Будьте здоровы. 5–6-е классы

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа


Пояснительная записка

Будущее, как в России, так и в мире, безусловно, за молодым поколением. От того, каким будет молодое поколение, зависит благополучие страны, каждого из нас в отдельности.

Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого счастья.

Однако, в России, лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми.

Мир ценностей ребёнка, в первую очередь, определяет семья. Однако даже в полных семьях всё чаще отмечается психологическое одиночество ребёнка.

Большинство детей в специальных (коррекционных) школах учится из неблагополучных семей, имеют родителей лишённых родительских прав или являются сиротами. Поэтому, именно педагоги должны помочь таким детям – научить их самих заботиться о себе, обучить школьников умению беречь и укреплять своё здоровье. Чтобы каждый школьник овладел минимумом знаний в области гигиены и медицины, смолоду знал свой организм и умел поддерживать его в порядке. Ведь от этого во многом зависит дальнейшая жизнь – то, какими они вырастут, чем смогут заниматься, какая будет у них семья и многое другое.

Возраст, наиболее восприимчивый для формирования знаний о здоровье считается с 6-12 лет т.к. в этом возрасте самосознание у детей ещё не достаточно зрелое.

Реализация программы “Будьте здоровы” спланирована с учетом возраста и психических особенностей учащихся 11-12 лет. Она согласуется с основными положениями проекта программы системы непрерывного экологического образования населения Иркутской области, разделом “Человек: экология, культура, здоровье”, а так же находится в контексте с Федеральной программой развития воспитания в системе образования России.

Подборка материала данной программы позволит учащимся заглянуть “внутрь” собственного тела и задуматься о том, хорошо ли они заботятся о своём здоровье; поможет сформировать бережное отношение к здоровью, как главной ценности человека; научит, как быть здоровым и сохранить здоровье на долгие годы.

Большое внимание в программе уделено проведению специальных упражнений, игр, тренингов, коррекционной оздоровительной направленности.

Важность и актуальность программы “Будьте здоровы” очень велика, так как она является звеном в общей системе здоровьесберегающего образовательного пространства и способствует формированию основ здорового образа жизни.

Данная программа внесет неоценимый вклад в работу по профилактике заболеваний у школьников; воспитает у детей чувства ответственности за своё здоровье; поможет решить одну из важнейших задач (обязанностей) школы – обучение школьников умению беречь и укреплять здоровье.

Цель программы – формирование здоровьесберегающих умений у учащихся.

Задачи программы:

  • воспитание бережного, активного отношения к собственному здоровью, как главной ценности человека;
  • осознание личностной заинтересованности в хорошем здоровье;
  • формирование у учащихся знаний, умений и навыков обеспечивающих здоровый образ жизни;
  • приобретение учащимися умений профилактики заболеваний;
  • формирование мотивов и потребностей к систематическому выполнению специальных упражнений коррекционной оздоровительной направленности;
  • формирование умений оценивать свои индивидуальные особенности;
  • вовлечение учителей и родителей в программу укрепления здоровья учащихся.

Каждый урок состоит из трёх частей: мотивация реферата, анализа и самоанализа.

Мотивация. Реферат – позволит учащимся узнать о предназначении органа, его работе (общие понятия), основных функциях, какую роль играет в жизни человека

Анализ – “расскажет” о гигиенических требованиях, о закаливании; о правилах ухода за органом; об упражнениях и способах улучшения работы данного органа; что вредно и что полезно для данного органа; какие заболевания могут возникнуть из-за неправильного ухода за органом и многое другое.

Самоанализ – позволит учащимся проанализировать, как они заботятся о своём здоровье, сделать соответствующие выводы, внести необходимые изменения в свой образ жизни.

Подробнее смотреть:

Приложение 4

Требования к знаниям и умениям.

В ходе работы по факультативному курсу “Будьте здоровы” учащиеся

должны знать:

  • что такое здоровье и болезнь;
  • органы человека, их расположение, функции и роль для здоровья человека;
  • основные профилактические меры для предупреждения заболеваний, несчастных случаев;
  • некоторые характеристики своей индивидуальности и основные принципы своего здорового образа жизни;
  • основные правила личной гигиены;
  • что такое осанка, как её сохранить;
  • знать опасности табака, алкоголя, наркотиков для детского организма;
  • принципы гигиены органов;
  • основные способы оказания доврачебной помощи;
  • простейшие способы закаливания;

должны уметь:

  • соблюдать правила личной гигиены, охраны осанки, зрения, слуха;
  • выполнять некоторые простейшие закаливающие процедуры, специальные упражнения коррекционно-оздоровительной направленности;
  • оказывать доврачебную помощь при несчастных случаях;
  • называть органы человека и показывать их.
  • вносить необходимые изменения в свой образ жизни на основе самоанализа.

должны понимать:

  • существует связь здоровья и здорового образа жизни;
  • своим организмом можно управлять, развивать его, укреплять здоровье.

Ход программы

1. Вводное занятие

Беседа о целесообразности быть здоровыми душой и телом, учиться творить своё здоровье самим, чтобы как можно дольше сохранить подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия.

Мотивация. Реферат – Как правильно повзрослеть. Азбука хорошего настроения и волшебных слов. Хорошее настроение – это хорошее здоровье. Откуда берётся настроение?

Анализ – Как улучшить своё настроение. Правила личной гигиены. Упражнения: “Передай своё настроение”, “Угадай настроение”, “Переходы”.

Самоанализ – Какое настроение чаще всего бывает у тебя в школе? Как ты о себе заботишься?

2. Здоровье

Мотивация. Реферат – Понятие здоровье и болезнь. Школьные болезни. Болезни и лекарства. Влияние здоровья при выборе профессии. Здоровье – главная ценность человека. Здоровье и образ жизни. Что такое образ жизни. Активность и пассивность.

Анализ – Признаки здорового человека. Секреты долгожителей. Упражнения: “Слепые фотографы”, “Рисуем носом настроение”.

Самоанализ – Какое у тебя здоровье и как ты о нём заботишься?

3. Организм

Мотивация. Реферат – Понятие организм, “крепкий” организм. Рост и развитие организма. Хотите ли, Вы, вырасти? Иметь здоровых детей?...

Анализ – Нормальное развитие организма. Сигналы замедленного развития. Факторы, влияющие на развитие организма. Упражнения: “Физкультура, сидя”, “Капелька”.

Самоанализ – Как развивается твой организм?

4. Клетки.

Мотивация. Реферат – Клетки: виды, форма, размеры. Выполняемые функции. Роль в жизни человека. Клетка здоровая и клетка больная. Клеточные болезни: анемия (клеток крови); клещевой энцефалит, неврастения (нервных клеток); грибковые заболевания (клеток кожи); остеопороз (костных клеток); меостения (мышечных клеток); ожирение (жировых клеток). Профилактические меры для предупреждения заболеваний.

Анализ – Законы жизни клетки. Сохранение нервных клеток. Упражнения: “Память тела”, “Две фасолины”.

Самоанализ – Каким ты хочешь быть в старости?

5. Обмен веществ

Мотивация. Реферат – Понятие “обмен веществ”. Роль обмена веществ в жизни человека

Анализ – Причины нарушения обмена веществ. Роль витаминов в обмене веществ. Признаки витаминной недостаточности. Многообразное (здоровое) питание. “Золотые” правила питания. Опыт: “Как определить, жирная ли пища?”. Игра: “Что разрушает здоровье, что укрепляет?”. Упражнения: “Память тела”, “Колечко”.

Самоанализ – Какой у тебя рост и вес? Правильно ли ты питаешься?

6. Мозг и нервы

Мотивация. Реферат – Нервная система. Причины поражения нервной системы. “Друзья и враги” нервной системы.

Анализ – Способы выхода из стрессового состояния. Гигиена сна. Способы восстановления сил. Игра: “Плохо – хорошо”. Упражнения: “Часики”, “Ухо – нос”.

Самоанализ – Как ты заботишься о своём мозге и нервах.

7. Глаза.

Мотивация. Реферат – Зрение – бесценный дар. Глаза – орган зрения. Роль глаз в жизни человека. Польза и опасность для человека света.

Анализ – Болезни глаз (коньюктевит, ячмень, близорукость, дальнозоркость), причины их возникновения. Профилактические меры для предупреждения заболеваний, несчастных случаев. Оказание помощи при попадании инородного тела в глаз. Признаки зрительного утомления. Гигиена зрения. Упражнения на релаксацию глазных мышц: “Моргание глазами”, “Пишем (рисуем) глазами”, “Жмурки”, “Сосредоточенность взгляда”, пальминг (упражнение Бейтса). Упражнение: “Пишем носом”.

Самоанализ – Какое у тебя зрение? Как ты заботишься о своих глазах?

8. Уши

Мотивация. Реферат – Уши – орган слуха Роль слуха в жизни человека. Звуки вокруг человека (природные, технические, музыкальные). Роль звуков в жизни человека, польза и опасность. Громкость звука. Любая ли музыка безвредна

Анализ – Правила ухода за ушами. “Друзья и враги” ушей. Профилактические меры для предупреждения заболеваний, несчастных случаев. Гигиена слуха Упражнение: “Умные ушки”.

Самоанализ – Какова чувствительность твоего слуха? Что тебе надо делать, чтобы сохранить свои уши в порядке?

9. Рот. Язык

Мотивация. Реферат – Язык – орган вкуса Назначение, основные функции. Вкусовые ощущения. Речь человека Роль языка в жизни человека

Анализ – Болезни (стоматит). Профилактические меры для предупреждения заболеваний, несчастных случаев. Гигиена полости рта. Практикум: очищение языка Упражнения: “Часики”, “Китайский массаж”.

Самоанализ – Что тебе надо делать, чтобы твой рот был в порядке?

10. Зубы

Мотивация. Реферат – Зубы: назначение, строение (части). Роль зубов в жизни человека. Профилактические меры для предупреждения заболеваний, несчастных случаев.

Анализ – Почему дорог каждый зуб. Что вредно и что полезно для зубов. Практикум: “Чистка зубов”, “Пальцевый массаж дёсен”.

Самоанализ – Как ты ухаживаешь за своими зубами?

11. Глотка

Мотивация. Реферат – Предназначение, выполняемые функции.

Анализ – Звуки – здоровая глотка. Болезни горла: простуда (фарингит), ангина, воспаление носоглоточных миндалин, дифтерия. Профилактические меры для предупреждения заболеваний, несчастных случаев. Способы закаливания. Простейшие закаливающие процедуры. Упражнения: “Звукоподражание”, “Вежливый поклон”.

Самоанализ – Как ты заботишься о своём горле?

12. Нос и придаточные пазухи

Мотивация. Реферат – Нос – орган обоняния. Назначение органа” выполняемые функции. Роль в жизни человека.

Анализ – Болезни: носа (искривление носовой перегородки); придаточных пазу-хов (гайморит). Профилактические меры для предупреждения заболеваний, несчастных случаев. Способы закаливания. Упражнения: “Воздушный поток”, “Паровоз”, “Стон”.

Самоанализ – Как ты заботишься о своём носе?

13. Гортань, трахея, бронхи

Мотивация. Реферат – Гортань– часть воздухоносного пути. Назначение, выполняемые функции.

Анализ – Болезни гортани (лорингит), трахеи (трахеит), бронхов (бронхит). “Враги” дыхательных путей. Профилактические меры для предупреждения заболеваний, несчастных случаев. Способы закаливания. Звуковая гимнастика: “Этажи”. Упражнения: “Огонёк”, “Ось”.

Самоанализ – Хорошо ли ты заботишься о гортани, трахеи, бронхах?

14. Лёгкие

Мотивация. Реферат – Предназначение, работа органа (общие понятия). Роль в жизни человека.

Анализ – Болезни лёгких (воспаление, туберкулёз). Профилактические меры для предупреждения заболеваний, несчастных случаев. Потребность в кислороде, чистом воздухе. Опасности табака. Правильное дыхание – залог здоровья. Причины возникновения неполноценного дыхания. Влияние неполноценного дыхания на работу других органов. Упражнения: дыхание животом, грудное дыхание, ключичное дыхание, полное дыхание.

Самоанализ – Как ты заботишься о своих лёгких?

15. Кровь и кровеносная система

Мотивация. Реферат – Кровеносная система – система регулирующая деятельность организма человека Зачем нужно сердце. Пульс.

Анализ – Как уберечь сердце и кровеносные сосуды. Как тренировать сердечную мышцу. Совместимость групп крови. Профилактические меры для предупреждения заболеваний, несчастных случаев. Практикум: наложение жгута при сильном кровотечении. Упражнения: “Ноги-руки”, “Зарядка сидя”.

Самоанализ – Как работает твоё сердце? Какова мощность твоего сердца? Что тебе надо делать, чтобы укрепить своё сердце?

16. Желудок и кишечник

Мотивация. Реферат – Назначение. Основные функции. Роль в жизни человека Анализ – Причины возникновения болезней желудка и кишечника: гастрит, язва, колит. Их предупреждение. Аппетит. Пищеварение. Культура приёма пищи. Почему возникли такие правила Причины возникновения изжоги, отрыжки, икоты, запоров, поносов. Упражнение: “Физкультура на коврике”, “Дыхание животом, грудное дыхании, ключичное дыхание, полное дыхание”.

Самоанализ – Как работают твой желудок и кишечник?

17. Печень

Мотивация. Реферат – Основные функции. Роль в жизни человека

Анализ – Опасности наркотиков, алкоголя. Опасный враг печени – вирусный гепатит, или желтуха. Предупреждение заболеваний печени. Упражнения: “Загадочная ниточка”, “Цветовое настроение”.

Самоанализ – Что тебе надо сделать, чтобы не навредить своей печени?

18. Железы внутренней секреции

Мотивация. Реферат – Виды, назначение гормонов. Выполняемые функции. Гормоны роста.

Анализ – Гормональные расстройства (избыток или недостаток гормонов). Влияние гормонов на общее состояние человека. Звуковая гимнастика: “Колыбельная”.

Самоанализ – Сформулируй для себя правила поведения, если среди твоих близких родственников есть люди, страдающие гормональными расстройствами.

19. Почки и мочевые пути

Мотивация. Реферат – Функции и назначение почек и мочевых путей.

Анализ – Болезни почек: нефрит, мочекаменная болезнь, опущение. Природа их возникновения. Профилактические меры для предупреждения заболеваний. Упражнения: “Потянулись – сломались”, “Антистресс”.

Самоанализ – Что тебе надо сделать, чтобы сохранить здоровыми свои почки и мочевой пузырь?

20. Кожа

Мотивация. Реферат – Кожа– орган осязания. Функции кожи.

Анализ – Болезни кожи: лишай, чесотка, бородавки. Профилактические меры для предупреждения заболеваний, несчастных случаев. Оказание первой помощи при порезах, обморожении пальцев, укусов комаров, солнечном ожоге и т.п. Правила ухода за кожей. Гимнастика для кожи. Закаливающие процедуры. Игра: “Можно или нельзя”. Упражнения: “Суставчики”, “Коромысло”, “Волшебный мешочек”.

Самоанализ – Как ты заботишься о своей коже?

21. Волосы и ногти

Мотивация. Реферат – Назначение. Виды волос на теле человека. Жизненный цикл волос и ногтей. Роль волос и ногтей в жизни человека.

Анализ – Причины выпадения (потери) волос. Профилактические меры для предупреждения заболеваний,, несчастных случаев (ногти). Уход за волосами, ногтями. Советы для тех, кто работает в огороде. Практикум: подстригание ногтей. Упражнения: “Мытьё головы”, “Гора”.

Самоанализ – Как ты заботишься о своих волосах, ногтях?

22. Скелет и позвоночник.

Мотивация. Реферат – Предназначение скелета и позвоночника Части скелета (названия). Роль в жизни человека.

Анализ – Что такое осанка, как её сохранить. Профилактические меры для предупреждения заболеваний, несчастных случаев. Оказание первой помощи при переломе. Практикум: наложение шины (повязки) при переломах кости. Упражнения: “Меткий стрелок”, “Держи осанку”.

Самоанализ – Нормальная ли у тебя осанка? Как ты заботишься о своём позвоночнике?

23. Скелетные мышцы

Мотивация. Реферат – Предназначение мышц. Внешняя красота тела – здоровое развитие мышц и скелета. Роль мышц в жизни человека

Анализ – Что вредно, а что полезно для мышц. Роль активных игр, физической работы, физкультуры. Профилактические меры для предупреждения несчастных случаев. Оказание первой помощи при повреждении мышц. Упражнения: “Надувная кукла”, “Постукивание”, “Сова”.

Самоанализ – Почему ты занимаешься физическими упражнениями?

24. Иммунитет

Мотивация. Реферат – Иммунитет – защитные силы организма. Работа иммунной системы (общие понятия). Роль в жизни человека

Анализ – Причины снижения (ослабления) иммунитета человека. Восстановление и укрепление иммунитета через выполнение правил здорового образа жизни. Упражнение: “Нарисуй своё настроение”.

Самоанализ – Какое у тебя здоровье и как оно зависит от твоего образа жизни?

25. Обобщающий урок

Заповеди здоровья и здорового образа жизни. Подведение итогов. Упражнение: “Вверх – вниз”. Психоигра: “Прогулка”.

Координационное обеспечение программы “Будьте здоровы”. Приложение 1
Упражнения по программе. Приложение 2
Календарно-тематический план. Приложение 3
Список используемой литературы: Приложение 5