Типовые соединения деталей. Обозначение метрической резьбы

Разделы: Технология


Цели урока:

  • образовательная – ознакомить учащихся с различными типами соединений деталей; изучить обозначение метрической резьбы;
  • развивающая – развивать у учащихся умение применять полученные знания на практике;
  • воспитательная – воспитывать графическую культуру.

Тип урока: комбинированный.

Презентация: Приложение 1.

Оснащение урока: Компьютер, мультимедийный проектор, экран и

а) на этапе повторения ранее изученного материала:

б) на этапе изучения нового материала:

  • плакат;
  • доска;
  • рабочая тетрадь;
  • наглядное пособие “Типовые соединения деталей”;
  • наглядное пособие “Разъемные соединения”;
  • презентация (Слайды № 3 – 13 Приложение 1)

в) на этапе закрепления изученного материала:

  • доска;
  • рабочая тетрадь;
  • презентация (Слайды № 14 – 17 Приложение 1)

Межпредметные связи: технология, математика

Ход урока

I. Организационный момент (2-3 мин)

  • приветствие;
  • проверка явки учащихся;
  • проверка готовности к уроку;
  • заполнение классного журнала.

Наш урок сегодня мы начнем с повторения раннее изученного материала.

II. Повторение раннее изученного материала (5-7 мин)

Учитель раздает учащимся тесты (приложение 2) и бланки для ответов.

Задание: Укажите в бланках ответов фамилию, имя, класс и начинайте выполнять тест. Из предложенных вариантов ответов выберите правильные и внесите их в бланки ответов.

Оценивание теста: обменяйтесь бланками ответов с соседом, сверьте его ответы с правильными (Слайд № 2 Приложение 1), внося правильные ответы в столбец “Контроль”, подсчитайте количество правильных ответов и поставьте оценку. Положите бланки ответов и тесты на край стола.

III. Объяснение нового материала (7-10 мин)

Запись темы на доске (до начала урока) и в тетрадях учащимися.

Объяснение учителя:

  1. Сообщение темы и цели урока.
  2. Мотивация учебной деятельности.
  3. Изложение вопросов темы.

Итак, тема сегодняшнего урока “Типовые соединения деталей. Обозначение метрической резьбы” (Слайд № 3 Приложение 1).

Для того чтобы из деталей собрать какое-либо изделие, их нужно определенным образом соединить.

Учитель проводит объяснение нового материала с использованием ИКТ (компьютер, мультимедийный проектор, экран) и наглядного пособия. Учащиеся записывают определения и схему в свою рабочую тетрадь.

Соединения, многократно встречающиеся в механизмах машин, называют типовыми (Слайд № 4 Приложение 1).

Все предметы вокруг нас – школьные принадлежности, мебель, предметы быта, машины и механизмы – имеют составные части, соединенные между собой. У одних изделий части соединены неподвижно, а у других – подвижно.

Соединения деталей бывают разъемные и неразъемные. К разъемным соединениям относятся такие соединения, которые можно разобрать, не нарушая деталей и скрепляющих их элементов.

Учитель обращается к классу: Приведите пример разъемного соединения деталей.

Ответ: (Слайд № 5 Приложение 1).

Неразъемные соединения нельзя разобрать, не нарушая деталей и скрепляющих их элементов.

Учитель обращается к классу: Приведите пример неразъемного соединения деталей.

Ответ: (Слайд № 6 Приложение 1).

Далее учитель использует при объяснении нового материала Слайд № 7 Приложение 1. Итак, типовые соединения деталей бывают: разъемные и неразъемные.

Разъемные соединения бывают резьбовые и нерезьбовые.

Резьбовые соединения бывают: винтовые, болтовые, трубные, шпилечные.

Нерезьбовые соединения бывают: шпоночные и штифтовые.

Неразъемные соединения бывают: клееные, сшивные, паяные, сварные, клепаные.

Разъемные соединения осуществляются при помощи крепежных деталей (болты, гайки, шпильки, винты).

Учитель использует наглядное пособие для показа крепежных деталей.

Резьба – это поверхность, образованная при винтовом движении плоской фигуры по цилиндру (Слайд № 8 Приложение 1).

Различают несколько типов резьбы: метрическую, трубную, трапецеидальную, упорную и другие. Наиболее распространена метрическая резьба, имеющая треугольный профиль с углом 60° при вершине. Именно на ней мы остановимся подробнее (Слайд № 9 Приложение 1).

Итак, в зависимости от единицы измерения резьбы подразделяют:

а) метрическая (измеряется в мм);

б) дюймовая (измеряется в дюймах) (Слайд № 10 Приложение 1).

1 дюйм = 25,4 мм

Если резьба служит для соединения деталей, то она называется крепежной.

Основной крепёжной резьбой является метрическая. Обозначается метрическая резьба буквой М (Слайд № 11 Приложение 1).

Различают метрическую резьбу:

Крупный шаг резьбы в обозначении не указывается

Резьбу на чертежах не рисуют такой, как мы ее видим, а изображают условно.

У каждой резьбы различают:

d – наружный диаметр (диаметр цилиндра);

d1 – внутренний диаметр (диаметр между впадинами);

p – шаг резьбы (расстояние между двумя соседними выступами, измеренное вдоль оси цилиндра) (Слайд № 13 Приложение 1).

Запись на доске: Надпись М20х1,5 обозначает:

М – резьба метрическая,

20 – наружный диаметр в мм (d = 20),

1,5 – шаг в мм (р = 1,5 мм).

Резьбу подразделяют на:

а) правую;

б) левую.

LH – обозначения левой резьбы, например M24x2LH.

Задание 1. Расшифруйте обозначение резьбы: М 12х1, где:

М – метрическая резьба;

12 – наружный диаметр;

1 – шаг резьбы (мелкий шаг, равный 1 мм) (Слайд № 14 Приложение 1).

Задание 2. Расшифруйте обозначение резьбы: М12, где:

М – метрическая резьба;

12 – наружный диаметр;

крупный шаг резьбы (Слайд № 15 Приложение 1).

IV. Закрепление изученного материала (15-20 мин)

Задание 3. Расшифруйте обозначение резьбы:

М 16

М 14х2

М 10х1 (Слайд № 16 Приложение 1).

Вызвать к доске 3 учащихся, а остальные учащиеся выполняют задание самостоятельно в своих тетрадях.

Задание 4. Дополнительное задание для успешно справившихся с заданием 3 учащихся.

Запишите условное обозначение резьбы:

  1. Метрическая резьба с наружным диаметром 16 мм и крупным шагом 2 мм
  2. Метрическая резьба с наружным диаметром 12 мм и мелким шагом 1 мм

(Слайд №17 Приложение 1).

V. Подведение итогов урока (3-5 мин)

1. Вопросы для фронтального опроса:

  • Какая резьба используется в качестве крепежной?
  • Какие соединения называют разъемными? Перечислите их.
  • Какие соединения называют неразъемными? Приведите примеры.

2. Общая характеристика урока учителем.

3.Объявить учащимся оценки по результатам тестирования и за работу на уроке.

VI. Домашнее задание (2 мин)

Учитель: Откройте дневники, запишите задание на дом (Слайд № 18 Приложение 1).

1. читать §30, 31 и конспект.

Спасибо за работу. Урок окончен.

До свидания.

Литература:

  1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение. Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2002.
  2. Кучукова Т.В. Черчение: Второй год обучения. 8 класс: Чертежи типовых соединений деталей: Рабочая тетрадь № 3. – М.: Вентана-Граф, 2000.