Урок по краеведению (курс "Наш край") по теме "Русская баня"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить учащихся с особенностями русской бани, ее  влиянием на здоровье человеческого организма.

Задачи:

– Познакомить учащихся с историей русской бани.

– Воспитывать правильное отношение к своему здоровью.

– Развивать познавательный интерес, логическое мышление, умение  работать в группах.

– Воспитывать патриотизм.

Оборудование:

– Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. “Толковый словарь русского языка”.

– Карточки с заданиями для работы в группах.

– Иллюстрации.

– Конверты с кружочками трех цветов.

– “Волшебный” сундучок.

– Кроссворд.

Ход урока

Организационный момент.

Ученики под музыку образуют круг в свободной части класса. Из “волшебного” сундучка вытягивают конверт, но пока не заглядывают в него. После того, как все получили, конверты вскрываются, и дети садятся за парты: каждый в свою группу.

Формулирование темы и цели урока.

На прошлом уроке мы говорили о крестьянском хозяйстве. Семьи были большие, всех надо было прокормить. Вокруг дома разрастался двор с множеством хозяйственных построек. Назовите эти постройки. (Хлев, конюшня, птичник, сенник, сарай, амбар, колодец, погреб, баня.)

На доске записаны слова:

мовь
мовня
мовница
мыльня
влазня

– Как вы думаете, о какой из построек идет речь? (О бане.)

– Докажите свой ответ. (Каждая группа высказывает свое мнение.)

– Назовите тему нашего урока. (Русская баня.)

– Сегодня на уроке мы поговорим об особенностях русской бани.

Изучение нового материала.

– Что такое баня? (Ответы детей.)

– Найдите определение “бани” в “Толковом словаре русского языка”.

“Баня, -и, ж. 1) Специальное помещение или учреждение, где моются и парятся.”

– Слово “баня” происходит от латинского balneo – это и купание, и название помещения, предназначаемого для омовения всего тела теплой водой. Люди во все времена любили воду, с великим наслаждением окунались в нее, смывая с себя пыль, усталость и заботы.

Первые документальные упоминания о русской бане содержатся в “Повести временных лет”. Из текстов Нестера следует, что задолго до XII века баня на Руси была абсолютно обыденным явлением.

Баня сопровождала древних славян всю жизнь: здесь их омывали в день рождения, перед свадьбой и после смерти.

Имелись три основные разновидности русской бани: “по-черному”, или курна, “по-белому”, а также баня в русской печи – лазня, влазня.

Три ученика рассказывают о разновидностях русской бани.

1 ученик.

Баня “по-черному” – самая древняя. Она не имела дымохода, ее стены были закопчены, откуда и произошло название. Это была крошечная бревенчатая избушка с очень низким потолком, примерно до 1,5 метров. Весь угол занимала печь, которая топилась дровами. Над печью делали очень маленькое открывающееся окошечко. Когда баню протапливали, дым шел в комнату, а после выходил через окошко. Когда дрова перегорали и выветривался угар, окошечко закрывали. Мылись стоя в лохани и поливали себя из ковша.

2 ученик.

Позднее появилась баня “по-белому”, в которой дым не попадал в помещение парной, а выходил через дымоход. Печь в такой бане имела три уровня: нижний, пустой, – поддувало, средний – очаг, где горели дрова, и верхний – наваленные крупные камни. Когда дрова перегорали полностью, и выходил угар, заслонку в трубе закрывали. На камни плескали воду, чтобы поддать пару. Парились лежа, хлестали себя веником, время от времени выбегали на свежий воздух, окунались в реку.

3 ученик.

Там, где леса было мало, получила распространение баня в русской печи. Пространство внутри печи довольно велико – около 0,5 м высотой и почти 1,5 м длиной. После приготовления пищи – обычно после выпечки хлеба – из очага выгребали угли и золу. Горячие стены обтирали от золы и копоти мокрой тряпкой. На дно настилали солому или доски. Человека вдвигали на досках и закрывали за ним заслонку. С собой он брал лоханку с водой и веник. Плеснув водой на стены, можно было поддать пару. Он был насыщен хлебным запахом, который благотворно действовал на здоровье человека. До повсеместного распространения мыла для мытья использовали щелок – разведенную золу.

Физкультминутка.

– Бани традиционно строились на берегу реки, озера или близко от колодца. Как вы думаете, почему? (Из реки или колодца брали воду для мытья, для безопасности в случае пожара и купания после парной.)

– Владимир Красное Солнышко именовал бани заведениями для немогущих. Это были своего рода народные лечебницы. Попробуйте объяснить это высказывание. (Выслушиваются мнения каждой группы.)

– Иностранцев поражала невиданная закаленность и телесное здоровье русских. Они связывали это с русской паровой баней. Баня помогала от оспы, простуды, заболеваний внутренних органов, положительно влияла на работу всего организма.

Самостоятельная работа в группах.

– Чем характеризуется русская баня? (Парной с веником и чаем после бани.)

– Русские люди уделяли большое внимание заготовке веников, чтобы лучше сохранить их целебные свойства. Утолить жажду после бани можно было чаем, квасом. Употреблять в бане алкоголь ни в коем случае нельзя. Почему?

– Правильно. Алкоголь в сочетании с высокой температурой очень тяжел для сердца и почек. Лучший напиток после бани – крепкий душистый чай.

– Сейчас каждая группа будет выполнять задание:

1 группа узнает, из чего заготавливали веники. (Выдается лист с изображениями растений: береза, дуб, липа, можжевельник, крапива, осина).

2 группа должна выяснить, что использовали для заваривания чая. (Выдается лист с иллюстрациями растений и плодов: шиповник, малина, брусника, клюква, смородина, калина).

3 группа соберет рассыпавшиеся пословицы о бане и здоровье.

Баня здоровит,

залог здоровья.

Чисто жить –

разговор веселит.

Чистота –

вторая мать.

Баня –

здоровым быть.

(Баня здоровит, разговор веселит. Баня – вторая мать. Чисто жить – здоровым быть. Чистота – залог здоровья.)

Каждая группа делает сообщение по своей работе.

Закрепление новых знаний.

– Сегодня у многих есть ванна, душ. Для чего люди посещают баню?

– Человек ищет и находит в бане заряд бодрости и здоровья на многие дни.

Разгадывание кроссворда.

1. Из этого дерева заготавливают веники.

(Береза.)

  1. Ими топят баню. (Дрова.)
  2. Плоды этого кустарника заваривают в чай. (Шиповник.)
  3. Как еще название у бани “по-черному”? (Курна.)
  4. Что раньше использовали вместо мыла? (Зола.)
  5. Что заготавливали летом для мытья? (Веник.)
  6. Во что наливали воду в бане? (Лохань.)
  7. Где обычно строили баню? (Река.)

– Какое слово получилось в выделенных клетках? (Здоровье.)

Итоги урока.

– В чем же особенность русской бани?

– Будьте здоровы!