Подражательные танцы народа Саха

Разделы: Внеклассная работа


Ход занятия

1. Вводная часть

Построение. Поклон.

– Здравствуйте, мы начинаем открытое занятие танцевального ансамбля “Дети Солнца”. В ансамбле занимаются дети с 6-14 лет из разных школ г.Якутска. Мы занимаемся народными, сюжетными, эстрадными и спортивными танцами. Сейчас начинаем разминку с элементами якутского танца.

2. Подготовительная часть

Разминка.

– Молодцы ребята.

3. Основная часть

– Устраивайтесь поудобнее, и мы продолжим наше занятие. Все живое на земле, в воздухе, в воде двигается. Птица – летает, человек – ходит, букашки – ползают.

Все существа рождены, чтобы двигаться, в том числе и человек. Человек стремится принять природный образ и подражать его движениям в танце. И тема нашего сегодняшнего занятия называется “Подражательные танцы народов Саха”. В прошлом у якутов были распространены подражательные танцы. Большинство подражательных танцев тотемические, они были связаны с почитанием тотемных зверей и птиц.

В своих танцах они показывали полет птиц, улавливали пластику бегущего зверя, который готовится к прыжку за добычей. Танец должен нести смысл, а его в первую очередь дает исполнитель. В культуре каждого народа существует своя школа, основанная на традиции.

Для поиска народной пластики необходимы знания о трех мирах:

Верхний мир – мир богов Айыы.
Средний мир – мир людей.
Нижний мир – мир абааhы (злые духи).

По системе трех миров, движения можно разделить на правильные, благословенные, магические, неправильные движения.

Правильные движения подразделяются еще на три направления, освоение трех сфер: воздух, земля, вода.

1-е направление – это пластика обитателей неба (птицы, бабочки, все то, что летает в воздухе).
2-е направление – это обитатели земли, пластика и жесты человека, повадки животных, насекомых; пластика движения растений.
3-е направление – это освоение пластики обитателей водоемов (водоплавающие).

Начнем с первого направления: какие птицы обитают у нас в Якутии?

2-е направление – какие животные есть в Якутии?

И 3-е направление – каких рыб вы знаете, которые есть у нас в Якутии?

Дети отвечают на вопросы.

– Ребята, какая самая красивая птица, которая вошла в Красную книгу? Да! Стерх – Кыталык.

Стерха якуты боготворили. В олонхо удаганка превращалась в стерха. В сказках добрый дух летает стерхом. По представлениям якутов, стерх – символ чистоты, красоты, благородства. В старину танец стерхов исполняли в основном женщины и девушки. В народе есть поверие, что увидеть танец стерха – это счастье. Увидеть и не спугнуть его. Танец стерха по своей манере и характеру очень сдержанный. В танце использовались такие движения как, “пружинистые поднимания на полупальцах со взмахом крыльев”, “покачивания на одной ножке”, “подпрыгивания с ноги на ногу”.

– Ребята, а какая птица считается покровителем птиц?

– Да! Правильно! По-якутски как будет?

В народе его уважительно называли тойон кыыл, т.е. господин.

Орел считался сыном небесного божества.

По представлениям древних якутов, орел мог принести благополучие, счастье. При встрече с орлом якуты снимали шапку и кланялись, давали ему мясо и приговаривали, чтобы он их не трогал. Считалось, что стрелять в орла большой грех.

В старину танец орла танцевали обычно молодые люди в возрасте до 25 лет, которые могли справиться с техническими трудностями данного танца. В танце преобладали прыжки, движения, имитирующие полет орла, бег, кружение на месте.

Другим ярким, запоминающимся образом в олонхо является образ коня. Конь у народа Саха – животное божественного происхождения.

Кто знает как называется бог якутского коня? Да! Молодец!

Дьоhогой Айыы. По верованиям “Дьоhогой Айыы Тойон” считался создателем лучших лошадей. Жеребцу или кобыле белой масти, полученных в дар от Дьоhогой Айыы Тойона, никто не мог причинить вреда, их нельзя было бить, на них нельзя было ездить. Зимой их кормили отборным сеном: называли священными – “ытык сылгы”. Говорят, грива этого мeрина достигала до земли. Во время ысыаха эти гривы заплетали в косички, в которые вплетали разноцветные ленточки. Волосяную веревку, которой священную лошадь привязывали к священному сэргэ, также украшали: в неё вплетали зеленую траву, уздечку украшали красным сукном и вешали на неё колокольчики.

В традиционной якутской хореографии сохранились почти все движения, изображающие повадки лошадей. Якуты различали множество видов движений лошади. Самые распространенные в народном танце: сиэлии – бежать рысью, боторон – галоп, хаамыы – переступания, дьиэрэнкэй – бег, дьоруо – быстрая поступь, кулун куллурустуур – имитация кувыркания жеребят на траве и мн. др. Эти и другие движения сохранились в ритуальной пляске – битии.

Какие рыбы водятся у нас в Якутии? Назовите.

Из перечисленных рыб зимуют: карась, мундушка, озерный чир, таймень, щука, налим, окунь, остальные надо полагать являются временными гостями.

Во время ловли якутские рыбаки избегают называть рыб, особенно зубастых и хищных: щуку, тайменя и пр. Они придумывают другие названия, так сказать псевдонимы, часто мешающие узнать путем расспросов о распространении того или другого вида.

– А сейчас мы переходим к практической части. Начинаем с 1 направления – пластики обитателей неба. Давайте начнем с самой красивой птицы – стерха. Танец стерхов танцуют девочки.

– Молодцы, девочки. Дальше танец покровителя птиц – орла. Этот танец нам исполнят мальчики.

– Спасибо мальчики.

– Дальше 2 направление – повадки животных. Я вам давала домашнее задание – повадки лошадей. По одному выходим и исполняем свои придуманные движения.

– Молодцы! Теперь 2-е домашнее задание по 3-му направлению – пластика обитателей водоемов. Рыбки.

4. Заключительная часть

– Спасибо! А теперь мы исполним нашу маленькую композицию “Сахам сирин кэрэлэрэ”.

– Молодцы! Пожалуйста устраивайтесь поудобнее.

Мы сегодня прошли “Подражательные танцы народов Саха”. Из этого занятия мы узнали очень многое о животных, о птицах, о рыбах, обитающих на территории нашей Якутии. Вы мне сейчас ответьте на вопросы:

– О каких птицах вы узнали?
– Символом чего является стерх?
– Кто исполняет танец стерхов?
– О каких животных вы узнали?
– Какие самые распространенные движения, изображающие повадки лошадей?
– О каких рыбах вы узнали?
– Какие рыбы у нас зимуют?

– На этом заканчивается наше занятие, на котором вы узнали о культуре народа Саха.

5. Домашнее задание

Подсмотреть в природе и запомнить повадки животных и птиц.
Спасибо! До следующих занятий.