Урок литературного чтения в 3-м классе по теме "В.П. Астафьев "Капалуха"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

- познакомить детей с рассказом В. П. Астафьева “Капалуха”;

- развивать навыки беглого, выразительного чтения;

- развивать устную речь учащихся;

- прививать любовь к животным и птицам.

Оборудование урока:

- у учителя: книга для чтения, дополнительный материал;

- у ученика: книга для чтения, тетрадь.

Использование доски.

Портрет писателя.

В.П.Астафьев

“Капалуха”

План урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Вводная беседа к изучению нового материала.

4. Изложение нового материала.

5. Закрепление нового материала.

6. Домашнее задание.

7. Итог урока.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие.

2. Проверка домашнего задания

Уч-ль: Я сегодня сбилась с ног –
У меня пропал щенок.
Два часа его звала,
Два часа его ждала,
За уроки не садилась
II обедать не могла.

Может быть его украли,
На верёвке увели,
Новым именем назвали,
Дом стеречь
Заставили?

Может, он в лесу дремучем
Под кустом сидит колючим,
Заблудился,
Ищет дом,
Мокнет, бедный под дождём?

Я не знала, что мне делать.
Мать сказала:
- Подождём.
Два часа я горевала,
Книжек в руки не брала,
Ничего не рисовала,
Всё сидела и ждала.

Вдруг
Какой-то страшный зверь
Открывает лапой дверь,
Прыгает через порог…
Кто же это?
Мой щенок.

- Точно так же кинулся бы искать свою Жучку надзиратель “дядька” - герой рассказа Владимира Леонидовича Дурова “Наша Жучка”, с которой вы познакомились на прошлом уроке.

- Кто в рассказе вызывает сочувствие, жалость и почему?

Уч-к: Наша Жучка. Т.к. после того, как появилась Жучка у надзирателя, жизнь нашей Жучки переменилась в худшую сторону.

- Жучка надзирателя, т. к. ребята решили её проучить, но животные не могут отвечать за поступки своих хозяев.

- Ребята, которые хотели проучить невинное животное.

- Автор, который равнодушно отнёся к решению ребят, и только, когда он вытащил записку и прочитал: “Повесить” ему стало неприятно.

Уч-ль: Как же решили ребята поступить с Жучкой надзирателя?

Уч-к: Повесить.

Уч-ль: Как вы оцениваете поступок автора?

Уч-к: Он поступил плохо, он не задумался над тем, что должен сделать. Он мог убить Жучку надзирателя, которая была невинной.

Уч-ль: Что же почувствовал автор, когда решил лишить жизни собаку?

Уч-к: Страх, жалость и любовь к собаке.

Уч-ль: А теперь мы будем читать выборочно. Откройте учебник на стр. 98.

Найдите и прочитайте отрывок, где говорится, почему и как изменилась жизнь нашей Жучки?

Уч-к: Читает.

Уч-ль: Найдите и прочитайте отрывок, в котором говорится о том, что увидел автор утром на плацу.

Уч-к: Читает.

Уч-ль: Найдите и прочитайте отрывок, который даёт ответ на вопрос: изменился ли автор после случая с Жучкой?

Уч-к: Читает.

Уч-ль: Понял ли автор свою ошибку?

Уч-к: Да. Собака не может нести наказание за человека.

Уч-ль: Чему учит рассказ?

Уч-к: Любить животных, охранять их.

3. Подведение к изучению нового материала

Уч-ль: Какое сейчас время года?

Уч-к: Зима.

Уч-ль: Кому в это время особенно трудно?

Уч-к: Птицам и животным.

Уч-ль: Давайте вспомним стихотворение С. Есенина “Поет зима, аукает …” из поэтической тетради. 1 ряд прочитает первый столбик, 2 ряд - 2 столбик, З ряд - З столбик.

Уч-к: Читает.

Уч-ль: Как мы можем помочь воробышкам?

Уч-к: Смастерить кормушки.

4. Изучение нового материала

Уч-ль: Со стихотворениями о птицах вы уже знакомы, а сегодня мы познакомимся с рассказом, в котором тоже говорится о птице, а написал рассказ Виктор Петрович Астафьев.

В. П. Астафьев родился в 1924 году в селе Овсянка Красноярского края, в семье крестьянина. Детство и юность писателя прошли за Полярным кругом – в детдоме поселка Игарка. После школы (6 классов) учился в железнодорожной школе и работал составителем поездов. Осенью 1942 года – в 18 лет – ушел на фронт добровольцем. На войне был тяжело ранен. После войны работал слесарем, чернорабочим, грузчиком, плотником. На Высшее литературные курсы он поступил только в 1959 году. Ему было 35 лет. Большая часть его произведений написана для взрослых, и только некоторые мы используем для детского чтения. Виктор Астафьев часто бывал в тайге и очень любил охоту.

Название рассказа, который мы будем читать “Капалуха”.

О том, кого автор называет капалухой, вы узнаете, когда прочитаете рассказ.

Откройте учебник на стр. 101. Начну читать я, а вы следите, затем кто-то из вас будет продолжать чтение.

Как вы понимаете выражения: леса покоробленные ветрами и северной стужей, редколапые ели, перебирались через сучковатый валежник?

(По ходу рассказа показываю картинку с изображением глухаря.)

(Читаем рассказ по цепочке до конца.)

Уч-ль: Кого же охотники называют капалухой?

Уч-к: Глухаря.

Уч-ль: Глухарь — большая, неуклюжая и пугливая птица. Самки обычно серые, а самцы издали кажутся более чёрными. Их основной корм хвоя. В зимний период перебираются в боры или леса, где есть сосны. В поисках пищи нередко бегают по земле. С земли поднимаются с большим шумом. Песня его сравнительно тихая для такой крупной птицы, едва слышна на расстоянии 150 м. Она состоит из 2-х частей. Сначала щёлканье, а затем трель с преобладанием шипящих звуков. Во время второй части глухари и теряют слух. Они глушат себя, заслушавшись своим пением. А это “на руку” охотникам.

Уч-ль: В какой момент вы радовались?

Уч-к: Когда автор не разрешил забрать яйца из гнезда, и когда капалуха снова вернулась на гнездо.

Уч-ль: Когда вам было жаль капалуху?

Уч-к: Когда она тревожилась за своё гнездо.

5. Закрепление нового материала

Уч-ль: А теперь будем читать выборочно.

Найдите и прочитайте отрывок, который является ответом на вопрос: почему поднялся шум у черничного бугорка?

Уч-к: Читает.

Уч-ль: Найдите и прочитайте отрывок, в котором говорится, где располагалось и как выглядело гнездо?

Уч-к: Читает.

Уч-ль: Найдите и прочитайте отрывок, где говорится, почему капалуха выщипала перья на животе вплоть до шейки.

Уч-к: Читает.

Уч-ль: Найдите и прочитайте отрывок, где описывается поведение капалухи после того, как ребята отошли от её гнезда.

Уч-к: Читает.

Уч-ль: Найдите и прочитайте описание тайги.

Уч-к: Читает.

Уч-ль: Найдите и прочитайте описание черничного куста.

Уч-к: Читает.

Уч-ль: Черника произрастает не только в тайге, но и в Японии, в Северной Америке, в горах Сахалина, а также в Краснодарском крае.

Чему учит нас рассказ?

Уч-к: Любить и охранять птиц.

6. Домашнее задание

Уч-ль: Прочитайте ещё раз рассказ. Ответьте на вопросы и выполните задания на стр. 104.

7. Итог урока

Уч-ль: С каким рассказом мы сегодня познакомились?

Уч-к: С рассказом В. П. В.П.Астафьева “Капалуха”.

Уч-ль: Понравился он вам или нет и почему?

Понравился ли вам урок?

Что запомнилось больше всего?

Когда больше всего переживали, радовались?

Какое настроение у вас в конце урока, почему?

А теперь я обращаю ваше внимание на подставку с книгами возле доски. Это книги, которые рассказывают о жизни, повадках, условиях обитания птиц. Если они вас заинтересовали, и вы с удовольствием прочитали бы их, чтобы узнать больше о птицах, вам необходимо обратится в библиотеку школы.

До свидания, урок окончен.