Организация краеведческой учебно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках муниципального образовательного пространства

Разделы: Внеклассная работа


Чувство Родины нужно заботливо
выращивать, прививать духовную
оседлость. Если не будет корней в родной стороне —
будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле...
Д. С. Лихачев

Важную роль в формировании национально-регионального компонента образования области играет учреждение дополнительного образования “Станция юных туристов”, которое с помощью научно-исследовательской деятельности способствует выявлению и изучению проблем истории нашего города и района, ее “белых пятен”.

Приложение 1

Изучению родного края: его истории, природы, хозяйства, культуры, социальной жизни, быта, всех сторон деятельности человека в конкретном городе и районе, придавали большое значение многие передовые мыслители России. Они писали, что человек, не помнящий прошлого, обречен жить без будущего, ибо между прошлым и будущим существует неразрывная связь.

История нашего города многогранна и интересна, насыщена событиями, богата талантливыми, героическими и знаменитыми земляками. Но есть много неизученного, что вызывает споры и вопросы, поэтому так актуальна и необходима научно-исследовательская деятельность.

В основе исследовательской деятельности лежит важнейшая потребность в новой информации, новых впечатлениях и знаниях, в новых результатах деятельности. Это выражается в мотивационном изучении реальности путём практического взаимодействия, в самостоятельной постановке исследовательских целей, изобретении новых способов и средств их достижения, получению разнообразных, в том числе неожиданных, не прогнозируемых результатов исследования и их дальнейшее использование.

Цель научно-исследовательской деятельности - изучение поставленных и выявленных проблем истории города, анализ, систематизация, обобщение, полученных результатов, их оформление, выступление на всероссийских, региональных краеведческих научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах, выставках. Обобщение материала с целью написания учебно-методических пособий по краеведению и этнографии, экскурсий, разработки занятий по данным курсам.

Задачи:

  • интеллектуальное развитие личности и создание системы стимулирования проявления исследовательских способностей детей;
  • обеспечить “поля выбора”, возможностей “первой пробы” в раннем профессиональном образовании;
  • поддержка исследовательского, поэтапного раскрытия способностей ребенка к персонализации, через создание краеведческих программ, методик, образовательных технологий;
  • индивидуальный подход к сфере заинтересованности каждого воспитанника.

Научно-исследовательской деятельностью, я, в качестве методиста МОУДОД СЮТур, занимаюсь на протяжении семи лет.

Исследовательская деятельность осуществляется через направления: поисково-исследовательские задания для СЮТур и школ города, музейную работу, изучение краеведческого материала в туристических объединениях, проведение календарных мероприятий учреждения по краеведению и этнографии и работу городского клуба “Дорогой отцов”.

Поисковые задания являются важным направлением исследовательской деятельности. Они разрабатываются мною для воспитанников СЮТур и учащихся образовательных учреждений на основе тематики Всероссийских и региональных туристско-краеведческих программ, отслеживается их выполнение.

Разработаны и предложены для поисковой работы задания по темам:

Приложение 2

Для успешного выполнения поисковых заданий мы используем формы работы:

- семинары,

- круглый стол;

- практикумы;

- участие в мероприятиях.

В результате обобщения и систематизации найденного материала были написаны творческие исследовательские работы, которые являются победителями региональных краеведческих мероприятий. Пропаганду поисково-исследовательской работы, ее результаты проводим через средства массовой информации. Это репортажи на местном телевидении, статьи педагогов и воспитанников в печати.

Данная кропотливая работа дисциплинирует, развивает творческий потенциал, любознательность, терпение, воспитывает патриотизм и чувство гордости за свою малую Родину.

Работы победителей городских олимпиад, конференций, конкурсов, викторин направляю на областные мероприятия.

Музееведение

Собранный поисковый материал, в учебных заведениях, в дальнейшем послужил отправной точкой для создания экспозиций школьных музеев. В настоящее время в городе 5 паспортизированных музея. В остальных школах ведется работа по созданию и открытию музеев.

Накануне смотров-конкурсов городских школьных музеев провожу семинар, где даются методические рекомендации руководителям школьных музеев, как правильно и последовательно проводить поисково-исследовательскую работу, как оформить запрос в архив, как оформить конкурсные материалы, где быстро получить интересующие сведения.

Школьным музеям предоставлены методички и памятки, составленные на Станции туристов: “Правила оформления экспозиции музея”, “Рекомендации по сбору информации и экспонатов”, “Работа с экспозициями боевой славы”, “Обследование школьной экспозиции”, “Работа в архиве музея”, “Сбор и хранение экспонатов”, “Как опросить ветерана войны”.

Экскурсионная работа

Важным направлением исследовательской работы СЮТур является разработка экскурсий и подготовка экскурсоводов из числа кружковцев, как для школьных музеев, так и городских экскурсий. Это стало возможным благодаря обширному краеведческому материалу, собранному в ходе научно-исследовательской работы.

В объединении СЮТур “Юные экскурсоводы” подготовлены более 10 экскурсоводов за три последние года.

Педагогами СЮТур разработаны и систематически проводятся для образовательных учреждений города и района большое количество экскурсий: “Ливенская крепость”, “Ливны купеческие”, “Сергиевский храм-памятник архитектуры XVI века”, “Деревянное кружево Ливен”, “Ливенский щит”, “Ливны военные”, “Старинные улицы города Ливны”, которые вызывает неподдельный интерес у детей и учителей.

Результаты этнографического поиска

В летнее время мы проводим этнографические экспедиции, где собираем экспонаты по Ливенскому краю.

Результаты этнографических экспедиций хранятся в этнографическом уголке Станции. Самое интересное, что нам удалось найти - это сохранившиеся старинные предметы быта, утварь наших предков, народные костюмы, образцы декорирования одежды, ливенская вышивка, интересный материал по ливенским народным промыслам, история ливенского бисера. Экспонаты мы используем на краеведческих и этнографических занятиях и мероприятиях.

В этнографическом уголке проводятся экскурсии и занятия не только для кружковцев, но и для учащихся школ, воспитанников дошкольных учреждений.

Программное обеспечение поисково-исследовательской работы

Осуществляю курирование педагогов в разработке, написании, апробировании авторских образовательных программ краеведческой и этнографической направленности: “Этнография в поделках”. Проходит апробацию программа “Экскурсоводы на английском языке”.

Авторская образовательная программа “Этнография в поделках” в 2008 году награждена дипломом II степени в VI Областном конкурсе авторских образовательных программ дополнительного образования детей, ее авторами являются методист Дорофеева О. А. и педагог Андросова В. А.

Поисковой работой на СЮТур воспитанники занимаются не только в краеведческих и этнографических объединениях, на поисковую работу отводятся часы и в туристических объединениях

Военно-патриотическое движение городского клуба “Дорогой отцов”

Важнейшим направлением исследовательской деятельности является военно-патриотическая работа клуба “Дорогой отцов”. Организацией и проведением заседаний клуба я занимаюсь с того момента, когда началась моя педагогическая деятельность на Станции. Городские заседания проводятся к юбилейным датам: 25 декабря, 9мая, Дню защитников Отечества. На каждом заседании присутствуют до 100 человек. Заслушиваются и записываются военные воспоминания ветеранов, рассказы очевидцев военных событий. Воспитанники СЮТур отчитываются о своей исследовательской поисковой работе перед ветеранами ВОВ.

При подготовке и проведении заседаний используются военные песни и местный военный фольклор, стихи собственного сочинения детей, проводятся краеведческие викторины по военной истории города Ливны. Награждаются председатели и члены школьных отделений клуба за активную работу.

В рамках этой работы исследователи установили неучтенные воинские захоронения, имена павших воинов, воинские части и соединения, которые вели бои в наших местах в период оккупации города, его освобождения от немецко-фашистских захватчиков.

Для достижения конкретного результата ведем большую кропотливую работу с архивами, делаем запросы в военкомат, находим и записываем в ходе походов и экспедиций воспоминания очевидцев, ветеранов.

Людей, которые могли бы достоверно рассказать о военной истории нашего города остается все меньше и меньше с каждым годом. Да и человеческая память иногда подводит. Поэтому мы сталкиваемся с определенными проблемами во время анализа и систематизации поискового материала: воспоминания противоречат архивным данным, или воспоминаниям другого очевидца. До сих пор осталась масса вопросов и нерешенных проблем, в будущем нам есть над чем работать.

По результатам поисковой работы клуба “Дорогой отцов” составлена областная Книге памяти с уточненными данными по военным захоронениям и именами погибших воинов.

Осуществляю методические рекомендации и обучение молодых педагогов СЮТур в области научно-исследовательской деятельности, курирую их дальнейшую работу. В результате педагог Егорова В. С. участвовала в городской, а затем в областной олимпиаде в 2006 г., как научный руководитель. Творческая исследовательская работа “История реального училища” заняла в области призовое место.

Приложение 3

Исследовательская деятельность и мероприятия СЮТур

Практическим направлением исследовательской деятельности, можно сказать, подведением ее результатов, является работа по организации и проведению общегородских краеведческих и этнографических мероприятий, посвященных юбилейным датам, где нашло широкое применение, собранного в ходе образовательной деятельности краеведческого и этнографического материала.

Создание учебно-методического пособия

Неоценим собранный краеведческий и этнографический материал в ходе исследовательской деятельности учащихся для подготовки и написания учебно-методических пособий. В 2009 году мною было создано методическое пособие по курсу “Юный этнограф”, 2 года обучения, 135 страниц. Данное пособие приняло участие в региональном конкурсе “Истоки культуры народной” и получило 1 место.

Воспитанникам представляется широкое поле деятельности для научного исследования, которое дает им возможность реализовать полученные знания в конкурсах, самостоятельных краеведческих исследованиях и экскурсиях, показать свою любовь к городу, например, в благоустройстве памятников истории и культуры, экскурсоводческой, музейно-поисковой, экспедиционной работе.

Приобретённый опыт исследования на СЮТур в дальнейшем будет использован воспитанниками “во взрослой жизни”: институте, будущей профессиональной и научной деятельности.

Из вышеизложенного просматривается сложившаяся система работы СЮТур города Ливны и моей лично как методиста поисково- исследовательской деятельности учащихся. На мой взгляд, четко просматриваются ее формы, направления, этапы и результаты. Заслуживают внимания высокая результативность, многообразие, доступность, простата изложения системы работы, возможность ее использования другими методистами при сходных условиях.

Презентация