Факультативный курс "Сократ"

Разделы: Социальная педагогика


Программа разработана таким образом, чтобы на ее основе сформировать у учащихся базовые психолого-педагогические знания о себе и мире, который их окружает. А также научить их правильно строить свои взаимоотношения с социумом. Актуальность создания программы определяется с одной стороны широкими общественными потребностями в незаурядных, талантливых людях способных решить проблемы социального и экономического возрождения России. А с другой стороны потребностями конкретного учебного заведения – МОУ СОШ №80 г. Хабаровска, активно работающей над реализацией краевой программы «Одаренные дети»

Предлагаемая программа призвана в комплексе с другими формами обучения решать такие противоречия образовательного процесса, как:

- противоречие между общественной необходимостью в дальнейшей гуманизации и гуманитаризации образования и малой разработанностью программ таких учебных курсов, которые наряду с учебными дисциплинами, содействуют развитию и реализации природного потенциала человека на благо себя и общества;

- противоречие между потребностью одаренных детей знать самих себя, понимать окружающих людей, уметь адекватно общаться с ними и не просто адаптироваться к окружающей среде, но и выступать в качестве субъекта во взаимоотношении с ней и практически отсутствием работы с этой категорией детей в практике большого числа школ. Новизна программы состоит в том, что в ней на основе комплексного анализа теоретических и практических достижений современной философии, психологии, педагогики осуществляется попытка обучения учащихся глубокому осмыслению и пониманию места и назначения человека в мире. Она позволяет формировать у одаренных детей умение самостоятельно планировать и организовывать свою деятельность в соответствии со своими потребностями и способностями. 

Программа

Раздел 1. Кто я?

Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека.

М. Горький

Цель: дать учащимся психолого-педагогические знания о человеке, показать биосоциальную природу человека, раскрыть логику его бытия и становления. Помочь учащимся понять, что представляет собой сам человек.

Тема 1. Человек, какой он есть.

1.1. Биосоциальная природа человека. Понятие «индивид» и «индивидуальность» (своеобразное проявление человека). Личность - социальная сущность человека. Характер как проявление индивидуальности человека. Волевые черты характера.

1.2. Деятельность в жизни человека.

Виды деятельности. Конструктивная и диструктивная. Позиция человека в деятельности: объект и субъект. Деятельность духовная и практическая. Значение творчества в жизни человека. Параметры креативности. Понятие «продуктивность», «гибкость», «оригинальность». Игра как модель поведения

1.3. Становление человека. Развитие и саморазвитие. Возрастные этапы и кризисы

Развития. Самовоспитание и самообразование в жизни человека. Формирование объективной я- концепции. Искусство быть собой.

Раздел 2. Каков я?

Старайся дать уму как можно больше пищи.

Л.Н. Толстой

Цель: дать учащимся знание о внутреннем мире человека, показать природу человеческих способностей; вселить оптимизм и веру в человеческие возможности.

Тема 2. Внутренний мир человека.

2.1. Способности, потребности, возможности.

Природа человеческих способностей. Способности актуальные и потенциальные. Одаренность «общая» и « специальная». Иерархия потребностей (А, Маслоу). Понятие «врожденные потребности» и «приобретенные потребности». Закон возвышения потребностей. Твои возможности человек.

2.2. Разум, воля и мышление. Процессы мыслительной деятельности. Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Развитие мышления: творческого, критического, абстрактно-логического, способности к разрешению проблем. Воля и ее тренировка. Эмоции и чувства. Импрессинг и формирование жизненных идеалов.

Раздел 3. Кем я буду?

Недостаточно быть учеником Аристотеля,

Чтобы стать А. Македонским

Цель: сформировать у учащихся первичное представление о месте человека в мире, помочь их самоопределению в социуме.

Тема 3. Человек и общество.

3.1. Социальная среда и обстоятельства жизни. Социальные роли личности. Воспитание и образование как институт социализации.

3.2. Человек и культура.

Культура - мера человеческого в человеке.

Тема 4. Человек и окружение.

4.1. Общение и совместная деятельность. Контакты и конфликты. Актуализатор и манипулятор. Коммуникативный эгоцентризм. Социальная автономность. Лидерство и соревновательность. Здоровье физическое и духовное. Саморегуляция состояния. Аутогенная тренировка и медитация. Значимые круги общения. Семья и родственники.

Тема 5. Человек как открытая система.

5.1. Ценности и смыслы человеческой жизни.

Гармония человека с миром и самим собой.

5.2. Найти свое место в жизни.

Методика «палитра интересов2. Выбор профессии. Человек и его будущее.

Примерный учебно-тематический план (таблица)

Примерный перечень творческих заданий.

  1. Темы для сочинений, дискуссий:
    1.1. Что правит человеком? (воля. разум, чувство)
    1.2. Если возможна гигиена тела, то возможна также гигиена ума и характера. Д. Писарев
    1.3. Имеем ли мы право называть себя взрослыми?
    1.4. Мы и окружающие: контакты и конфликты.
    1.5. Понаблюдайте за собой и напишите небольшое сочинение «Особенности моей памяти».
    1.6. Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой ум. Ф. Ларошфуко
    1.7. На каком уровне развития – «песчаная россыпь», « мягкая глина», «мерцающий маяк», « алый парус», «горящий факел» находится коллектив вашего класса, группы.

  2. Творческие задания в микрогруппах:
    2.1. Попробуйте вспомнить и записать стихотворение, которое вы учили в начальном классе (например «Утес») Попросите сделать то же самое ребят в группе. Теперь попытайтесь вспомнить вместе. Сделайте вывод о преимуществе коллективного вспоминания. Кто за 5 или 10 минут припомнит больше стихотворных строк, содержащих ассоциации. Определите живость, яркость своих и (ребят) представлений; прочитайте вслух каждое слово – раздражитель и постарайтесь, возможно, более ясно представить соответственный образ. Определите элементы анализа и синтеза в рассуждениях, которыми вы будете пользоваться при обсуждении.

  3. Исследовательская работа. Темы исследовательских работ можно объединить в 3 группы:
    3.1.Теоретические – работы по изучению и обобщению фактов и материалов, содержащихся в разных источниках.
    3.2.. Эмпирические – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.
    3.3. Фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.

Литература

  1. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы.- М.; Просвещение, 2005
  2. Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности. – Перв. С англ.-СПб.: Москва,2003
  3. Волков И.П. Много ли в школе талантов? М. знание, 2006
  4. Волкова М.Г. Развитие способностей у детей – основа жизненного успеха.- М, 2007
  5. Познай себя и других. Сборник методик. М. Изд.- Институт практической психологии, 2005
  6. Савенков А.И. У колыбели гения – М.Педагогическое общество России. 2007.
  7. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М, 2000
  8. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека.- М.,2003
  9. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 2004
  10. Я. Ты, мы в зеркале познания. Сборник методик. –М. Институт практической психологии, 2008