Профориентационная работа в объединении "Начальное технологическое моделирование"

Разделы: Начальная школа


Профориентационная работа с обучающимися начального звена

Профессиональная ориентация – длительный и сложный процесс и осуществляется на всех этапах жизни человека.

Изучив литературу по теме своего выступления , я узнала, что существует несколько этапов:

  • Первый – эмоционально-образный, характерный для детей старшего дошкольного возраста, когда у ребенка формируются положительное отношение к профессиональному миру: людям труда, их занятиям, первоначальные трудовые умения в доступных ему видах деятельности.
  • Второй (1 -4 кл.) – пропедевтический. На этом этапе происходит формирование у младших школьников любви и добросовестного отношения к труду, понимания роли труда в жизни человека и общества; развитие интереса к профессии родителей и ближайшего производственного окружения; нравственных установок в выборе профессии; интереса к наиболее распространенным профессиям, основанного на практической вовлеченности обучающихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, трудовой деятельности.
  • Третий (5-7 кл.) поисково-зондирующий. На этом этапе происходит формирование у подростков профессиональной направленности; осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. Этому способствует включение учащихся в деятельность, согласованную с профилем продолжения образования в старших классах и будущей профессиональной деятельностью.
  • Четвертый (8-9 кл.) – профильная ориентация – период развития у молодых людей профессионального самосознания.
  • Пятый (10-11 кл.) – период проектирования после школьного образования профессионального маршрута.
  • Шестой (учащиеся студенты учебных заведений профобразования) – вхождение в профессиональную деятельность, период углубленной подготовки к ней.
  • Седьмой – развитие профессионала в процессе самого труда, когда он одновременно не только повышает свою квалификацию, но и расширяет сферу своей деятельности и осваивает новые специальности.

Существует много программ по предпрофильной и профильной подготовке учащихся 8-11 классов, но все же подросток не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий велик, а знания о них минимальны и даются отрывочно. Поэтому мы начинаем знакомить обучающихся начиная с младшего возраста (1-4 класс), так как , скрытые резервы профориентации таятся именно здесь. Чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, наша задача познакомить обучающегося с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т.е. с профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

Например: изучая автомобильную технику я знакомлю обучающихся с профессией водителя, авто слесаря, механика , диспетчера.

В моей образовательной программе ,рассчитанной на четыре года обучения есть раздел профориентационная работа, социальные практики, где главными задачами являются:

  • познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
  • формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;
  • развивать интеллектуальные и творческие возможности ребенка.

Содержание и структура занятий определяется возрастными особенностями младших школьников. Эти особенности не являются одними и теми же для всех годов обучения.

У первого и второго года обучения у обучающихся ещё не осознанно формируется представление о профессиях.

Третий год обучения – переломный в жизни детей. Именно с третьего года обучения они начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. На этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, т.е. мышление оперирующее понятиями. Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти. Активно развивается и способность ребенка произвольно управлять своими познавательными процессами , он учится владеть вниманием, памятью, мышлением.

На четвёртом году обучения происходит формирование основных представлений о профессиях, заканчивается строительство фундаментальных характеристик ребенка на основе которых будет продолжено развитие в подростковом возрасте в объединениях технической направленности отдела.

Основные направления работы по профессиональной ориентации школьников

Информационно-просветительское направление. Реализуя данное направление, необходимо проводить серию занятий, рассказывающих о различных сторонах той или иной профессии, организовывать экскурсии обучающихся на предприятия города , встречи со специалистами , которые знакомят со своей профессией, а также проводить тематические выставки.

Цель этого направления – создать у обучающихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий. Это поможет в будущем сделать наиболее осознанный и осмысленный выбор.

Диагностическое направление. В развитии данного направления необходимо проводить диагностику, тесты. А поскольку младшие школьники - психологически не готовы к профессиональному выбору и не могут адекватно соотнести свои качества с той или иной профессией, то и использование тестов для них представляет не более чем простую забаву.

Обучающее (или формирующее). Для формирования у младших школьников ценностного отношения к труду, является развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные его виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую. Значительное место в работе по профпросвещению занимают беседы. Их можно посвящать ознакомлению с какой-то одной профессией, с группой родственных профессий, вопросам значимости их правильного выбора для человека. При этом тематика бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих обучающихся.

Ознакомление обучающихся с профессиями в процессе беседы можно проводить по такому плану:

Общие сведения о профессии: Целенаправленное информирование о реальном содержании профессий, о времени профессионального становления, разном для каждой профессии, будет способствовать развитию их личности.

  1. Краткая характеристика отрасли народного хозяйства, где применяется профессия, краткий исторический очерк и перспективы развития профессии, основные специальности, связанные с данной профессией.
  2. Производственное содержание профессии: Место и роль профессии в научно-техническом прогрессе, ее перспективность; предмет, средства и продукт труда; содержание и характер (функция) трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества; связь (взаимодействие) с другими специальностями.
  3. Условия работы и требования профессии к человеку: Санитарно-гигиенические условия труда; требования к возрасту и здоровью; элементы творчества, характер трудностей, степень ответственности, специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям человека, отличительные качества хорошего работника; специальные условия: влияние профессии на образ жизни работника, его быт и т.д.; экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск.
  4. Система подготовки к профессии: Пути получения профессии, курсы, техникумы, вузы; связь профессиональной подготовки с учебой и трудовой деятельностью в школе; уровень и объем профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для получения начального квалификационного разряда по данной профессии; перспективы профессионального роста; где можно продолжить ознакомление с профессией; что читать о профессии.

Игровые упражнения в профильной ориентации школьников

В рамках профильной ориентации школьников возможны самые разнообразные формы работы: элективные курсы, экскурсии, беседы, психологические диагностики, занятия, ток-шоу, КВНы, игры и многое другое. Игровые упражнения могут быть составной частью многих из них. В частности, при проведении апробации, игровые упражнения использовались для работы со зрителями.

Преимуществом упражнений является то, что они не занимают много времени для проведения, в соответствии с целью проводимого мероприятия их можно подобрать готовые, а, в случае необходимости, не сложно разработать самим. Кроме того, игровые упражнения имеют значительный активизирующий потенциал.

При проведении большинства профориентационных игровых упражнений желательно соблюдать следующие условия:

  • высокая динамика проведения игр (упражнения должны проводиться как бы “на одном дыхании”), что позволяет не только лучше осознавать моделируемую проблему в целостности, но и поддерживать дисциплину в плохо организованных группах, т.к. участники в таком случае просто не успевают отвлекаться на посторонние вопросы;
  • акцентировать внимание участников не на ошибках (неудачах) кого-либо из игроков, а на положительных. интересных и правильных высказываниях и действиях;
  • соблюдать принцип добровольности участия в игровых процедурах и заданиях (если кто-то захочет просто “понаблюдать” за игрой со стороны, лучше разрешить ему это, но при условии. что остальная играющая группа не станет возражать);
  • даже если игровое упражнение простое и не занимает много времени, проигрывать его следует не более 3-5 раз, иначе игроки сами не заметят как потеряют к этому упражнению интерес;
  • стараться поменьше высказываться самому (ведущему), давая возможность проявить себя игрокам;

Вот некоторые игровые упражнения, разработанные Николаем Сергеевичем Пряжниковым.

Одно из самых простых называется «Профессия на букву». Цель: расширение у участников знаний о мире профессионального труда или актуализация уже имеющихся знании о профессиях.

Ведущий называет какую-то букву. Задача участников – показать, что они знают много профессий., специальностей начинающихся на эту букву, т.е. показать, насколько они знают мир профессий. При этом начинать следует с простых букв (М, С), постепенно предлагая более сложные (Ю – ювелир, юрист). Можно немного видоизменить это упражнение, проводя его по аналогии с известной игрой «Города». Ведущий называет профессию, например, ОФИЦИАНТ, следующий игрок должен назвать па букву 'Г (токарь – радиомеханик...).

Несколько сложнее игровое упражнение «Самая-самая». Цель: повышение у обучающихся знаний о мире профессионального труда.

Ведущий, предлагает необычные характеристики профессий или специальностей, а участники называют те профессии, которые, по их мнению, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. Чтобы упражнение проходило интереснее, желательно и характеристики подбирать интересные. ХАРАКТЕРИСТИКА: самая зеленая профессия (садовник), самая детская профессия или специальность (СП. Дошкольное образование, педиатрия), самая грамотная профессия или специальность (библиотечно-информационное дело, филология).

Интересное упражнение «Цепочка профессий». Цель: развитие у школьников умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности.

Здесь предлагается выстроить «цепочку профессий». Ведущий называет первую профессию, например, металлург, следующий участник назовет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар. Следующий назовет профессию, близкую к повару (медсестра – тоже в белом халате) и т.д. важно, чтобы называющий сумел объяснить, в чем сходство названных профессий.

Заключение

Профориентационная работа является естественным продолжением всей психолого-педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением. Полноценная помощь школьнику в выборе профессии не только помогает ему организовать саму учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой трудовой жизни), но и привносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет.  М.: Гном-Пресс, 2002.
  2. Лопатина А.А., Скребцова М.В. Секреты мастерства. 62 урока о профессиях и мастерах. – М.: Книжный Дом Локус, 2002.
  3. Психологический справочник популярных профессий / Под ред. Е.С. Романовой. – М.: МГПУ, 2000.
  4. Пряжников Н.С. ПРОФОРИЕНТАЦИОНЫЕ ИГРЫ Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники – М.Просвещение .2005
  5. Развивающие игры: знания и сообразительность. – СПб.: Дельта, 1998.
  6. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль: Гринго, 2000.
  7. Тихомирова Л.Ф. Логика. Дети 7-10 лет. – Ярославль: Академия развития, 2001.

Презентация.