Олонецкая роспись. Прялки Поонежья

Разделы: МХК и ИЗО


“Народное искусство Русского Севера белоснежным жемчугом сияет в венце самоцветов народной культуры России. Это бесценное наследство является неисчерпаемой копилкой народной мудрости бытия, нравственных устоев, духовного богатства.”– прочитала я в книге “ Бабушкины уроки”

(Художественный труд и изобразительное искусство в начальной школе. Архангельск: АОИППК,1997.) Пока не огрубели нежные детские души, необходимо заложить в них зёрнышки этого богатства. Всходы не заставят себя долго ждать, и результат обрадует всех участников процесса воспитания.

В ходе реализации регионального компонента я использую программу интегрированного факультативного курса “Основы народного и декоративно– прикладного искусства”(автор-Рогозина Н.И) .Но адаптируя её к нашей местности, я дополнила программу , включив в неё несколько часов на изучение нашей местной Олонецкой росписи. Цель этих уроков – показать ребятам незатейливость, но в тоже время удивительную красоту этой росписи. Для знакомства детей начальных классов с Олонецкой росписью, я выделила несколько этапов:

1. Знакомство с историей создания данного вида народной росписи.

Среди многообразия крестьянских росписей Олонецкая занимает особое место. Она получила своё название по месту распространения в Олонецкой губернии, куда в конце 18 –начале 20 веков входит Каргопольский уезд и территория Кенозера. По стилю Олонецкая роспись относится к типу свободной кистевой росписи.

Ареал свободно-кистевых росписей протянулся с востока на запад широкой полосой, от Костромского Поволжья до Северо-Западной Карелии; на севере он охватывает бассейн верховьев Северной Двины, на западе – часть бывшей Новгородской, Петербургской и Псковской губерний. На востоке этот тип росписей был распространён в Вятской и Перьмской губерниях.

Все свободно – кистевые росписи, помимо общей техники, объединяет практически единственный мотив – различные варианты цветов, наносившихся масляными красками по масляному фону.

Северные кистевые росписи хронологически относятся к 18 – началу 20 веков. Однако характерные черты декоративного искусства этого времени уживаются в них со значительно более древними мотивами и художественными приемами. Так, например, изображение цветущего дерева встречается еще на бронзовых медалях, относящимся к 10 веку.

Техника исполнения растительного орнамента в свободной живописной манере была известна мастерам Киевской Руси.

Исследователи четко выделяют в свободно – кистевых росписях барочные и ампирные мотивы, т.е. художественные влияния городской, профессиональной культуры, трансформированные и переработанные крестьянскими художниками.

О кистевой росписи можно говорить как о своеобразной разновидности народной декоративной росписи, имеющей свой образный строй, свою систему художественных приемов и характерный круг изделий. Чаще всего кистевые росписи украшали прялки, свесы кровлей и фасады жилища, перегородки и двери в интерьере избы, мебель, сундуки дуги и сани.

А) Б)
В) Г)

А) Створка крестьянского шкафа. Начало 20 века. Вологодская область, Тотемский район, деревня Матвеево. Кистевая роспись.

Б) Крестьянский шкаф. Конец 19 века.Ярославская область. Брейский район, деревня Третья чиха. Кистевая роспись.

В) Створка крестьянского шкафа.Конец 19 века. Вологодская область, Вытегорский район, деревня Берег. Кистевая роспись.

Г) Деталь расписной двери. Конец 19 века. Вологодская область, Нюксенский район, деревня Норово. Кистевая роспись. Мастер Алексей Яковлевич Румянцев.

Хочется подробнее остановиться на таком явлении, как северные прялки.

Прялка, или как ее еще называют на севере, прясло, явление само по себе прелюбопытное. Сколько человеческих желаний, сколько страстей умещается на ее в общем – то небольшой по размеру чельной доске . Здесь древние магические знаки плодородия и добра, призванные охранять владельца прялки от несчастий, сделать так, чтобы не переводилась в доме пряжа и была бы она крепкой – “доброй”.

Наивная, но такая храбрая попытка подчинить себе мир, пользуясь просто верой в то, что человек может сделать, если захочет.

Прялка была очень важным предметом домашнего обихода старой северной деревни.

Прялки с Кенозера, реки Кены и района села Конёво представляют собой локальное явление в искусстве крупной и монументальной олонецкой резьбы.

Другой отличительной чертой олонецких прялок является соединение резьбы с раскраской и цветочной росписью. Живописные изображения отдельных цветов, кустов или веток на голубом, голубовато-зелёном и реже красном фонах помещаются на свободных от резьбы местах. Пышная роспись, исполненная приёмами свободных мазков, сочетается с многоцветной раскраской, разбивающей резную поверхность на цветовые поля. 

В некоторых местах прялки украшали только росписью. Расписывая прялки, мастера опирались и на местные традиции, и на свой профессиональный опыт маляра, живописца или каллиграфа-переписчика книг и миниатюриста. В отличие от резчиков, художники, которые расписывали прялки, проходили определённую выучку. Часто мастерство передавалось по наследству, и было основным занятием всей семьи в нескольких поколениях.

В наши дни прялка-экспонат прошлого, не влияющий на благосостояние крестьянской семьи. А вот роспись на ней-ценнейшее свидетельство одарённости старых северных народных живописцев Олонецкой губернии.

Мотивы Олонецкой росписи связаны с миром природы-это деревья, вазоны,цветы,чаще красные розы и сказочные тюльпаны. В них выражалась любовь человека к природе и способность радоваться её красоте. О лете и солнце напоминали мотивы цветущих деревьев и вазонов, птиц и львов. Мотивы-символы были многозначны и ёмки по содержанию. Их толкование иногда менялось в зависимости от вещи, на которой их помещали или соседство с другими мотивами. Так, например, две птицы на прялке являлись символом счастливой супружеской пары, а птица с птенцами на спине служили символом плодородия.

Лев часто изображался на прялках, деревянном подпечье, филёнках дверей, свесах кровли и фронтонах домов. Он служил своеобразным символом-хранителем хозяина вещи и жилища человека.

Художественные особенности кистевых росписей в значительной степени обусловлены приёмом выполнения орнамента кистью от руки без предварительного рисунка. Этот на первый взгляд чисто технический момент во многом определил её стилистический характер. От него шли приёмы живописной разгадки по “чувству”красочных пятен, свобода и непринуждённость композиций, лишённой точной симметрии, разнообразные трактовки мотивов.

С культом растительности, отразившемся на народном творчестве, издавна было связано украшение дома, одежды крестьянина. Человек, в стремлении к искусству, становился мастером и только перед ним вставала тайна художества. Живые силы роста народный мастер воспевал в ростках, плодах, травах, которые изображал на предметах, окружающих его.

Формы, линии округляются, набухают, вытягиваются по вертикали, как бы стремятся к солнцу. Образ распускающегося дерева, наряду с солярными изображениями всегда занимал в народном искусстве центральное место. Имея прообразом богиню Земли, этот мотив был связан с древней космогонией и прочно вошёл в народное искусство.

В русском народном искусстве тема единства человека с природой выразилась не только в особой любви к растительным мотивам, но и ещё, что уже отметилось, в особой очеловеченности животного мира. Мир растений и животных всегда дружественно обращён к человеку.

Мы познакомились с наиболее характерными и широко распространёнными, но далеко не всеми видами Олонецкой росписи. Деревенские мастера, талантливые художники и прирождённые импровизаторы, умели создать логичную и архитектурно завершённую форму и подать её во всей красоте то скромного и содержательного, то богатого убранства.

После изучения истории создания Олонецкой росписи идут такие этапы, как:

  • посещение школьного музея, где ребята, возможно, впервые знакомятся с домашней утварью, расписанной нашими местными узорами (момент удивления);
  • знакомство с простейшими элементами росписи;

Техника живописной Олонецкой росписи отличается простотой. Ведущая роль отводится цветному фону, чаще всего красно-коричневому или зелёному, реже голубому и жёлтому, который позволяет достигнуть особой звучности росписи при небольшой яркости отдельных красок. В связи с тем, что в Олонецкой росписи фон всегда цветной, мастера работали крупными сочными мазками с применением только белильных “оживок”.

При первом знакомстве с Олонецкой росписью можно использовать гуашевые краски. Основной инструмент– кисти: крупные, плоские и круглые , беличьи или колонковые. Осваивая роспись, вначале изучают приёмы работы с кистью. Надо положить кисточку черенком на последние фаланги среднего и указательного пальцев и прижать её с верху подушечками большого пальца, мизинец и безымянный пальцы при этом должны быть согнуты, и покатать кисточку вперёд-назад. Затем можно попробовать нанести кисточкой небольшие мазки, провести кружок.

После того, как удастся сделать кружок одним слитным мазком, можно попробовать сделать тоже самое, но с белилами. Надо помнить, что роспись выполняется без предварительного нанесения контуров рисунка, пишут “на глаз”. Необходимо сразу приучаться к цветным фонам и даже первоначальные упражнения выполнять на окрашенной поверхности.

На этом этапе ребята знакомятся с такими терминами как “подмалёвок”, “травной мазок”, “изгибающийся мазок”.

Итак, на расписываемую окрашенную поверхность наносим поочерёдно цветной подмалёвок основных пятен композиции кистью (для нанесения подмалёвок и оживок можно использовать также большой палец, как это делали мастера в прошлом). Затем кисть с несмытой краской опускаем в белила и круглыми мазками, чуть вращая её вокруг “оси”, превращаем подмалёвок в бутон или цветок, ягодку или листок. Благодаря такому мягкому переходу цвета роспись становиться рельефной, объёмной, создаётся впечатление, что в ней присутствуют множество оттенков.

После освоения основного приёма-подмалёвка, изучают простейшие элементы росписи: выполнение травяного мазка, считающегося более простым, но имеющего в завершающей фазе большое значение. Для этого кисть прикладывают в нужную сторону так, чтобы получился лист растения. При изображении стебля, корня, где необходимо сделать изгибающий мазок, кисть во время движении немного вращают вокруг оси в сторону изгиба и отрывают быстро в сторону, чтобы получился небольшой отросток.

Как правило, ветки, стебли и листья в Олонецкой росписи играют второстепенную роль, объединяя мотивы росписи в букеты и цветущие ветви, усиливая орнаментальную композицию.

Обычно они пишутся чёрным цветом, часто по красно-коричневому фону. Мастера рисовали листья и ветви зелёным и жёлтым цветом.

Следующие этапы:

  • создание своей первой композиции– роспись прялочки для бабушки;
  • оформление выставки работ учащихся.

Отсюда видно, что на изучение Олонецкой росписи в начальной школе необходимо не менее 5 часов. Ожидаемые результаты тоже на лицо:

  • учащиеся познакомятся с технологией данной росписи, овладеют навыками культуры труда;
  • у детей разовьются изобразительные навыки и знания, они научатся применять их в современной жизни;
  • учащиеся получат уроки нравственности, трудолюбия,

Литература:

  1. “Русская резьба и роспись по дереву”.О.Круглова.М.,”Изобразительное искусство”.1983 г.
  2. “Похвала прялке”.Газета”Правда Севера”.1967 г.,5 августа.
  3. “Крестьянская живопись Заонежья. Искусство Севера.Заонежье”.Государственный институт истории искусств. Л.,”Академия”1927 г.-стр.50.
  4. “Русская народная роспись по дереву”. Ю. Арбат.Издательство “Изобразительное искусство”.М.-1970 г.