Урок математики во 2-м классе. Программа "Школа России"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: познакомить с приемами вычислений вида 36 + 2, 36 + 20, формировать умение пользоваться этим приемом, совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.

Оборудование: карточки – “капельки” с примерами, картинки – корабль, остров с пальмами, бегемот, слон, ящерица.

Ход урока

1.Орг. момент.

Сегодня отправляемся в путешествие в Африку на корабле “Дружба”.

(Приложение №1) Картинка “Кораблик”

2.Устный счет

Нужно купить билетики на корабль, 1 билет стоит 18 рублей. Наберите 18 из цифр на полосках.

Дайте характеристику этого числа и запишите.

Номера кают на корабле зашифрованы.

6 дес. 2 ед. (62)
4 дес. 0 ед. (40)
2 ед. (2)
6 ед. 1 дес. (61)

Назовите, какое это число?

Почему 16, а не 61?

Температура воздуха в Африке поднимается до 40 градусов и выше. Посчитайте от 40 до 100 десятками.

Расположите эти числа в порядке возрастания, уменьшения.

Выразить

2 дм 5 см = … см
100 мм = … дм
5 см 4 мм = … мм

Длина ящерицы 70 см, слоник рождается высотой 100 см.

Приложение №1 Картинка “Слон и ящерица”

Выразите эти величины в других единицах измерения.

Задача:

Приложение №1 Картинка “Бегемот”

Самый толстокожий бегемот имеет толщину кожи 2 см 5 мм, у слона толщина кожи 1см 5 мм. На сколько толщина кожи у бегемота больше, чем у слона?

Как узнали?

В Африке есть пустыня Сахара, где каждая капелька воды – редкость. На моих капельках написаны примеры, читаем по – разному и поднимаем карточки с ответами.

Какой пример для вас новый?

Подумайте, чему будем учиться на уроке?

3. Сообщение темы и цели урока.

Будем учиться решать новые примеры.

4. Физминутка.

В Африке горы вот такой вышины,
В Африке реки вот такой ширины.
Крокодилы, бегемоты,
Обезьяны, кашалоты,
И зеленый попугай.

5. Новый материал.

Мы подплываем к острову, на котором растут пальмы.

Приложение №1 Картинка “Пальмы и бананы”

На первой пальме росло 36 бананов. На второй 2 банана. Давайте узнаем, сколько всего бананов. Вместо бананов у нас будут палочки. Для удобства десятки заменим пучками, а единицы – отдельными палочками.

В числе 36 сколько десятков. Покажем пучками.
Сколько единиц? Покажем палочками россыпью.
Число 2 – что возьмем, два пучка или две палочки?
Куда добавим две палочки, к пучкам или к отдельным палочкам?
Значит, что нам удобно, сколько это стало?
Запишем это.
36 + 2 = (30 + 6) + 2
Как заменим 36?
6 – Это что?
2 – Это что?
Как удобнее выполнить сложение?
И добавим оставшееся слагаемое 30.
Сколько это будет?
Вывод: Что с чем складывали?
Удобнее единицы складывать с единицами и прибавлять 30.
На первой пальме 36 бананов, на третьей – 20 бананов.
Узнаем, сколько на двух пальмах.
36 + 20
Кто может показать, как сосчитать этот пример?
(2 дес. + 3 дес. и добавить 6)
Сколько получится?
Запишем это.
36 + 20 = (30 + 20) + 6
(Я показываю 30 и 20)
Почему показываю эти числа?
Как удобнее сосчитать?
Какой вывод сделаем?
(Десятки плюс десятки)

6. Работа с учебником с. 48

Прочитайте правило.
А мы какой вывод сделали?
Решаем примеры устно все вместе №1 с объяснением
№2 Один столбик на доске и два столбика самостоятельно.
Проверка.

7. Решение задач №3

Прочитайте, о ком она?
Что известно, что неизвестно?
Какие слова возьмем для краткой записи?
Прикидка ответа:
Как думаете, какие салфетки могла Аня подарить?
(1 – все маленькие, 2 – все большие, 3 – и те, и другие)
Мы будем говорить о последних, о тех, и других.
Итак, что надо найти? (Остаток)
Как находим остаток? (Вычитанием)
Из чего вычитаем? (Из того, что было)
А сколько было? (6 да 3)
Какое будет первое действие? (сложение)
Какое второе действие? (вычитание)
Запишите решение. (1 ученик за крылом доски)
Проверка:
Сравните, совпали ли ответы?

8. Итог

Что нового было?
Как мы складывали?
Хором правило.