Вышивка в декоративно-прикладном искусстве. 9-й класс

Разделы: Технология

Класс: 9


Краткая аннотация

В современном обществе и, в первую очередь, в образовании ведущей целью является создание условий для саморазвития личности, ее социализации с учетом индивидуальных способностей, склонностей и потребностей.

Программа элективного курса художественно-эстетического профиля “Вышивка в Декоративно-прикладном искусстве” предназначена для предпрофильного обучения учащихся 9 классов общеобразовательной школы с целью оказания им помощи при выборе профиля обучения на старшей ступени школы, развития творческих способностей, инициативности и самостоятельности, привить любовь к труду, что, в дальнейшем, поможет им правильно спланировать свою профессиональную карьеру.

Пояснительная записка

Декоративно-прикладное искусство всегда играло большую роль в жизни человека, ведь важно не только качественно изготовить какое-либо изделие, но и придать ему эстетический вид. Русское народное декоративно-прикладное искусство имеет богатые традиции в различных видах прикладного искусства но, к сожалению, в современных условиях большое значение стали уделять функциональным характеристикам изделий, часто забывая об их внешнем виде.

Программа элективного курса художественно-эстетического профиля обучения “Вышивка в Декоративно-прикладном искусстве” составлена для учащихся 9 классов с целью не только научить школьников производить собственными руками красивые веши, но и привить любовь к народному искусству, сохранять традиции русского декоративно-прикладного искусства, научить ценить красоту окружающего мира.

Обучение по данному курсу направлено на творческое развитие школьников, развитие у них проектных умений и навыков, на формирование художественной культуры как составной части духовной общества культуры общества.

Основные задачи данного курса: привить любовь к народному искусству, научить ценить красоту и многообразие окружающего мира через ознакомление с произведениями декоративно-прикладного искусства, способствовать освоению технологии выполнения разнообразных видов вышивки, развить дизайнерское мышление, сформировать инициативную, самостоятельную, разносторонне развитую личность, развить навыки коллективной творческой деятельности.

Занятия декоративно-прикладным искусством позволяют соединить предпрофильную подготовку с эстетическим воспитанием, сформировать культуру труда, так как изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами своего труда.

Содержание элективного курса предусматривает ознакомление учащихся с произведениями декоративно-прикладного искусства, историей возникновения и традициями такого вида ДЛИ как вышивка, технологией изготовления изделий в различных видах вышивки. Занятия построены по проектному методу обучения, что позволяет учащимся проявить свои художественно-творческие способности и создать свои авторские творческие работы.

Новизна и актуальность данного курса заключается в разнообразии представленных для знакомства учащимся видов вышивки. Овладев основами вышивки бисером, учащиеся смогут перейти к другому виду вышивки: подобрав цветовую гамму ниток мулине, выполнить вышивку миниатюры, а затем попробовать себя в изображении графического пейзажа.

Объем учебного материала, заложенный в программе, предполагает организацию самостоятельной работы учащихся в виде проектной деятельности. Проектные работы носят интегрирующий характер и способствуют закреплению знаний и умений по конкретной теме и практическому их применению. Курс обучения рассчитан на 34 часа, 2 часа в неделю и заканчивается защитой проектных работ.

По окончанию элективного курса работы учащихся участвуют в городских и районных конкурсах по декоративно-прикладному искусству, выставках творческих работ, фестивалях проектов.

Учебный план “Вышивка в Декоративно-прикладном искусстве”

№ n/n Темы и разделы Количество часов
I Введение. Выбор профессии 4
II Вышивка в Декоративно-прикладном искусстве

1. История возникновения вышивки ДЛИ

2. Виды художественной вышивки.

3. Технология выполнения вышивки.
Необходимые инструменты и материалы

4. Гармония цвета и рисунка вышивки

5. Вышивка бисером

6. Вышитая миниатюра

7. Вышитая графика

26

1

1

2

2

6

6

8

III Основы проектирования. Защита проектов. 4
  Итого 34

Учебно-тематический план


п/п
Разделы и темы Всего
кол-во
часов
Теор Практ.
I. Введение. Выбор профессии 4    
  1. ДПИ в современной культуре   1  
  2. Профессии в области ДПИ. Востребованность профессий на современном рынке труда.   1  
  3. Экскурсия в Лицей Петербургской моды.     2
  Вышивка в Декоративно-прикладном искусстве. 26    
  1. История возникновения вышивки в ДПИ. 1 1  
  2. Виды художественной вышивки. 1 1  
  3. Технология выполнения вышивки. Необходимые инструменты и материалы. 2 1  
  Практическая работа по выполнению вышивальных швов.     1
  4. Гармония цвета и рисунка вышивки 2 2  
  5. Вышивка бисером. 6    
  5.1. Техника вышивки бисером.   1  
  5.2. Самостоятельная работа по освоению приемов вышивки бисером     1
  5.3. Практическая работа по изготовлению изделий в технике вышивки бисером.     4
  6. Вышитая миниатюра. 6    
  6.1. Элементы дизайна при подборе рисунков, заготовок, материала.   2  
  6.2. Практическая работа по изготовлению изделий в технике вышивки миниатюры.     4
  7. Вышитая графика. 8    
  7.1. Технологические приемы, характерные для вышивания рисунка в технике графика.   1  
  7.2.. Этапы выполнения вышитой графики, коррекция цвета, отдельных элементов графики, приемы окончательного оформления работы.   1  
  7.3. Практическая работа по выполнению вышитой графики.     6
III Основы проектирования. Защита проектов. 4 2 2
  Итого: 34 14 20

Знания и умения

Учащиеся должны знать:

  • Правила техники безопасности; Профессии в области ДПИ. Историю искусства вышивания.
  • Возможности использования вышивки в оформлении интерьера и ее применение в народном и современном костюме.
  • Виды художественной вышивки.
  • Технологию выполнения вышивки бисером, вышитой миниатюры, вышитой графики.
  • Разновидности швов и технику их выполнения Гармонию цвета.
  • Приемы работы с бисером, разновидности бисера. Что такое дизайн.
  • Правила перевода рисунка на основу, закрепления ткани в пяльцах. Что такое графика.
  • Приемы коррекции цвета, отдельных элементов в выполнении вышитой графики. Требования к качеству выполняемой работы.
  • Средства и способы поиска технических и технологических решений в проектной деятельности.
  • Требования к разработке и оформлению проекта.

Учащиеся должны уметь:

  • Пользоваться инструментами: иголкой, ножницами, пяльцами.
  • Правильно подобрать бисер, нитки мулине, материал, сочетание цветов в изделии Зарисовать образец, понравившееся изделие и перевести рисунок на ткань.
  • Вышивать бисером, изготавливать вышитую миниатюру, вышитую графику, используя вышивальные швы.
  • Различать виды вышивки по образцам.
  • Произвести дизайнерскую проработку изделия.
  • Разработать этапы проектной деятельности: подобрать инструменты и материалы, выполнить эскизы, чертежи; составить технологические карты.

Содержание программы

I. Введение. Выбор профессии

  1. Содержание и задачи курса. Декоративно-прикладное искусство в современной культуре.
  2. Профессии в области ДПИ. Востребованность профессий на современном рынке труда.
  3. Экскурсия в Лицей Петербургской моды.

II. Вышивка в Декоративно-прикладном искусстве.

История возникновения вышивки в ДПИ.
Декоративно-прикладное искусство, его исторические корни. Роль Декоративно-прикладного искусства в жизни человека.. Многовековая история искусства вышивания. Применение вышивки в народном и современном костюме. Возможности использования вышивки в оформлении интерьера.

Виды художественной вышивки.
Ручная вышивка: крестом, гладью, бисером, стеклярусом, вприкреп; вышивка миниатюры, графики, пейзажа.
Понятие о машинной вышивке. Краткие сведения из истории машинной вышивки, возможности ее применения в отделке современной одежды и украшении интерьера.

Технология выполнения вышивки. Необходимые инструменты и материалы.
Основные технологические приемы. Технология выполнения стежков: гладкого, зернового, “елочки” (крестообразного), стебельчатого, петельного, тамбурного, французского узелка, критского, пучков, рококо.

Инструменты, приспособления и материалы, применяемые при вышивании.. Правила работы с ножницами, пяльцами, иглами, булавками. Рабочее место вышивальщицы.

Практическая работа по приобретению навыков выполнения вышивальных швов.

Гармония цвета и рисунка вышивки.
Свет и цвет – основные понятия.
Хроматические и ахроматические цвета. Основные цвета. Цвета теплые и холодные. Дополнительные цвета. Цветовая гармония. Цветовой тон, насыщенность и светлота

Вышивка бисером.
Виды бисера и способы его подбора. Техника вышивки и многообразие приемов работы с бисером.
Самостоятельная работа по освоению приемов вышивки бисером Зарисовка и разработка схем для вышивания бисером. Практическая работа по изготовлению изделий в технике вышивки бисером. (“Бабочка”, “Знаки зодиака”, “Цветы” и т.д.).

Вышитая миниатюра.
Понятие о дизайне. Элементы дизайна при подборе рисунков, заготовок, материала, переводе рисунков на основу. Закрепление ткани в пяльцы. Приемы вышивки.
Практическая работа по изготовлению изделий в технике вышивки миниатюры. (“Герань”, “Сирень”, “Малина” и т.д.) Подбор цветовой гаммы ниток.

Вышитая графика.
Что такое графика? Знакомство с основными видами графических изображений: чертеж, эскиз, технический рисунок, схема, диаграмма и т.д. Краткая история развития графики.
Технологические приемы, характерные для вышивания рисунка в технике графика. Этапы выполнения вышивки графики, коррекция цвета, отдельных элементов. Приемы окончательного оформления работы.
Практическая работа по изготовлению картин в технике вышитой графики (пейзажи, вышитые одним, двумя цветами ниток).

III. Проектная деятельность. Защита проектов.

Выбор темы проекта. Средства и способы поиска технических и технологических решений. Разработка этапов работы над проектом. Выполнения эскизов, чертежей, изделий: составление технологических карт, подбор материалов и инструментов. Конструкторская и дизайнерская проработка изделий. Изготовление и оформление проекта. Защита проекта. Темы проектных работ:

  1. Картина, выполненная в технике вышивки бисером.
  2. Вышитая миниатюра: “Герань”, “Сирень”, “Малина” и т.д.
  3. Картина, выполненная в технике вышивки графики.

Список литературы

Основная литература:

  1. Технология. Учебник для 9 кл. под редакцией В.Д.Симоненко. М., “Вентана-Граф”, 2001.
  2. Иванова А.А. “Вышитый пейзаж” М., “Культура и традиции”, 2004
  3. Никол К. “Искусство вышивки: секреты мастерства”, М, “Контэнт @”, 2004
  4. Ньюхауз С. “Вышивка пейзажей” Ростов-на-Дону, “Феникс”, 2003
  5. Климов Е.А., Чистякова С.Н. “Выбор профессии”. М. “Просвещение”, 1988.
  6. Романовская М.Б. “Метод проектов”. М., АКАДЕМИЯ АПК и ПРО,2004.
  7. Якимовская Л.В., Свиридова А.А., Шичанина B.C. “Уроки бисероплетения” Санкт-Петербург, Корона-принт, Велена, 1999

Дополнительная литература

  1. Рукоделие. Популярная энциклопедия. М., “Советская энциклопедия”, 1991
  2. Подборка журналов и буклетов по ручной вышивке: “Лена”, “Дуплет”, “Валентина”, “Чудесные мгновения”, М., 2000-2005
  3. Серия “Современная вышивка крестом”, Киев, “Юнивест принт”, 2005
  4. Серия “Вышивка крестом”, М., ООО “Мир книги”, издание на русском языке. 2003

Литература для учащихся

  1. Технология. Учебник для 9 кл. под редакцией В.Д.Симоненко. М., “Вентана-Граф”, 2001.
  2. Иванова А.А. “Вышитый пейзаж” М., “Культура и традиции”, 2004
  3. Калюга С.У., Чечель И.Д. “Основы производства. Выбор профессии” в 2-х частях. М., “Просвещение”, 1988.
  4. Никол К. “Искусство вышивки: секреты мастерства”, М., “Контэнт @”, 2004
  5. Степанов А.Н., Бендюков МА, Соломин И.Л. “Азбука профориентации”. С-Пб., АОЗТ “Литера плюс”, 1995.
  6. Якимовская Л.В., Свиридова А.А., Шичанина B.C. “Уроки бисероплетения” Санкт-Петербург, Корона-принт, Велена, 1999.