Здоровье школьника – будущее нации

Разделы: Биология


Описание деятельности кафедры.

МОУ “Хатасская СОШ им. П.Н. и Н.Е. Самсоновых” г. Якутска основана в 1915 году. В ноябре 2010 г. было отмечено 95-летие со дня основания школы. Кафедра “Здоровьесберегащей технологии” работает с 2008–2009 учебного года. Руководитель проекта: Алексеева Н.И. – руководитель кафедры “Здоровьесберегающей технологии”, учитель биологии высшей категории.

Цель программы: Программа “Здоровье школьника” направлена на сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование у родителей и педагогов ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья.

Задачи:

  1. Разработать основные направления и принципы программы.
  2. Изучить основные критерии оценки здоровья (адаптивность).
  3. Разработать методические рекомендации по ЗСТ на уроках.
  4. Сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Актуальность: Главная цель – сохранение и укрепление здоровья учащихся. Здоровый выпускник школы – благополучие молодой семьи, производственный потенциал общественности, саморазвитие и самореализация личности.

Новизна: От учителя – основной фигуры педагогического процесса зависит, какое влияние на здоровье учащихся оказывает их пребывание в школе, процесс обучения, насколько здоровьесберегающими являются образовательные технологии и вся внутришкольная среда.

Составлен план работы на 2008–2011 учебные годы.

Работая по составленному плану учителя, классные руководители, родители и учащиеся проводят разнообразные классные мероприятия. Одна из направлений работы кафедры “ЗСТ” является конкурс “Самый здоровый класс”.

Положение конкурса “Самый здоровый класс”.

Цели и задачи:

  1. Содействовать формированию у учащихся ценностного отношения к здоровью, навыков здорового образа жизни, устойчивой потребности к занятиям физкультурой и спортом;
  2. Привлечение учащихся и их родителей к деятельности по сохранению и укреплению здоровья

Условие:

  1. Конкурс проводится в течение указанного срока;
  2. Участвуют учащиеся 1–11 классов и родители;
  3. В состав жюри входят: члены администрации, председатель родкома школы, учителя, медицинский работник и члены совета старшеклассников.

Критерии оценки:

– участие класса в общешкольных оздоровительных мероприятиях (10 баллов за каждого участника);
– привлечение родителей к работе по пропаганде здорового образа жизни: 3 четверть-кл.час; 4 четверть-род.собрание (10 баллов за каждого участника);
– пропуски уроков по болезни (вычитается 1 балл за каждый пропущенный урок);
– пропуски и опоздания на уроках без уважительных причин (по замечаниям вахтеров и дежурных учителей; 10 баллов за каждый урок).
– организация классом спортивно-оздоровительных коллективных дел (1 мероприятие в четверть; 10 баллов за каждого участника);
– выпуск санитарных бюллетеней, листков здоровья, газет, в которых пропагандируется здоровый образ жизни (1 раз в месяц– суббота последней недели месяца;10 баллов за каждый экземпляр);
– организация походов, прогулок, экскурсий (10 баллов за каждого участника);
– участие в спортивных секциях, кружках (отчет руководителей секций и кружков в конце месяца;10 баллов за каждого ученика);
– организация в классе чистоты и порядка, личная гигиена и опрятность (1 раз в месяц; оценивается по 10б.системе);
– наличие у учащихся вредных привычек – курение, сквернословие (отчет по замечаниям всего коллектива; вычитается 10 баллов за каждое).

Итог: 25 мая 2010г. Классы-победители и классные руководители награждаются ценными подарками и грамотами. Поощрение по итогам конкурса осуществляется за счет спонсорского фонда.

Примечание: Каждое призовое место = бонус.

1-е место – 50б; 2-е место – 40б; 3-е место – 30б.

Кроме проведения конкурса, используются различные формы, методы здоровьесберегающей технологии.

– Медико-гигиенические технологии (профилактические прививки, медицинские осмотры призывников ,учащихся).
– Физкультурно-оздоровительные технологии (закаливание, тренировка силы, спортивные соревнования, экскурсии, походы).
– Экологические здоровьесберегающие технологии (воспитание школьников любви к природе, красоте, доброте, духовно-нравственное взаимоотношение учащихся, участие в работе экошколы, пришкольного участка ).
– Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (инсструктаж по вопросам охраны труда, ОБЖ).
– Здоровьесберегающие образовательные технологии (использование психолого-педагогических приемов, методов при проведении уроков, внеклассных мероприятий).
– Защитно-профилактические технологии (выполнение санитарно-гигиенических требований СанПиНами).
– Компенсаторно-нейтрализирующие технологии (проведение на уроках физкультминутки, физкультпаузы, йодирование питьевой воды, витаминизация пищевого рациона).
– Стимулирующие технологии (активизация собственной силы организма, закаливание, физические нагрузки).
– Информационно-обучающие технологии (образовательные, просветительные программы, беседы о ЗОЖ).
– Социально адаптирующие и личностно развивающие технологии (социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, участие школьников, их родителей и педагогов).

Практическая часть конкурса за 2009–2010 учебный год.

Таблица № 1.

Класс Количество классов Количество учащихся Участие в конкурсе % участия учащихся
коррекционно-развивающего уровня
повышенного уровня 4 85 85 100%
Базового уровня 22 438 438 100%
Профильного уровня 3 65 65 100%
Итого 29 588 588 100%

Описание конкурса.

Конкурс проводился в течение указанного срока. Участвовали 588 учащихся 1–11 класса, их родители. В состав жюри входили члены администрации, председатель родкома школы, учителя-предметники, медицинский работник и члены Совета старшеклассников.

Мониторинг здоровьесберегающих мероприятий проводился ежемесячно. По критериям ставились баллы, вычислялся рейтинг класса.

В каждом классе силами родителями проводились интересные классные часы на различные темы ЗОЖ:

– “Здоровое поколение – Здоровая Россия”,
– “Роль семьи в пропаганде здорового образа жизни”,
– “Чол олох” (в переводе ЗОЖ),
– “Гигиена детей младшего школьного возраста”,
– “Береги здоровье смолоду”,
– “Жизнь дана на добрые дела” и др.

Использованы данные протокола.

Сводная ведомость конкурса “Самый здоровый класс”

Таблица № 3.

  Класс Кл. руководитель Мероприятия Охват учащихся Охват родителей
Павлова Л.С. 6 820 б. 440 б.
Тен Е.Д. 3 350 б. 20 б.
Слепцова Л.А. 5 970 б. 190 б. 260
Саввинова С.П. 4 720 б. 80 б. 190
Старостина К.Н. 1 230 б. 0 460
Игнатьева Р.В. 6 880 б. 150 б. 510
Томская А.А. 4 540 б. 0 190
Андреева Е.М. 3 660 б. 20 б. 250
Колачева А.Б. 3 560 б. 0 220
3-4в Сысолятина И.И. 7 740 б. 140 б. 160
Громова Г.Н. 9 1460 б. 360 б. 690
Павлова Т.А. 11 1010 б. 300 б. 200
Мокрощупова А.М. 9 1290 б. 460 б. 760
Слепцова И.Г. 7 380 б. 30 б.  
Иванова Н.Н. 5 1000 б. 30 б. 110
Копырина Я.В. 14 1400 б. 30 б. 170
Павлов Р.Н. 6 170 б. 60 б. 160
Иванова С.Г.       170
Софронова М.Д. 7 890 б. 20 б. 150
Корякина М.Е. 7 610 б.   230
Михайлова Р.Д. 3 150 б. 50 б.  
Ноева Р.П. 16 1780 б. 140 б. 550
Мокрощупов А.В. 3 150 б. 150 б.  
Матаннанова Я.П. 6 290 б. 80 б. 120
10а Гаврильева О.П. 9 1270 б. 70 б. 480
  Дъяконова А.Н. 3 720 б. 60 б.  
11а Чепалова И.Е. 7 610 б. 10 б. 40
11б Божедонова А.А. 4 520 б. 60 б. 30

 Итог конкурса.

Начальное звено заняли: 1-е место – 3а; 2-е место – 1а; 3-е место – 4б.

Среднее звено: 1-е место – 5а; 2-е место – 6а; 3-е место – 5б.

Старшее звено: 1-е место – 9а; 2-е место – 10а; 3-е место – 11а.

Вывод.

Положительные стороны конкурса:

  1. поддержка обучающимися комфортных санитарно-гигиенических условий, чистоты и порядка в школе;
  2. активизация взаимодействия родителей, педагогов и школьников для реализации единой цели;
  3. систематизация здоровьесберегающих и здоровьеформирующих мероприятий;
  4. стимулирование положительного примера.

Конкурс “Самый здоровый класс” содействовал обогащению знаний, формированию умений, привитию навыков общей культуры здоровья.

Приложение.