Формирование мотивации детей младшего школьного возраста – основное условие их успешного обучения на логопедических занятиях

Разделы: Начальная школа, Логопедия


Большую роль в формировании развития ребенка играет положительная мотивация к школьному обучению, понимая под мотивацией "… соотношение целей обучения с потребностями, интересами личности, а также осознание возможностей их достижения", а под мотивом "... направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанную с внутренним отношением ученика к ней".

Формированию мотивов учения школьников способствует ряд педагогических условий:

1. Создание эмоционального комфорта для ученика.

2.  Создание на логопедическом занятии ситуации успеха, учитывая особенности и темп развития каждого ученика.

3. Формирование определенных способов и приемов познавательной деятельности (работа в группах, парах, использование совместных заданий ученика и учителя-логопеда).

4.  Помощь учителя-логопеда не в виде прямого вмешательства, а в виде советов, наталкивающих ученика на правильное решение.

5.  Привлечение обучающихся к оценочной деятельности и формирование у них позитивной самооценки.

Начиная с 1-го класса вводятся условные обозначения "+" (согласен) и "-" (не согласен). Затем школьники учатся оценивать друг друга, выделяя достоинства и недочеты в ответе.

На мой взгляд, такая система работы позволяет развивать у школьников способность к самообучению, самоуправлению и самообразованию.

Этой работе предшествует проведение этапа адаптации детей к школе, который является одним из условий формирования положительной мотивации.

На родительском собрании заполняются анкеты, в результате анализа которых выясняется, какие чувства испытывают будущие первоклассники перед поступлением в школу.

Для частичного снятия напряжения перед началом обучения в конце мая будущие первоклассники и их родители посещают индивидуальные собеседования с учителем-логопедом, принимают участие в мини-занятиях в логопедическом кабинете.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста легко и охотно усваивают новые слова и речевые обороты. Без особого труда у детей с нормальным речевым развитием формируются речевой слух и артикуляция.

Но если формирование речи по каким-либо причинам вовремя не происходит, то её развитие в дальнейшем крайне затрудняется.

Педагоги с тревогой отмечают, что резко снижается успеваемость учащихся, растёт поколение “неграмотных” детей. Это обусловлено рядом факторов. Изменился психический, соматический и речевой статус детей, поступающих в школу.

Наряду с умными детьми увеличился поток учеников с нерезко выраженными недостатками зрения, слуха, речи, низким уровнем развития внимания, памяти, мышления, восприятия, с нарушениями эмоционально-волевой сферы и просто “ленивых детей”.

Постепенно у таких школьников вырабатывается манера невнимательно, кое-как вслушиваться и вчитываться.

Важно отметить, что для данной категории учеников характерно снижение мотивации учебной деятельности. С этими учениками важно не опоздать, не упустить время для педагогической коррекции.

Исправление недостатков речи требует систематичности, но к 5-6-7 уроку у первоклассников, второклассников и даже учеников 3-х классов отмечается с одной стороны снижение работоспособности, с другой - повышенная эмоциональная возбудимость. Что же делать? Ответ довольно прост.

Чтобы заинтересовать учащихся, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, построение индивидуальных программ коррекции, различные игровые моменты, сюрпризы, поощрения, новые современные технологии.

Логопедические занятия призваны помочь ученикам младших классов. Повысить мотивацию учебной деятельности детей, придать привлекательность логопедическим занятиям помогает использование речевых игр. В игре дети не только легче овладевают учебными умениями, в том числе умениями языкового анализа и синтеза, но и учатся оценивать свои ответы и решения, а также ответы и решения одноклассников.

Ученики привыкают к тому, что каждое предлагаемое учителем-логопедом задание таит в себе какую-то “хитрость”, “фокус”, требует от них самоконтроля и самооценки, активного внимания, мыслительной и речевой деятельности. Игровые ситуации увлекают детей, снимают напряжение и усталость.

Повысить мотивацию учебной деятельности детей, придать привлекательность логопедическим занятиям помогает использование речевых игр. В игре дети не только легче овладевают учебными умениями, в том числе умениями языкового анализа и синтеза, но и учатся оценивать свои ответы и решения, а также ответы и решения одноклассников.

Ученики привыкают к тому, что каждое предлагаемое учителем-логопедом задание таит в себе какую-то “хитрость”, “фокус”, требует от них самоконтроля и самооценки, активного внимания, мыслительной и речевой деятельности. Игровые ситуации увлекают детей, снимают напряжение и усталость.

В арсенале учителей-логопедов огромное количество речевых и словесных игр, игровых ситуаций, игр на развитие пространственных и временных представлений, внимания, памяти.

С недавних пор помощником школьного логопеда и партнёром детей по развивающим играм стал компьютер. Наличие компьютера в логопедическом кабинете значительно повысило возможности коррекции.

С помощью логопедических компьютерных игр происходит не только усвоение знаний, но ещё и развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной деятельности.

Конечно же, компьютер в полной мере не может заменить магнитофон и зеркало,

необходимые учителю-логопеду при коррекции звукопроизношения. Но программа записи звука, цифровая видеокамера, микрофон заинтересуют ребёнка-логопата, подтолкнут его к действиям по исправлению нарушенных звуков. В памяти компьютера сохранятся образцы речи ребёнка при зачислении на занятия и выпуске из логопедического пункта в динамике.

Давая ребёнку возможность прослушать эти образцы, можно достичь высокой положительной мотивации ученика для ежедневного упорного труда над улучшением своей артикуляции. Ребёнок легче может понять свои ошибки и в дальнейшем добиваться их устранения.

Для работы над звукопроизносительным компонентом речи учителя-логопеды используют программу “Эти трудные звуки”, “Домашний логопед”. Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов- картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук. Кроме того, в программе записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки).

Применение компьютерных игр с заданиями вызывает особый интерес. Яркие изображения, звуковое сопровождение, ясный голос диктора (который искренне восхищается успехами ребёнка) – всё это есть в компьютерной программе “Учимся говорить правильно”, созданной при участии опытных учителей-логопедов.

Виды заданий разнообразны: “послушай и определи нужный звук в слоге”, “распредели картинки по наличию звука”. Работая с такими заданиями, дети учатся быть внимательными. Любое логопедическое занятие начинается с организационного момента (“разминки для ума”). Тут могут быть использованы загадки и ребусы.

Очень удобно для учителя-логопеда создавать и затем использовать в работе занятия-презентации по конкретным темам. Эти презентации включают наглядный материал, схемы слов и предложений, тексты для прочтения, карточки с заданиями.