Растительный мир тундры

Разделы: Коррекционная педагогика


Цель: сформировать у учащихся представления о растениях тундры, раскрыть зависимость жизни растений от природных условий. Дать сведения об использовании растительности тундры в хозяйстве и о культурных растениях, выращиваемых в тундре.

Коррекция и развитие мыслительных операций на основе упражнений в анализе синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных зависимостей, выделения существенных признаков.

Коррекция и развитие зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении.

Коррекция произвольного внимания на основе упражнений на буквенные и цифровые задания.

Воспитание мотивации к обучению.

Оборудование: учебная картина “Тундра”. Картинки различных растений тундры, гербарий, мох, ягель, торф, приложение к учебнику, рисунки учебника и рабочей тетради. Карточки “Растения тундры”, карточки-опоры:

“Части карликовой березы”. Картинка “Береза” лесной зоны. Настенная карта “Природные зоны России”. Карточки названия растений тундры.

Ход урока

I. Орг. момент.

Создание мотивационного настроя.

1. Приветствие.

2.подготовка учебных принадлежностей.

3.Чтобы узнать, о чем сегодня будет урок, надо разгадать зашифрованные слова темы.

Задание. Используя шифроквадрат (вместо цифр, вставь буквы), прочитай и запиши, как называется тема урока.

 

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

ы

р

т

й

и

е

д

с

м

а

л

ь

н

у

 

2

10

8

3

5

3

6

11

12

13

1

4

                       

 

9 5 2
     
3 14 13 7 2 1
           

Запись темы урока в тетрадь: “Растительный мир тундры”.

II. Актуализация опорных знаний.

Беседа с опорой на учебную картину “ Тундра”.

1.Какой климат характерен для зоны тундры?

2. Почему в тундре много озер и болот?

3. Какие условия необходимы для роста и размножения растений?

4.Каковы природные условия в тундре?

– Сегодня мы поговорим о деревьях, кустарниках и травах, а также о мхах и лишайниках растущих в зоне тундры.

III. Изучение новой темы.

1. Работа с приложением к учебнику и картой “Природные зоны”.

Учитель: Найдите растения (на стр.8 приложения к учебнику), которые растут в зоне тундры (настенная карта “Природные зоны Росси”). Назовите их.

Самые распространенные растения тундры – это мхи и лишайники (ягель – олений мох). Показываю учащимся мох, лишайник, торф – из гербария и в натуре. Даю сведения об их использовании в хозяйстве.

Каждый, кто попадает в тундру, сразу обращает внимание на мхи и лишайники (ягель). Они служат основной пищей для северных оленей. Сухим мхом утепляют дома (ими конопатят щели между бревнами). Торф используется как топливо в жилых домах. На фермах торф служит подстилкой для животных (1 килограмм торфа может впитать 20 килограмм влаги).

Торф – хорошее удобрение. А на промышленных предприятиях из него получают некоторые лекарства и другие нужные вещества.

Очень важно также оберегать залежи торфа от пожаров (за год образуется всего 1 миллиметр торфа). Такие пожары трудно потушить. А ведь возникнуть они могут от забытого костра, от неосторожно брошенной спички.

Работа с картинками, гербарием, карточками “Растения тундры” (приложение стр.8-13), рабочими тетрадями на стр. 21 и учебником стр.50 и 54.

На доску вывешиваются картинки – мох, лишайник (ягель), грибы.

Травы – осока, пушица, водяника.

Цветы – полярный мак, очиток, ромашки.

Кустарники – голубика, клюква, морошка (ягоды).

Задание учащимся: Я буду показывать растения, а вы будете их называть, и записывать в таблицу “Задание №1 на стр.21 рабочей тетради”, используя рисунки на этой же стр.21, карточки “Растения тундры”, гербарий и рисунки учебника на стр.50 и 54.

Затем, я названия растений (карточки) прикрепляю к картинкам (приложение стр.14).

Вопросы учащимся: Какие ягодные кустарники растут у нас в лесу?

Какие ягоды из них вы ели? Что из них можно приготовить?

3.Физминутка.

Ветер

Ветер дует нам в лицо,

Ветер тише, тише, тише,

Закачалось деревцо,

Деревцо все выше, выше.

4. Работа с картинками деревьев зоны тундры (приложение стр.12).

На доску вывешиваются две картинки – карликовая береза и ива.

А.Учитель: Как называются эти деревья? Смотрите на стр.21 рабочей тетради и на карточки “Растения тундры(приложение стр.13).

1. Анализ и описание частей березы. Работа по карточкам-опорам, гербарию и картинки “Карликовая береза” (приложение стр. 12-13, 15-16).

– Подбери слова – признаки к слову “береза”

Карточка №1 Береза (какая?) – по цвету – белая, коричневая.

– по высоте – высокая или низкая (от 10см. до 100 см.).

Карточка №2 Ствол (какой?) – прямой, кривой, стелющийся, тонкий,

толстый (грибы выше деревьев – см. карточки).

Карточка №3 Ветви (какие?)– тонкие, толстые, короткие, длинные.

Карточка №4 Листья (какие?)– большие, мелкие, круглые, овальные.

2) Практическая работа: Сравните веточку (по гербарию) и картинку березы, которая растет у нас в лесу, с березой тундры (приложение стр.12, 17). Чем они отличаются?

IV. Вывод.

Почему в тундре не могут расти высокие деревья?

Каких растений в тундре больше всего?

Как растения приспособились к суровым условиям тундры?

Сообщение учителя: Растительный мир тундры беден. Из-за многолетней мерзлоты, низкой температуры и сильных ветров могут только выжить низкорослые растения с короткими корнями и мелкими листьями. Это защищает их от сильных ветров и вымерзания. Так растения тундры приспособились к суровому климату.

Тундровые почвы сильно переувлажнены, заболочены. Но после осушения и удобрения на них выращивают картофель, лук и даже ячмень.

Несмотря на суровые условия тундры, люди, которые живут в этой зоне, в теплицах выращивают овощи, на полях – кормовые травы, горох и ячмень. На Кольском полуострове около г. Кировска расположен самый северный ботанический сад. Здесь собраны растения из многих стран мира. Ученые работают по отбору и выращиванию таких сортов растений, которые отличаются большой выносливостью, обильно цветут и плодоносят.

V. Закрепление.

1. Самостоятельная работа: Работа с раздаточными карточками с заданиями (приложение стр. 18-19).

А. Задание. Соедини стрелкой названия растений с их изображениями на рисунке.

Б. Задание. Соедини стрелкой виды растений, которые растут в зоне тундры.

Ученики: выполняют задания. Учитель: прочтите свои ответы.

VI. Домашнее задание.

Рабочая тетрадь стр.21 Задание № 4. Нарисовать по 1 растению с каждого вида.

VII. Итог урока.

Учитель: Какую тему изучили на уроке?

Как называются самые распространенные растения тундры?

Какие деревья, кустарники растут в зоне тундры?

Оценки.

Приложение

Самоанализ