Введение в образовательную программу "Путешествуем, играя, по Хабаровскому краю"

Разделы: География


Пояснительная записка

В настоящее время много говорится о краеведческом принципе обучения. Именно краеведческое образование дает возможность формировать у детей целостную картину мира, позволяя интегрировать в едином комплексе разнообразные области знания и виды деятельности.

Государство, в настоящее время пытается восстановить в гражданах, в том числе и у школьников, утраченные, в последнее время, чувства гражданственности и патриотизма. Правительством РФ подготовлена Государственная программа “Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы” от 11 июля 2005 г. № 422, отражающая важность этой проблемы. Наряду с этой Программой существуют и иные механизмы влияния государства на процесс воспитания. В их числе и федеральные целевые программы: развития образования, "Молодежь России", "Дети России", "Культура России" [2].

Для работы по краеведению нами была разработана авторская экспериментальная программа туристско-краеведческого направления “Путешествуем, играя, по Хабаровскому краю”.

Цель программы: создание средствами краеведения условий для гражданско-патриотического воспитания личности учащихся начальной школы.

Содержанием данной программы является краеведение. Краеведение в данном случае – активно развивающаяся образовательная область в системе российского образования, глубокое всестороннее изучение родного края под руководством педагогов по специально разработанным программам.

Программа предназначена для школьников 8-11 лет. Реализуется в течение 3-х лет. Первый год обучения – 144 часа, второй и третий год обучения – 216 часов.

Занятие “Введение в образовательную программу “Путешествуем, играя, по Хабаровскому краю” первое в данном курсе. Оно позволяет в интересной для данного возраста учащихся форме виртуального путешествия познакомиться с образовательной программой.

Цель занятия: ознакомление учащихся с образовательной программой “Путешествуем, играя, по Хабаровскому краю”.

Задачи:

  • познакомить воспитанников с содержанием, формами работы и видами деятельности в рамках программы .
  • развивать гражданско-патриотические качества личности младших школьников;
  • предоставить возможности самореализации через разнообразие видов деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор; Приложение 1 “Презентация к занятию”, Приложение 2 “Дидактический материал”; бейджи; рюкзаки; куклы: акоан и столбушка; авторское пособие “Моя Малая Родина” (Горелова Е.В. Моя Малая Родина. Сборник творческих заданий по краеведению для младших школьников: в 2х частях / Е.В. Горелова. – Издательство АмГПГУ г. Комсомольск-на-Амуре, 2010); атлас “Люби и знай свой край”; степлер, Приложение 3 видеоролик “Мой город”.

Ход занятия

Организационный момент

Педагог: Здравствуйте ребята! Я рада приветствовать вас на своем занятии, тема нашего занятия “Введение в образовательную программу “Путешествуем, играя, по Хабаровскому краю”. (Слайд №1)

Ребята, а кто из вас любит путешествовать?

Сегодня мы с вами познакомимся с программой, совершив воображаемое путешествие. А путешествовать нужно с настроением. Какое у вас настроение? Сейчас узнаем. Возьмите из конверта №1 на ваших столах вот такие смайлики (слайд №2) и выберите тот, который отражает ваше настроение. Выбрали? Поднимите. Ура! У большинства хорошее настроение (слайд №3), а у кого не очень, давайте им и друг другу улыбнемся. Спасибо. Положите смайлы на стол.

Педагог: обратите, пожалуйста, внимание на доску (слайд №4). Перед вами бурное море знаний, а в нем острова – разделы нашей программы. Наша задача – познакомиться с каждым из них, путешествуя и играя.

Изучение нового материала

Путешествие по разделам программы.

1. Блок “Школа юного туриста”.

Педагог: Любое путешествие начинается со сборов. Сейчас вы узнаете, как правильно собраться в поход на острове “Школа юного туриста” (слайд №5).

Игра называется “Мы веселые туристы”. Играют две команды. Представьте, что вы отправляетесь в поход, и вам нужно проверить правильно ли вы собрали рюкзак. Ваша задача найти в рюкзаке лишнюю вещь. Время работы 1 минута.

Педагог: давайте обсудим результаты.

А теперь, ребята, соберите все вещи в рюкзаки и отложим их до нашего настоящего похода.

Спасибо, присаживайтесь.

Вывод: изучая раздел “Школа юного туриста” вы освоите навыки туристической деятельности (слайд №6), научитесь оказывать первую медицинскую помощь товарищам (слайд №7), узнаете, что такое ориентирование (слайд 8), а также мы будем ходить с вами в походы (слайд №9).

Продолжим наше путешествие по островам (слайд №10).

2. Блок “Путешествие по родному краю”.

Отправляемся на остров “Путешествие по родному краю” (слайд №11).

Педагог: Ребята, а какой край для нас родной?

Учащиеся: Хабаровский край.

Педагог: правильно. Обратите внимание на карту России (слайд №12). Вот наш Хабаровский край (слайд №13).

Педагог: Предлагаю вам игру “Краеведческий калейдоскоп”. Работаем в парах. У вас на столах лежит конверт №2 с пазлами. Ваша задача собрать пазлы, и тогда вы узнаете, что мы будем изучать в разделе “Путешествие по родному краю”. Время работы 1 минута.

Педагог: итак, давайте посмотрим, что же мы будем изучать на занятиях раздела “Путешествие по родному краю”. Педагог подходит к каждой паре, называет их имена и они отвечают, что собрали, а на экране слайды:

Горы и равнины (слайд №14), реки и озера (слайд №15), города (слайд №16), моря (слайд №17), растения (слайд №18) и животных (слайд №19), гербы и флаги (слайд №20).

Но это еще не все. Каждый из вас получит вот такую рабочую тетрадь. В ней вы найдете кроссворды, ребусы, творческие задания по краеведению. А также на занятиях мы будем использовать атлас “Люби и знай свой край” (демонстрируется).

3. Блок “Страницы истории”.

Педагог: отправляемся дальше на остров “Страницы истории” (слайд №21).

Педагог: здесь хранится лента времени о том, как происходило освоение и заселение Хабаровского края. Но, на остров недавно налетел ураган, и лента времени порвалась на мелкие кусочки. Возьмите из конверта № 3 кусочек ленты и поднимите его. Сейчас вам предстоит восстановить ленту времени, а я помогу вам это сделать с помощью степлера. Выходите все в центр класса. Время работы 1 минута. (Педагог помогает ребятам вопросами: С чего начнем? Какую часть истории поставим первой? и т.п.)

Педагог: Посмотрите. Работа готова. Как вы считаете, мы правильно все соединили? Я сохраню эту ленту. А когда мы будем изучать раздел “Страницы истории”, то выясним всю правду.

Молодцы, ребята. Садитесь. Продолжим наше путешествие.

4. Блок “Диалог культур”.

Отправляемся на остров “Диалог культур” (слайд №22).

Посмотрите, кого мы здесь встретили? Это любимая игрушка нанайских детей – кукла акоан, а это – детей славян (демонстрируются кукла акоан и славянская кукла). Интересно, а о чем могли бы поговорить эти две куклы, если бы умели разговаривать. Педагог подходит к одной из пар, дает им кукол и говорит: “Давайте поиграем?” (играть могут несколько пар).

Педагог: вам сложно было придумать тему для их беседы? Это потому что вы мало знаете о культуре этих народов, а узнаете вы об этом в разделе “Диалог культур”.

5. Блок “Мой город”.

Отправляемся дальше на остров… (слайд №23).

Педагог: ребята, посмотрите, все острова, имеют названия, а этот недавно родился и его еще не назвали. Ваша задача внимательно посмотреть видеоролик о нем, и придумать название (клик на гиперссылку фильм).

Итак, какое название дадим этому острову – разделу нашей программы? (слайд №24)

Это очень интересный раздел. Нам предстоят экскурсии по городу (слайд №25), участие в экологических акциях (слайд №26) и практическая помощь родному городу.

6. Блок “Юный гражданин и патриот”.

Педагог: Отправляемся на остров “Юный гражданин и патриот” (слайд №27).

Педагог: Ребята, все мы являемся гражданами России – нашей большой Родины (слайд №28). Хабаровский край (слайд №29) и город Комсомольск-на-Амуре (слайд №30) – наша Малая Родина. А кто такой гражданин? (ответы учащихся)

(Слайд №31) Гражданин – это человек, который постоянно проживает на определенной территории и имеет гражданство.

Педагог: каждый гражданин имеет права и обязанности.

Педагог: а вы знаете, какие у вас есть права, и что такое “право”? (ответы учащихся).

(Слайд №32) Право гражданина – это нормы и правила поведения, которые четко установлены и каждый человек должен их соблюдать по отношению к другому человеку.

А что такое обязанности? (ответы учащихся).

(Слайд №33) Обязанности гражданина – это требования, предъявляемые обществом к человеку.

Кто из вас приведет пример своих обязанностей? (ответы учащихся).

А какая у вас главная обязанность как у учеников? (ответы учащихся)

Педагог: а теперь поиграем. Игра называется “Нарушенное право”.

Внимание на слайд (слайд №34). Перед вами фрагмент сказки о царе Салтане. Ваша задача понять, какое право героя нарушено из четырех вариантов, которые вывешены на стене. Обратите на них внимание (зачитываю карточки с правами). Обдумайте ответ и подойдите к тому праву, которое нарушено у героя сказки. Обсуждение результатов (слайд №35).

Спасибо, присаживайтесь.

Педагог: мы выяснили, что каждый гражданин имеет права и обязанности. А еще он должен быть патриотом своей родины.

Кто такой патриот? (ответы учащихся).

(Слайд №36) Патриот – это человек, который любит свою Родину и делает для нее хорошие и полезные дела. Все это предстоит нам в разделе “Юный гражданин и патриот” (слайд №37).

7. Блок “Проект Малая Родина”.

Педагог: ребята, смотрите, как долог наш путь даже в рамках одного занятия. А вся программа “Путешествуем, играя, по Хабаровскому краю” рассчитана на три года. В своих рюкзачках у вас будет не только туристическое снаряжение, но и много краеведческих знаний и умений, показать которые вы сможете на следующем острове “Проект Малая Родина” (слайд №38). Здесь вы будете участвовать в конференциях (слайд №39), конкурсах (слайд №40), соревнованиях (слайд №40), (слайд №41).

Каждый победитель проекта получает диплом. (Слайд №42) Посмотрите, какие красивые дипломы получали мои воспитанники. А вы хотите стать победителями? Давайте помечтаем. Предлагаю вам получить такой диплом. (Выдаются дипломы). Впишите в диплом свою фамилию и имя. Сохраните его. Этот диплом уже в этом году может стать настоящим.

Подведение итогов занятия

Педагог: ребята вам понравилось наше занятие? Поднимите тот смайлик, который отражает ваше настроение сейчас. Замечательно. А какой остров понравился больше всего. Возьмите ваш смайлик и прикрепите его к тому острову – разделу программы, который заинтересовал вас больше всего.

Присаживайтесь, пожалуйста.

Мы сегодня познакомились с образовательной программой “Путешествуем, играя, по Хабаровскому краю”.

Мне было приятно с вами работать. На этом наше занятие окончено.

До свидания. До новых встреч.

(Слайд №43) Слайд в конце “Все только начинается”.