Интегрированный урок "Сопоставление звуков [з], [з'] и [с], [с'] по глухости–звонкости. Введение знака для обозначения действия умножения. Прибавление к числу 5. Отработка алгоритмов списывания слов"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Образовательные:
    • учить сопоставлять звуки по звонкости – глухости, выделять в словах эти звуки; познакомить с новым знаком арифметического действия умножения;
    • учить выразительному чтению рассказа.
  • Развивающие:
    • развитие фонематического слуха, развивать мыслительные операции, пытливость ума.
  • Воспитательные:
    • воспитывать интерес к предмету, уважение к друг другу.

Оборудование: мультимедийное оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска, карточки с числами, карточки для чтения, костюм, схемы слов.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Вот звенит для вас звонок –
Начинается урок.
Ровно встали, подтянулись
И друг другу улыбнулись.

– Сегодня мы продолжаем знакомиться с особенностями изученных букв и звуков, будем решать задачи, почитаем. А чтобы наш урок получился необычным и интересным, предлагаю вам стать моими помощниками, настоящими участниками всего происходящего. Приготовила вам сюрприз. Для этого вам необходимо дружно посчитать до 20 и обратно. Готовы, вперёд!

2. Устный счёт (по классу развешаны карточки с числами)

– Назовите число, расположенное между числами 7 и 9?
– К 8 + 2?
– Из 7 – 3?
– Назовите число, которое предшествует числу 5 при счёте?
(На интерактивной доске появляется запись ИГРА)
– Вы любите играть?
– А какие игры вы знаете?
– Мой сюрприз заключается в том, что урок сегодня мы проведём в виде игрового марафона.
– Что такое марафон? (Длительное и напряжённое соревнование)
– Здесь, сегодня и сейчас, марафон всех игр для вас. (Приложение 1, слайд 1)

3. Основная часть

Сопоставление звуков по глухости – звонкости.

Игра «Друзья»

– Вы такие дружные, поэтому к нам в гости всегда кто-то приходит. Сегодня это мальчик и девочка, чем-то похожие на вас. Догадайтесь, как их зовут. (На доске схемы слов с первой буквой) (Приложение 1, слайды 2 и 3)

– Они дружат парами. Как вы думаете, кто с кем дружит?
– Итак, посмотрите на доску. Кто догадался, с какой буквой дружит буква «З»? Почему? Кто назовёт тему нашего урока? (Парные согласные з и с) Докажите.

Игра «Телефонисты»

– Для этого мы сейчас с вами проведём небольшое исследование.
– Наденьте наушники, произнесите звук [з, з ]
– А теперь выключите звук голоса. Что получилось? Ещё раз. Какой можно сделать вывод? ([ з ] – звонкий, а [ с ] – глухой).
– Продолжим нашу игру. Для этого откройте учебники по закладке (128), рассмотрите первую картинку, наденьте наушники и произнесите слово.
– Выключите звук. Что получилось? В первом слове назовите третий звук, дайте ему характеристику. А теперь во втором и т.д.
– Какой же мы можем сделать вывод? Помогите мне. Буква «З» обозначает какие звуки, а «С»? Дайте характеристику этим звукам. Вывод: з-с – парные согласные (Приложение 1, слайды 4-5)

Итог

Физкультминутка (музыкальная) (Приложение 1, слайд 6)

Классификация слов, включающих глухие и звонкие согласные звуки.

Отработка алгоритма списывания слов. (Письмо в тетрадях)

– А вы знаете игру «Озорная ручка»? Я вас научу. Возьмите правильно в руку ручку, поставьте её на локоть, сделайте вот так (показ учителем), замотайте клубочек, покрасьте забор. Вдруг закапал дождик. Вот теперь вы видите, какая ваша ручка озорница.
– Нам необходимо помочь срочно записать слова в две строчки. Откройте тетрадь (стр. 22), прочитайте слова. Объясните, почему над буквой «З» нарисованы красные колокольчики? Поставьте точки под гласными, разделите слова на слоги (комментируют). Какие слова выпишем в строчку, где написана буква «З», а другие куда? Запишите. Старайтесь выполнить это задание правильно и аккуратно, ведь это вам необходимо. Проверим (чтение учителем слов, которые записали дети) Кто вписал все слова правильно?

Итог

– Продолжим работу на стр.3. Вставьте пропущенные буквы в словах.
– Есть ли здесь подсказки? «Звоночек» обозначает звонкий согласный, = – это заглавная буква. Сделайте это самостоятельно. Проверим. Посмотрите на экран и сравните. (Приложение 1, слайды 7-8)
– В чём заключается следующее задание? (Изменить слово так , чтобы подходило оно к схеме) Какие слова у вас получились? Прочитайте предложение. Почему слово Россия написано с большой буквы.

Итог.

Рис.1

6. Компьютерные игры

– Вы очень старались, поэтому компьютер предлагает вам поиграть с ним.

Игра «Перевёртыши», «Собери слово» (Приложение 1, слайды 9-24 )

– Назовите первый звук в слове забава. Дайте ему характеристику. А сколько слогов в этом слове?

7. Физкультминутка для глаз

8. Чтение слов с повторами

Игра «Паровозик»

– Составлять слова вы умеете. А как вы читаете? Ведь читать можно то-же, используя игру. Сейчас вы будете работать в парах. Вам необходимо из слов составит паровозик, и попробовать ни одно слово не потерять. Первый ряд читает 1 и 2 столбик, 2ряд – 3 и 4 столбик, 3 ряд – 5 и 6 столбик. (стр. 128)
– Прочитайте рассказы по вариантам. 1 – «Саня», 2 – «Кусты». Найдите слова с буквой «С». Разделите их на слоги.

Итог

9. Решение задач

– Я знаю, что вы очень любите составлять и решать задачи. Но сегодня мы задачу попробуем показать. (Задачу читает учитель, а ребёнок-дедушка решает задачу и рассуждает: «Было 7 конфет, а осталось 2. Каждому я дал по конфете. Я раздам конфеты и узнаю, сколько внуков»)

Инсценировка задачи (стр.130)

Рис.2

10. Введение знака умножения. Решение задач

– Посмотрите на экран (на экране шары) (Приложение 1, слайд 25)
– Сколько синих шаров, а зелёных? Сколько всего?
– Как вы узнали? Каким действием. Запишите.
– А теперь посчитайте. Каким вы действием узнали? Как можно узнать по-другому? Умножением. Посмотрите в учебнике на знак умножения – это маленькая точка.
– Рассмотрите верхнюю картинку. Сколько косичек у каждой девочке?
– Сколько всего косичек? Какими действиями можно решить задачу?
– Запишите. (Дети работают у доски)
– Что нарисовано на следующей картинке?
– Сколько апельсинов в каждом пакете?
– Сколько всего пакетов?
– Решите задачу используя умножения. Запишите.
– Составьте свою задачу. Итог.

11. Работа в тетради

– Чтобы убедиться, что вы поняли, выполним упражнение в тетради на стр.24

12. Аутотренинг

13. Чтение текста «Галка» (хорошо читающие дети)

Чтение цепочкой. Работа по содержанию.

– Что произошло однажды утром?
– Кого она обвинила в пропаже?
– Кто решил помочь девочке?
– Что попросила принести бабушка?
– Кого обвинила бабушка в пропаже очков?
– А что произошло дальше, мы узнаем завтра.
– Мне хочется предложить вам поиграть. Вы должны прочитать одну и ту же фразу, изменяя свои намерения, когда вы говорите. «А когда она мыло сполоснула, – поглядела: где колечко?»

– удивление
– возмущение
– обида
– огорчение

Итог

14. Кроссворд

– За это вам – логическая игра. Отгадайте кроссворд, а компьютер вам поможет. (Приложение 1, слайд 27)

15. Итог урока

– Какие звуки мы сегодня сравнивали. Дайте им характеристику. Какой новый арифметический знак вы узнали? Что особенно вам понравилось.
– Молодцы! (Приложение 1, слайды 28-29)

Рис.3