Урок – репетиция ЕГЭ по французскому языку

Разделы: Иностранные языки


Создание независимой системы оценки качества образования одно из направлений модернизации в российской средней общеобразовательной школе. Для получения объективных показателей качества обучения в стране продолжается эксперимент по использованию педагогического тестирования.

Контроль уровня владения иностранным языком – важнейший компонент учебного процесса. Основная задача контроля – объективно определить уровень владения иноязычным материалом.

Текущий контроль осуществляется при систематической проверке усвоения языкового материала и овладения различными видами речевой деятельности. Наиболее важной для текущего контроля является обучающая функция.

Тематический контроль проводится обычно по завершении изучения темы. Его задача – проверить уровень развития умений и навыков по теме.

Задача рубежного контроля – определить результаты обучения иностранному языку по окончании учебной четверти (полугодия, триместра) .

Итоговый контроль – аттестация выпускников общеобразовательных учреждений, то есть установление соответствия уровня и качества подготовки учащихся требованиям образовательных стандартов по иностранному языку. В итоговом контроле на первый план выступает контролирующая функция.

Одной из форм итогового контроля, позволяющей измерить уровень обученности и обеспечить объективную оценку, является педагогическое тестирование. В узком смысле тестирование – это форма контроля с помощью проведения и использования теста.

Слово тест в английском языке обозначает испытание, эксперимент, проверку.

В обучении иностранным языкам используются языковые тесты. Они могут использоваться для текущего, тематического, рубежного и итогового контроля, устраняя субъективизм в оценках и снижая время, затрачиваемое на проверку заданий. Основная функция теста – контролирующая функция.

Специфика теста как формы контроля заключается в следующем:

Тест проводится в равных условиях: тестируемые работают с одинаковым по объему и сложности материалом в одно и то же время.

Результаты выполнения заданий теста сравниваются с заранее подготовленными эталонами (ключами) , что позволяет легко и точно установить правильность или ошибочность действий. Эти результаты поддаются количественной оценке в баллах в соответствии с определенной шкалой. Это позволяет обеспечить объективность проверки и независимость оценки результатов от личных суждений проверяющего.

Четкая определенность всей структуры теста делает тестовый контроль экономичным, то есть позволяет проверить одновременно большую группу испытуемых.

Тщательность подготовки теста в соответствии с определенными разработанными правилами.

Строгая регламентация процедуры тестирования.

Тест представляет собой систему заданий, которая может делиться на субтесты для тестирования отдельных видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения, письменной речи.

Существуют различные виды тестов, но единая система классификации тестов к настоящему времени педагогической наукой еще не разработана.

При проведении Единого государственного экзамена используются стандартизованные тесты. Это официально зарегистрированные тесты, составленные коллективом специалистов и проверенные на большом числе испытуемых. В процессе подготовки и применения стандартизованных тестов предполагается статистическая обработка результатов тестирования.

Для того, чтобы тест по иностранному языку был качественным измерителем, он должен обладать рядом характеристик. Среди них важнейшими являются валидность, надежность, экономичность, аутентичность.

Если тест позволяет проверить всё то, что задумано авторами, он считается валидным (пригодным) относительно контролируемого содержания обучения. Валидность (пригодность) теста зависит от качества заданий.

Надежным считается тест, который даёт устойчивые результаты при повторном предъявлении при условии, что уровень подготовки испытуемых не изменился. Надежность теста в стабильности результатов тестирования.

Экономичность теста – это возможность дать максимум достоверной информации о тестируемом при минимальных затратах времени и усилий на составление, проведение, проверку и обработку теста.

Аутентичность (подлинность) теста достигается через выбор аутентичных текстов, создание тестовых ситуаций, приближенных к реальным условиям общения. Тестируемые не всегда справляются с коммуникативными заданиями из-за отсутствия достаточного опыта, отличия речевого поведения русских от поведения иностранцев в тех же ситуациях. Задача экзаменатора – перевести искусственный, поочередный обмен репликами в подлинную коммуникацию, побуждая тестируемых к интеллектуальной и речевой активности.

Тест как измерительный инструмент состоит из системы заданий. При итоговом контроле (ЕГЭ) используют тестовые задания закрытой формы (с выбором ответа), они предполагают выбор ответа из нескольких предложенных вариантов. Варианты неправильных ответов называют дистракторами, отвлекающими ответами. Основные преимущества этих заданий связаны с быстротой тестирования и с простотой подсчета итоговых баллов. Каждый верный ответ в таких заданиях оценивается одним баллом, за неправильный ответ – 0 баллов. Суммирование всех баллов даёт “тестовый бал”. С помощью этих заданий можно более полно охватить содержание обучения иностранному языку.

При итоговом контроле (ЕГЭ) используют также тестовые задания открытой формы. Они предполагают самостоятельное конструирование ответа без опоры на предложенные варианты. К ним относятся задания двух видов: задания с кратким ответом и задания с развернутым ответом.

В заданиях с кратким ответом предлагается связный текст, в котором вместо пропуска нужно вставить только одно слово или словосочетание, выбор которого определяется вербальным контекстом. В подобных заданиях ответ должен быть однозначным.

Задания с развернутым ответом используются для проверки коммуникативных умений письменной речи и говорения. В этих заданиях тестируемый конструирует свой ответ в соответствии с четко описанной тестовой ситуацией. Выполнение таких заданий требует от тестируемого демонстрации различных умений. В этих заданиях исключается вероятность угадывания и тем самым повышается качество измерения. Задания с развернутым ответом оцениваются по специально разработанным критериям. Ответы дифференцируются по степени правильности решения коммуникативной задачи, по количеству ошибок, по оформлению и т.п.

Цель обучения иностранному языку – формирование коммуникативной компетенции и составляющих её знаний, языковых навыков и речевых умений. Поэтому в тестах по иностранному языку необходимо адекватное сочетание разных форм тестовых заданий. Преимущество при этом остается за заданиями открытой формы.

С целью подготовки учащихся к итоговой аттестации был проведен урок – репетиция ЕГЭ по французскому языку (пробный экзамен). Выпускники выполнили тестовые задания закрытой формы (с выбором ответа) и тестовые задания открытой формы с кратким ответом. Задания (вариант 1 и вариант 2) составлены на основе демонстрационных вариантов КИМов для ЕГЭ по французскому языку, для ответов использовалась копия бланка ответов №1. План урока и все материалы, необходимые для его проведения прилагаются.

Приложение 1 (Урок-репетиция ЕГЭ)

Приложение 2 (Кимы. Варианты)

Список литературы

  1. Фоменко Т.М. Подготовка учителя к Единому Государственному Экзамену по французскому языку. Педагогический университет “Первое сентября”. Москва, 2007.
  2. Федорова О.Л., Фоменко Т.М. и др. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Французский язык. Москва, Интеллект-Центр, 2004.
  3. http://www.ege.edu.ru/
  4. http://rustest.ru/ege/pravila.php
  5. http://rcoi.net/