Как научить детей учиться

Разделы: Администрирование школы


Цель: Систематизация совместной работы учителей школы и педагогов детского дома по повышению школьной мотивации воспитанников.

Ход проведения

  1. Актуальность темы методического совета.
  2. Результаты диагностики школьной мотивации воспитанников детского дома.
  3. Успеваемость воспитанников детского дома за первое полугодие учебного года.
  4. Неуспевающие воспитанники: Психологическая характеристика неуспевающих, проблемы обучения воспитанников с диагнозом ЗПР.

Вопрос №1

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом же заинтересованы и родители(в данном случае педагоги детского дома) учащихся. Но подчас и учителям и родителям приходится с сожалением констатировать: "не хочет учиться", "мог бы прекрасно заниматься, а желания нет". В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению .Каждый педагог знает, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребенка положительной мотивации к учебной деятельности. Для того, чтобы ребенок по настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, но, что немаловажно еще и приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

Вопрос №2

Что же такое мотивация учебной деятельности.

Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели. Мотив -это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремиться к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий. Теперь рассмотрим частный случай мотивации - учебная мотивация. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых - она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность. Во вторых - организацией образовательного процесса; в третьих субектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т.д.); В четвертых - субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу; в пятых, спецификой учебного предмета.

Сформированность у ребенка мотивационной сферы играет важнейнешую роль в успешности овладения учебной деятельностью. Наличие у ребенка мотива хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с самой лучшей стороны, заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. Как правило, при низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

  • Первый уровень - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (у таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования.)Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
  • Второй уровень - хорошая школьная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.
  • Третий уровень - положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельночстью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради, пенал. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
  • Четвертый уровень - низкая школьная мотивация . эти дети посещают школу неохотно, препочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.
  • Пятый уровень - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения.

Готовясь к данному метод совету мы провели диагностику школьной мотивации.

С детьми 1-3 класса проводили рисуночный тест "Что мне нравится в школе", со старшими детьми Анкету, "Что мне нравится в школе". В диагностировании приняли участие 12 детей младших классов и 37 детей средних и старших классов.

Получили следующие результаты:

  • Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами - показали 7 воспитанников
  • Хорошая школьная мотивация -7 воспитанников.
  • Низкая школьная мотивация у 15 воспитанников.
  • Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация - 8 воспитанников (И. Лаура, С. Юля, Д. Алина, П. Александр, П. Денис, Г. Таня, П. Сандра )

 Все 12 младших воспитанников показали положительное отношение к школе:

у 5 из них выражена учебная ситуация (на рисунке показан учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с написанными заданиями ит.д.) Все это свидельствует о высокой школьной мотивации и учебной активности ребенка, наличие у него познавательных мотивов. Это: Б. Олег, Б. Дамир, У. Альбина, Г. Маша, И. Луиза.

3 воспитанника выразили ситуации неучебного характера (школьное здание, ученики на перемене, ученики с портфелями. Это: Г. Кристина, Р. Алина, И. Ербулат

4 воспитанника изобразили в своих рисунках игровые ситуации качели на школьном дворе, игровые комнаты, игрушки и другие предметы в классе, свойственны детям с положительным отношением к школе, но с преобладанием игровой мотивации. Это: Ж. Тимур, Б. Альбина, Х. Алексей, Г. Сергей.

Почему получаются такие результаты? Исследуя литературу по вопросам школьной мотивации явно прослеживаются 9 причин спада школьной мотивации, их же мы можем применить к своим воспитанникам.

  1. У подростков наблюдается "гармональный взрыв" и нечетко сформировано чувство будущего.
  2. Отношение ученика к учителю.
  3. Отношение учителя к ученику.
  4. У девочек 7-8 классов снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.
  5. Личная значимость предмета
  6. Умственное развитие ученика.
  7. Продуктивность учебной деятельности
  8. Непонимание ребенком цели учения
  9. Страх перед школой.

Одним из показателей школьной мотивации является успеваемость в школе.

Слово учителям, воспитателям. Какова успеваемость наших воспитанников за первое полугодие учебного года?

Отчет учителей, классных руководителей.

Как мы видим успеваемость наших воспитанников не высокая. То есть большинство наших воспитанников нужно отнести к слабоуспевающим.

Вопрос 4

Существует 3 типа неуспеваемости школьников.

  1. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учению. Основная помощь ученикам этой группы, для которых характерны низкая обучаемость, слабое развитие мыслительной деятельности и у которых преобладает репродуктивный (воспроизводящий) подход в решении учебных задач, должна заключаться в формировании приемов познавательной деятельности. Взывать к совести, чувству долга, упрекать в том что они работают недостаточно, ленятся, приглашать родителей в школу бесполезно. Ощутимых результатов все это не дает. Эти учащиеся занимаются много, старательно, они добросовестны, но им не хватает познавательных сил. Помощь от учителей и товарищей они принимают охотно.
  2. Высокое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учителю, учению. Помощь: Причиной низкой успеваемости учащихся является их внутренняя личностная позиция-нежелание учиться. В силу разных причин их интересы лежат вне рамок учебной деятельности. Школу посещают без всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. Учащимся достаточно изменить свое отношение к обучению и продуктивность их учебы резко возрастает. Преодоление неуспеваемости следует начать с воспитательной работы.
  3. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению. Помощь: В.А. Сухомлинский отмечал, что умственное неравенство учащиеся осознают очень рано. Чтобы учебные неудачи не формировали у ученика низкую самооценку, чтобы он не чувствовал себя обделенным, надо найти другую сферу, где его способности будут проявлены в полной мере. Такой сферой, по его мнению, является нравственная, где возможности каждого человекабезграничны и где каждый может стать великим и неповторимым. Современный английский психолог и педагог Р.Бернс подтверждает мысль В.А.Сухомлинского: "Для тех, кто учиться плохо, всегда нужен какой-то способ снизить влияние низкой успеваемости на самооценку: было бы неверно поддерживать у школьников, которые не проявляют больших способностей к учебе, представления о том, что высшей ценностью и главным фактором всякой личностной оценки является только превосходная успеваемость. У каждого ребенка есть свои сильные стороны, свои положительные качества, на которых чуткий взрослый должен помочь ему выстроить прочный фундамент позитивной самооценки ". В школе их больше всего привлекают такие предметы как физкультура, уроки труда.

Факторы негативного влияния на успеваемость

Факторы негативного влияния на успеваемость Показатели неблагоприятного развития Признаки отклонений в учебно-познавательной деятельности
1. Биологический 1.Наследственность интеллекта

2. Задержка в умственном и психическом развитии

3. Соматическая ослабленность

1. Низкий уровень способностей.

2. Различные отклонения в памяти, снижение интеллектуальных потенций, сужение умственного мировоззрения, гипердинамические отклонения, аддиктивные расстройства.

3. Повышенная утомляемость, слабая выдержка, низкие энергетические возможности, мобилизованность, динамика и качественная характеристика эмоциональных составляющих.

2. Социальный 1. Неблагоприятные социально-педагогические условия семейного воспитания.

2.Низкий социальный статус ученика в детском коллективе.

1. ограниченность знаний и представлений об окружении, обедненный жизненный опыт.

2. нарушение поведения, агрессивность, отсутствие эмоционального контакта с членами коллектива, несформированность старательности и усердия.

3. Психолого-педагогические 1. Конфликт "Учитель-ученик"

2. Познавательная пассивность (Возможность но нежелание учиться )

1. Игнорирование учителя, нежелание контактировать, безразличие, непризнание авторитета учителя. Страх перед учителем, негативное отношение учителяк ученику.

2. Отсутствие интереса к предмету, обучение под давлением извне.

3. не закреплены навыки учебных действий, знания усваиваются нерациональным способом, неумение осуществлять самоконтроль, систематическое невыполнение домашних заданий, невнимательность на уроках.

Влияние данных факторов очевидна, но остановимся поподробнее на биологическом факторе одним из показателей которого является диагноз - Задержка психического развития (ЗПР).

Слово предоставляется зам директору по УВР.

Пути устранения неуспеваемости

Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие:

  1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизации педагогической деятельности.
  2. Педагогическая диагностика- систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, воспитателями, наблюдения за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. (можно создать педагогический консилиум- совет учителей и воспитателей по анализу и решению проблем отстающих учеников)
  3. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. Это могут быть дополнительные занятия, группы выравнивания, подбор специальных групповых и индивидуальных средств обучения.
  4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа (Организация самоподготовок, коррекционной работы по развитию познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и.т.д.)

Решение методического совета:

  1. Вести активное сотрудничество педагогов детского дома и учителей школы.
  2. Оказывать постоянную помощь неуспевающим детям как со стороны учителей так и со стороны воспитателей детского дома.
  3. Использовать в своей работе памятку "Пути устранения неуспеваемости".