Программа элективного курса "География родного города"

Разделы: География


Курс адресован учащимся, желающим знать больше о своей "Малой Родине" - городе Верхотурье, почувствовать себя причастными к природе, национальной культуре, истории родного города

Данный курс имеет географо-историческую направленность.

Цель курса - развитие познавательного интереса школьников к городу, как сложной системе, в которой проживает больше половины населения городского округа Верхотурский, к истории его формирования и окружающей город природе.

Составленная программа основана на следующих принципах:

  1. междисциплинарного подхода к формированию содержания (географические, исторические, культурные и экологические);
  2. гуманизации (город рассматривается как творение ума и рук человека);
  3. историзма (особенности города рассматриваются в зависимости от времени и места его возникновения).

В содержания курса включен краеведческий материал, который будет способствовать расширению самостоятельной работы школьников.

Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и включает теоретический и практический материал (практические работы и экскурсии). Количество часов, отведенных на изучение тем примерное. Экскурсии могут быть изменены или дополнены.

Критерием оценивания является зачетная работа по выбору учащихся: зачет, сообщение, реферат, проект.

Содержание программы:

  • введение - 3 часа;
  • город на карте Свердловской области - 2 часа;
  • история развития города - 8 часов;
  • природные особенности города и его окрестностей - 10 часов;
  • город, как система - 4 часа;
  • культурное наследие родного города - 6 часов;
  • итог года - 2 часа.

Основные требования к уровню содержания

учащиеся должны знать:

  • общие понятия о городе, источниках краеведческих знаний, топонимику города, культурное наследие;

учащиеся должны называть и показывать:

  • особенности географического положения города,@размеры его территории; основные формы рельефа, климатообразующие факторы; главную реку Туру и ее притоки; основные особенности почв, флоры и фауны.

учащиеся должны описывать:

  • памятники природы; архитектуры;

учащиеся должны уметь:

  • работать с различными источниками краеведческих знаний.

ВВЕДЕНИЕ (3 часа)

Понятие "город". Критерии выделения города - размер территории и деятельность жителей. Типы городов в России. Верхотурье - один из малых городов на территории России, области.

Источники географических и краеведческих знаний о городе: карты, схемы, справочники, научно-популярная литература, путеводители, исторические хроники, мифы и другая литература.

Топонимика города и его окрестностей. Одинцов В.М. - собиратель топонимического словаря города.

Тема 1. ГОРОД НА КАРТЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (2 часа).

Географическое положение города на карте области, района, Северного округа.

Площадь территории города. Границы города фактические и юридические. Районы города. Район, в котором расположена школа. Район твоего местожительства. Другие районы города.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: работа с картами атласа Свердловская область и планом города.

Сообщение о своем районе местожительства или других районах города.

Тема 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДА (8 часов).

Артемий Бабинов и государева дорога. Царские грамоты 1597 - 1598 года о строительстве г. Верхотурья.

Начало Верхотурья. Основание Верхотурской таможни. Печати города Верхотурья 1607 - 1689 г.г. Герб города.

Верхотурье - центр огромного уезда. Верхотурье уездный городок конца 18 - начала 19 века. Город после утраты роли "торговой дороги в Сибирь" (капиталистическое, революционное, социалистическое и возрожденное).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ:

  • Создание туристического маршрута по государевой дороге на контурной карте.
  • Экскурсия в городской музей.

Тема 3. ПРИРОДНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГОРОДА И ЕГО ОКРЕСТНОСТЕЙ (10 часов).

Геология и тектоника. Геологические события, проходившие на месте нашего города миллионы лет назад. Геологическое строение территории города и его окрестностей. Выходы горных пород по долине р. Туры и ее притоков в городе и его окрестностях. Тектоническая структура. Медленные колебания земной коры.

Рельеф. Плоская Туринская равнина. Высотные отметки над уровнем моря. Два уровня надпойменных террас. Особенности рельефа разных частей города.

Климат. Высота Солнца над горизонтом в разные сезоны года. Суммарная радиация по сезонам года. Температура воздуха: средняя, абсолютная максимальная и минимальная. Атмосферное давление. Направление и скорость ветра летом и зимой. Атмосферные осадки. Другие атмосферные явления. Погода и климат.

Воды (гидрология). Слабая изученность гидрологии города. Подземные воды, их использование. Родники вокруг города. Поверхностные воды в черте города и его окрестностей. Река Тура, ее притоки. Питание, режим. Искусственные водоемы на территории города и его окрестностей (пруды, водохранилища). Хозяйственное использование водоемов и проблемы водоснабжения города. Охрана водоемов.

Флора и фауна в городе и его окрестностях. Антропогенное влияние на растительность. Таежная растительность в окрестностях и культурные посадки в черте города.

Экологическая ситуация в городе и его окрестностях. Основные загрязнители воздушной и водной среды. Проблемы свалок мусора в черте города и его окрестностях.

Памятники природы в черте города и его окрестностях ( Троицкий камень, Кликун-камень, растения реликты:).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ:

  • вычерчивание графика хода температур, розы ветров, диаграмму выпадения осадков;
  • нанесение на контурную карту - реки Тура и ее притоков;
  • мини - проект "как избавиться от мусорных свалок";
  • описание памятников природы.

Тема 4. ГОРОД, КАК СИСТЕМА (4 часа).

Основная подсистема города - население. Численность населения, естественный прирост, распределение по территории города. Миграции. Увеличение доли лиц пожилого возраста, женщин.

Трудовые ресурсы. Безработица. Пути ее решения. Профессии необходимые нашему городу.

Этнический состав и его формирование. Коренные жители и пришлое население. Быт. Обычаи. Обряды. Религиозные традиции народов, проживающих в городе. Святые покровители города Верхотурья.

ПРАКТИЧЕКСИЕ РАБОТЫ:

  • работа со статистическими материалами и построение графика "Динамики численности населения";
  • сообщения о профессиях, необходимых нашему городу; об обычаях и обрядах народов города.

Экскурсия в Монастырский музей.

Тема 5. КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ГОРОДА (6 часов).

Что такое культурное наследие. Культурные объекты города, входящие в список Всемирного наследия.

Архитектурное наследие Верхотурья 18-начала 20 века: Верхотурский Кремль, Троицкий Собор, Свято- Николаевский монастырь, Дом почетных гостей, Палаты и образцы городской уличной застройки до революционного периода.

ПРАКТИЧЕКИЕ РАБОТЫ: экскурсии: по городу, его окрестностям, Верхотурскому Кремлю, городскому музею.

ИТОГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ (2 часа).

Защита учащимися: своих работ: рефераты, презентации, проекты, картографического материала, сообщения и др.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Верхотурская старина, краеведческо - историческое издание, номера разных лет, Е.
  2. Горбунов Ю., Шинкаренко Ю., Новоселов А., Елисеев С., На государевой дороге,культурно-исторические очерки, Е. 2000 г., "Сократ",
  3. Капустин В.Г., Корнев И.Н. География Свердловской области,Е., 2006 г., "Сократ".
  4. Ковалевская З.М., Град Верхотурье, дневник путешественника,Е.,2000 г., "Дом Учителя".
  5. Макаров Ю., Макарова Л., Верхотурье, легенды и были, Е.,1999 г., "Формат".
  6. Нечаева М.Ю., Шкерин В.А., Очерки истории Верхотурья, Е. 1998 г., "Дом Учителя".
  7. Природно-климатический очерк по Верхотурью. Е., 1994 г. УралНИИ.
  8. Очерки истории и культуры города Верхотурья и Верхотурского края. Е.,1998 г., УрГУ.
  9. Статьи разных лет из газет: ОQластная и Новая жизнь.

Приложение.