Методическое объединение как форма организации повышения квалификации воспитателей

Разделы: Работа с дошкольниками


Развитие системы образования напрямую связано с проблемой профессионального развития педагогов. Современные требования к личности и содержанию профессиональной деятельности педагога предполагают наличие у него умений эффективно работать в постоянно меняющихся социально-педагогических условиях.

Наиболее адекватной формой повышения квалификации педагогических работников дошкольных образовательных учреждений остаются методические объединения.

Наше МО это квалифицированный (Презентация. Слайд 3) стабильный коллектив педагогов – единомышленников (Слайд 4).

По результатам анкетирования воспитателей была определена тема, (Слайд 5) цель, (Слайд 6) задачи методического объединения на учебный год (Слайд 7). И я думаю, что не случайно эта проблема встала перед работниками детских садов, т.к. она актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации.

Требует переосмысления сама система нравственного воспитания дошкольника. Данное направление исследований в современной отечественной педагогике по числу разработок, их полноте и системности обеспечено слабее, чем умственное, физическое и другие виды воспитания. Если в ранее существовавшей практике дошкольных учреждений нравственное воспитание определялось идеологическими стандартами и ограничивалось знакомством с некоторыми нравственными нормами (правилами вежливости, этикета), а методы нравственного воспитания основывались на внешнем воздействии на ребенка (метод убеждения, внушения, этические беседы), то сегодня доминирующими ориентирами в определении содержания нравственного воспитания должны стать такие общечеловеческие ценности, как добро, справедливость, гуманизм. Об этом говорят Е.В. Бондаревская, P.P. Калинина, A.M. Счастная, и другие. Следовательно, требуются другие методы, позволяющие принять нравственные нормы эмоционально-личностные, ннутренне-осознаные.

Меняются и критерии нравственности детей. В советской педагогике таковыми являлись идеологические и моральные знания и привычки культурного поведения. Сегодня мы понимаем, что наличие знаний не обеспечивает реального соблюдения ребенком нравственных норм. Воспитывая навыки культурного поведения, необходимо воздействовать на сознание и чувства ребенка и вместе с тем позаботиться о том, чтобы он имел возможность упражняться (и разнообразно упражняться) в этих навыках.

Нравственное воспитание детей предлагается осуществлять в самых разных условиях: чтение художественной литературы, совместная игра, пример взрослого или других детей; целенаправленные наблюдения за трудом взрослых или игрой детей; организация совместной деятельности; в бытовой и повседневной деятельности,

На заседаниях МО были просмотрены занятия, которые показали, как можно заложить предпосылки развития нравственных отношений через ознакомление с художественной литературой, а точнее сказку, игру, отношение к близким людям.

Почему именно эти темы занятий были взяты педагогами.

Дошкольный возраст – возраст сказки. (Слайд 9) И здесь ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятная логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Это позволяет ему осваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее.

Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой понятной является игра. (Слайд 10) Так в сюжетно-ролевой игре ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе

В игре проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни ребенка. Через те роли, которые ребенок выполняем в игре, обогащается и его личность. Именно в игре воспитываются такие нравственные качества, как скромность, гуманность.

Уже впервые годы жизни ребёнок усваивает элементы нравственного поведения. Этот первый нравственный опыт ребёнок приобретает в семье. Слов нет, сопереживание, сострадание – хорошие, гуманные чувства. Даже 2-леший малыш может поделиться лакомством с близким человеком, способен страдать, видя страдания близких, у него возникают первые нравственные чувства – симпатия и сочувствие к окружающим людям, любовь к матери и отцу и т.д.

3 заседания методобъедииения были проведены в детских садах “Солнышко”, “Радуга”, “Сказка” (Приложение 1) в форме просмотра занятия, (Слайд 12) отчета по самообразованию, семинара, практикума, гостевого обмена.

Новой формой для воспитателей была проведение эксперимента “Формирование моральных чувств, с помощью художественной литературы” (Приложение 2) целью которого, была:

  1. Решить, насколько сформированы основные компоненты нравственного действия у воспитанников детских садов;
  2. Выяснить, какова роль художественной литературы в формировании морального действия.

Воспитатели испытали определенные трудности в данной работе, что-то получалось, что-то не получалось, в итоге педагоги всех детских садов получили свой результат, который в ходе диалога был обсуждён.

С интересом педагоги прослушали добрые сказки, придуманные их воспитанниками, обучающимися в эстетическом классе в музыкальной школе (Слайд 13).

Каждое заседание методического объединения проходит в деловой, рабочей, творческой обстановке, воспитатели систематически посещают МО и занимают активную профессиональную позицию педагога.

В рамках МО во время весенних каникул стало традицией проводить неделю творчества, (Слайд 14–23).

В этом мероприятии принимают участие нее детские сады. Во время показа открытых мероприятий воспитатели стараются охватить различные виды деятельности дошкольников: это занятия и кружковая деятельность по изо деятельности, физическому, математическому, валеологическому развитию, экологическому, музыкальному воспитанию, но оказанию помощи детям с нарушением речи. Для участия в недели творчества приглашаются учителя и родители поселка. Большой интерес и активность в недели творчества проявляют родители.

Итогом данного мероприятия стал круглый стол “Преемственность. Так в чем проблема?” (Слайд 24). В ходе круглого стола педагоги обсуждали, что воспитатели и учителя начальных классов считают важным в подготовке детей к школе, решали педагогические ситуации, сравнивали ответы детей со своими ответами на вопрос: “Чего ждёт ребёнок от школы и учителей, готовясь, стать первоклассником”. Участники размышляли, делились мнениями, вырабатывали единые критерии, (Слайд 25). Учителя, равно как и воспитатели были заинтересованы в диалоге школы с детским садом. В рамках круглого стола было проведено анкетирование будущих первоклассников на тему: “Что ждут дошкольники от школы и учителей”. (Слайд 26).

Ну и конечно, все участники недели творчества хотели бы услышать отзывы об проведенных мероприятиях. Было подготовлено дерево отзывов, (Слайд 27) в которых все желающие написали своё мнение.

В заключении я хочу вам напомнить древнее изречение: “Ребёнок – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. И задача педагогов – этот факел зажечь”. Чего я вам и желаю.