Организация исследовательской деятельности обучающихся

Разделы: Общепедагогические технологии


Цель: cоздание условий для методической поддержки педагогов в рамках подготовки к конкурсам и ознакомиться с наиболее оптимальной формой планирования и организации исследовательской деятельности.

Задачи:

  • рассмотреть методику организации исследовательской работы обучающихся.
  • овладеть некоторыми приёмами активизации исследовательской деятельности.
  • активизация профессиональной и творческой деятельности педагогов.
  • обмен опытом между педагогами.

Оборудование и материалы: мультимедиапроектор, экран, маркеры, ватманы (А1 и А2), писчая бумага, магниты, двусторонний скотч.

Участники: педагоги школ, предполагающие участие в исследовательских конкурсах.

План:

  1. Теоретический этап (Организационная часть, мини-лекция)
  2. Методический этап (Работа в творческих группах)
  3. Практический этап (Выступление докладчика-практика, просмотр детской работы)
  4. Заключительный этап (Рефлексия: обмен мнениями о работе семинара).

“Не сделай за меня, а помоги мне сделать самому”
М. Монтессори

Работа семинара организуется по методу малых групп. Для этого участники, исходя из предварительной заявки на участие, делятся на 4 группы, случайным образом выбирая из предлагаемых в процессе регистрации полосок четырёх цветов, ограниченных по количеству, наиболее предпочитаемый. Каждый участник занимает место за столом в группе, обозначенной цветом.

Наш семинар посвящён проблеме организации исследовательской деятельности. Его проведение продиктовано тем, что уже несколько лет в нашем районе проводятся конкурсы исследовательских работ учащихся.

Исследование - бескорыстный поиск истины. Исследователь, начиная работу, не знает к чему придёт, какие сведения получит, будут ли они для него или других людей полезны и приятны. Его задача искать истину, какой бы она не была. Современного ребёнка следует обучать умениям бескорыстного поиска истины и прагматичному проектированию своей деятельности. И кто бы что ни говорил о долгой истории исследовательских методов обучения, они для большинства и родителей, и профессиональных педагогов – дело новое. Самостоятельной постоянной исследовательской практики нет у большинства педагогов. С этим связан ряд трудностей, возникающих при исследовательском и проектном обучении детей, что находит свое отражение в той или иной форме проявления в детских работах, представляемых на конкурсы. Недочёты, ошибки и заблуждения, встречающиеся в работах, разнообразны и чаще являются следствием того, что руководитель допустил погрешность ещё при планировании исследования.

Для наиболее полного включения в тему, предлагаю выполнить следующее упражнение:

“Синквейн” (пятистрочие)

В группе заполните, пожалуйста, 5 строк:

1-я строка - одно имя существительное по теме “Исследовательская деятельность”;

2-я строка - два прилагательных, выражающих ассоциации относительно понятия, обозначенного существительным;

3-я строка - три глагола;

4-я строка-предложение;

5-я строка - заключительное слово или фраза. Содержание 2-5-й строк должно соответствовать по смыслу слову на 1-й строке.

Пример:

1. Работа.

2. Интересная, увлекательная.

3. Заставляет искать, читать, экспериментировать.

4. Позволяет реализовать творческое начало.

5. Цейтнот.

Выпишите, пожалуйста, то, что у вас получилось в первой и последней строках на нижнюю часть ватмана. Это будут наши ожидания от предстоящей деятельности.

Мини-лекция

(Приложение 1. Презентация)

Методический этап

Рассмотрев некоторые методические особенности организации исследовательской деятельности, попробуем свои силы в проектировании конкурсной работы.

На данном этапе мы приступаем к моделированию учебного исследования. Мы подробно рассмотрим все этапы подготовки к проведению научных исследований учащимися, вектор которым задают выработанные вами проблемные вопросы. Готовя план исследования можно лучше уяснить для себя содержание и объём будущей работы. Непременным условием создания плана является логическая связь между последовательными этапами.

Проблема - это реальное противоречие, требующее своего разрешения. Достаточно часто формулировка проблемы кажется абсурдной, нелогичной. Да данном этапе это не является определяющим, т.к. в процессе исследовательской деятельности такая постановка проблемы заставляет искать новые знания, закономерности и, порой, ведёт к важному открытию.

Например, такая проблема: Выпускники школы не могут найти работу или продолжить обучение.

Для того чтобы научить детей создавать хорошие формулировки понятий, определений, заключений и прочих словесных конструкций, можно провести с ними ряд упражнений. Например, те, которые упоминались ранее. Предлагаю вам поупражняться в конструировании предложений, фраз, связного текста.

1. Упражнение “Фантастическое сложение”. (Приложение 2)

2. Упражнение “Перестроение”

После определённой тренировки задание усложняется. Предлагается составить текст, близкий к проблемной ситуации в определённой области знаний.

Теперь, когда вы поупражнялись с текстом, вам будет проще включиться в работу над проектированием проблемной ситуации.

Задание 1. В группе определитесь, над исследовательской работой к какому конкурсу вы будете работать. Сформулируйте проблемную ситуацию в индивидуальном порядке.

- Выберите в группе, какая проблемная ситуация ляжет в основу исследования, которое вы смоделируете в следующем этапе.

Подготовительный период проведения научного исследования.

Он включает следующие этапы:

1. Определение объектной области - т.е. сферы науки и практики, в которой находится объект исследования. В школьной практике она может соответствовать той или иной учебной дисциплине, например, математике, биологии и т.д. Допустим, объектная область - экономика.

2. Определение объекта исследования - это определённый процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Пусть в моём случае это будет система управления школой. С понятием объекта тесно связано понятие предмета исследования. Предмет исследования - это конкретная часть объекта, внутри которой ведётся поиск. В моём случае это может быть кадровый состав. Именно предмет исследования определяет тему работы. Границы между объектной областью, объектом, предметом условны, подвижны. То, что в одном случае является объектом исследования, в другом – может стать объектной областью; то, что было в данном случае объектом, в ином случае предстаёт в качестве предмета исследования. (Задание 2. Выберите в группе объектную область, объект исследования, предмет исследования)

3. Выбор темы, постановка проблемного вопроса и актуальность исследования. Тема-это ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет собой объект изучения в определённом аспекте, характерном для данной работы. Критерии для выбора темы:

  • Желательно, чтобы она представляла интерес для учащегося не только на данный, текущий момент, но и вписывалась в общую перспективу развития ученика.
  • Он должен быть мотивирован интересом к ней и ученика и педагога.
  • Она должна быть реализуема в имеющихся условиях.

Тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, а используемые при её формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны.

Обосновать актуальность - значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования - обязательное требование к любой работе. Следует указать, почему именно она и именно на данный момент является актуальной.

Можно представить проблему как некую противоречивую ситуацию, требующую своего разрешения. Это значит, что обращаясь к той или иной проблеме, исследователю нужно чётко представить, на какие вопросы практики могут дать ответ результаты его работы. В каждом проблемном вопросе можно выделить две части: вопросительное слово или частицу (какое, что, почему и т.д.). Например: “Где найти дополнительные ресурсы для обучения навыкам профессии?”. Существует принцип корректной постановки вопроса: основная часть вопроса должна опираться на истинные предпосылки.

На данном этапе работы не всегда можно точно определить тему исследования, пути и способы её разработки и осуществления. Для этого необходимо изучить научную литературу по вопросу. После чего тема обычно уточняется, изменяется. (Задание 3. Сформулируйте примерную тему исследования в группе).

4. Изучение научной литературы и уточнение темы.

Требования к изучению литературы:

  • “Попробуй найти сам” - этап самостоятельного составления библиографического списка источников по теме.
  • Овладение и использование различных типов чтения. (Просмотровое чтение, ознакомительное, изучающее чтение)
  • Освоение различных приёмов фиксирования нужной информации (конспектирование, фиксирование переработанного материала, цитирование, создание спец. картотеки).

Знакомство с литературой не только избавит от опасности сделать работу, кем-то уже выполненную, но и поможет уточнить задачу исследования, разработать план проведения исследования. (Задание 4. Наметьте 3-4 направления информационных ресурсов для изучения.)

5. Выработка гипотезы. Гипотеза - это вариант объяснения при недостаточной информации.

Она должна удовлетворять следующему ряду требований:

  • быть проверяемой;
  • содержать предположение;
  • быть логически непротиворечивой;
  • соответствовать фактам.
  • быть максимально возможно простой.

При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: “если..,то..”, “так…, как..”, “при условии, что..”, т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей. Вначале лучше составить рабочий вариант гипотезы, который может быть уточнён после накопления определённого материала. (Если изменить распределение обязанностей персонала и максимально интенсивно использовать помещения, то будущих выпускников можно обучить специальным навыкам некоторых востребованных профессий – вариант гипотезы для моего проекта исследовательской работы..) (Задание 5. Сформулируйте предварительную гипотезу.)

6. Определение цели и задач исследования.

В общем виде цель и задачи должны уточнить направления, по которым пойдёт доказательство гипотезы.

Цель исследования - это результат, который нужно достичь.

Наиболее типичные цели:

1. Определение характеристик явлений, не изученных ранее.

2. Выявление взаимосвязи неких явлений.

3. Изучение развития явлений.

4. Описание нового явления; обобщение, выявление общих закономерностей.

5. Создание классификаций.

Формулировку цели исследования также можно представить различными способами - традиционно употребляемыми в научной речи.

(Например: выявить…; установить…; обосновать…; уточнить..; разработать..;)

(Цель: разработать рекомендации по эффективному использованию человеческого капитала.)

Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. А они рождаются именно из формулировок задач.

Задача исследования - это пути и средства, которые выбираются для достижения цели. Задачи лучше формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоёмким, а их количество определяется глубиной исследования.

Условно, возможные задачи (по задаваемым вопросам) можно подразделить на следующие типы:

  1. Количественные (отвечающие на вопрос “Сколько?”).
  2. Количественные задачи на выявление связей между явлениями (“Какова связь?”).
  3. Качественные задачи (отвечающие на вопрос “Есть ли?”).
  4. Функциональные (отвечающие на вопросы “для чего?”, или “Зачем?”).
  5. Задачи на выявление механизмов (отвечающие на вопрос “Как?”).
  6. Задачи на выявление причин явлений (отвечающие на вопрос “Почему?”).

Итак, Цель - это идеальный результат, где исследователь выделяет конкретные задачи исследования. (Задание 6. Наметьте цель и 3 задачи исследования).

7. Определение методов исследования.

После формулирования гипотезы, целей и задач исследования следует этап определения методов.

Метод - это способ достижения цели. Уже отсюда очевидна решающая роль метода в успехе той или иной исследовательской работы. Ясно, что от выбора метода зависит сама возможность реализации исследования - его проведения и получения определённого результата. Методы исследования служат инструментом добывания фактического материала. Во всех случаях методика исследования должна быть описана так, чтобы любой исследователь при желании мог повторить эти исследования и получить такие же результаты.

Методы научного познания делятся на общие и специальные. (Приложение 3)

Применение специальных методов решения требует большинство специальных проблем конкретных наук. Они определяются характером исследуемого объекта, никогда не бывают произвольными. Как правило, их применение требует от исследователя значительной подготовленности.

В отличие от специальных, общие методы используют в различных по предмету науках – от литературы до химии и математики. К ним относятся:

  • теоретические методы;
  • эмпирические;
  • математические.

Выбор того или иного метода совершается при обязательном руководстве педагога. К вопросам, в разрешении которых необходима помощь педагога, относятся:

  • отбор необходимых методик исследования;
  • ознакомление начинающего исследователя с арсеналом используемых в конкретной науке методов, точнее, с той частью, которую предполагается использовать в исследовании.

(Задание 7. Предположите, какие методы, известные вашим учащимся, они могут применить в проектируемой работе, а с чем их предстоит познакомить). (Для моего проекта исследовательской работы-хронометрирование, наблюдение, тестирование, анкетирование)

8. Составление плана исследования. (Задание 8. Наметьте план проведения исследования)

9. Проведение исследования по данному плану.

В процессе осуществления исследования важную роль играет воображение, фантазия, мечта, опирающиеся на реальные достижения науки. Начинать надо обязательно с частных вопросов, затем уже переходя к более общим.

10. Подведение итогов исследовательской (практической) части. Оформление результатов.

Любая обработка первичных данных сводится к концентрации информации в максимально сжатом виде. Обычно результаты опытов или наблюдений можно представить в виде таблиц, графиков, схем, диаграмм, которые позволяют легко заметить какие-то тенденции, уловить закономерности.

Закончив обработку материала, сделав определённые выводы, получив ответы на поставленные вопросы, можно приступить к оформлению полученных результатов.

После детального изучения всей научной литературы по теме исследования и окончательного обсуждения результатов собственного исследования начинается стадия литературного оформления работы - её написание.

Часто начинающие исследователи считают, что оформление - незначительный, чисто формальный этап создания исследовательской работы. На самом деле это не так. Оформление работы - один из самых трудоёмких этапов. Каждому конкурсу соответствуют свои требования по оформлению работы. Начинается оно с компоновки подготовленных текстов по главам в соответствии с примерной структурой работы. После того как главы сформированы, следует их внимательно прочитать и отредактировать как с точки зрения орфографии и синтаксиса, так и по содержанию (сверить факты, цифры, сноски, цитаты и т.п.). Сразу же после прочтения каждой главы и осуществления правки, приступают к написанию выводов к ним. Вывод по главе обычно содержит изложение сущности вопроса, разбираемого в ней, и обобщение результатов проделанного анализа. Далее составляется заключение по всей работе. Только после этого приступают к написанию введения ко всей работе. Затем следует составление библиографического списка.

Также помимо работ, часто для участия в конкурсах требуется предоставить тезисы.

Тезисы - это сжатое перечисление основных положений и выводов исследования, или развёрнутое изложение по актуальной проблеме. Тезисы всегда выявляют суть содержания исследования и позволяют обобщить имеющийся материал. Оформление тезисов осуществляется в зависимости от их вида, в соответствии с требованиями. (Приложение 4)

11. Формулировка выводов и направлений дальнейших исследований.

12. Подготовка и публичная презентация результатов исследований.

Здесь следует помнить, что:

На выступление отводится 7-10 минут;

Не надо говорить о теме, о литературе;

Защита ни в коем случае не должна сводиться к пересказу соде ржания работы;

Интерес к исследовательской деятельности во многом зависит от того, как представлены её результаты. (Задание 9. Наметьте процедуру защиты, представления результатов работы. Отметьте, какими доступными ресурсами это можно обеспечить).

Теперь, составленный вами план следует представить для обсуждения и получения советов, предоставить для ознакомления другой группе. Ознакомьтесь с предоставленным вам планом, и выскажите свои рекомендации кратко, не забывая, что это только предварительный набросок; начиная своё выступление фразой: “У вас всё хорошо, но мы бы…”. От группы высказывается один человек.

Практический этап

А) Ознакомление с опытом работы по организации научно-исследовательской работы МОУ Гимназия №14, представленным Юдиной Ю.В. (Приложение 5).

Б) Защита исследовательской работы ученицей 11 класса Шиповой по теме: “Миграционные процессы в России и проблемы межнациональных отношений: региональный аспект”, руководитель Ольга Игоревна Сысоева, учитель истории. (Приложение 6)

В) Обсуждение защиты работы и представленного опыта.

Заключительный этап

- Я предлагаю вам теперь подвести итог данного семинара. Проранжируйте, пожалуйста, насколько в итоге были разрешены ваши ожидания. Максимальная оценка - 5. Рядом поставьте оценку своей деятельности в процессе семинара, исходя из того же максимума.

Благодарю вас за занятие, надеюсь, что оно принесло вам пользу и его результаты будут видны по итогам проведения конкурсов.