах безударные гласные, объясните их. Назовите однокоренные слова и формы одного и того же слова. Назовите однородные члены предложения.

3. Сейчас мы устно поработаем над следующим текстом И.С. Тургенева. Что такое текст?

Птицы засыпают – не все вдруг – по породам: вот затихли зяблики, через несколько мгновений малиновки, за ними овсянки. Горихвостки, маленькие дятлы одни ещё сонно посвистывают… Вот и они умолкли. Ещё раз прозвенел над вами звонкий голос пеночки; где-то печально прокричала иволга, соловей щёлкнул в первый раз.

Вдруг в глубокой тишине раздаётся особого рода карканье и шипенье, слышится мерный взмах проворных крыл – и вальдшнеп, красиво наклонив свой длинный нос, плавно вылетает из-за тёмной берёзы… (“Ермолай и мельничиха”)

Почему малиновка – малиновка? Вальдшнеп – вальдшнеп? (Нем. Wald – “лес”+ Schnepte –“бекас”)

Почему горихвостка – горихвостка? (Горит + хвост – огненный цвет хвоста; сложение основ)

Глухарь – глухарь? (Глухая тетеря.)

Пустельга – пустельга? (Живёт преимущественно в пустых местах).

Какие способы словообразования вы здесь увидели? (Сложение, суффиксальный)

3. Работа с этимологическим словарём

Как вы думаете, почему зяблик – зяблик?

А вот как считает писатель М.Пришвин:

Тысячи зябликов всё летели, всё пели, садились на деревья и во множестве рассыпались по зяби. И я первый раз понял, что слово зяблик происходит от слова зябь.

Зябь – это “замерзающая пашня” (поле, вспаханное с осени до посева яровых); Зяблик появляется с таянием снегов и улетает только в начале зимы, т.е. в холодное, “зяблое” время.

Чем отличается тургеневский рассказ о птичках от миниатюры М.Пришвина? (Тургенев более “живописен” - обращение к эпиграфу)

А какая птичка самая певучая? (Соловей. В этимологическом словаре – соловь.от общеславянского “серый, желтоватый” + суф -ей; птица названа так по цвету оперения). Так вот – это маленькая серая птичка, а поёт как!

1. Рассмотрим особенности тургеневской манеры письма ещё на одном примере.

Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли; лишь изредка звенел стальным колокольчиком насмешливый голосок синицы.

Обратите внимание на глагол приютились.

Чем интересен этот глагол? Приютиться – обрести приют, спокойствие. Приют – место, где можно отдохнуть, приют для путников; приют образовано с помощью приставки при- (чётко определяется её значение) + исчезнувшее сейчас слово, которое обозначало “крыша, дом”. Какую же картину “рисует” слово, как вы себе представляете “все приютились”? Вспомним эпиграф: в чём был прав Белинский, говоря о языке И.Тургенева? А в чём прав И.С. Тургенев?

Вывод. Какие же особенности тургеневской манеры письма вы запомнили? (“Цепочка” прилагательных, глаголов; дать одно сравнение; слова в переносном смысле и многозначные слова)

Закрепление. Напишите миниатюру по заданному началу, сохраняя особенности тургеневской манеры. Предложение взято из повести Тургенева “Касьян с Красивой Мечи”: Лёгкий ветерок то просыпался, то затихал. …

2. Домашнее задание: написать миниатюру по заданному началу. Это предложение из рассказа И.С. Тургенева:

А осенний день, когда низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего, небольшая осиновая роща вся сверкает насквозь. …(“Лес и степь”)

Презентация