Изложение текста "Воробей"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • учить детей анализировать текст, определять его основную мысль;
  • развивать навыки грамотной устной и письменной речи, делая её более яркой, образной, выразительной;
  • воспитывать любовь ко всему живому на земле; желание заботиться, беречь и защищать птиц и других животных.

Задачи: учащиеся должны уметь правильно располагать пункты плана, соблюдать нужный порядок, соответствующий содержанию; использовать в изложении языковые средства выразительности для передачи авторского отношения; составлять логически связный рассказ, объяснять логическое значение слов.

Оборудование:

  • видеозапись с мультфильмом «Воробышко-хвастунишка» по мотивам сказки в. Лебедева «Воробей-ленивец»;
  • опорные слова;
  • текст изложения у каждого ученика на парте;
  • деформированный план;
  • слова для орфографической подготовки;
  • «дерево песен», рисунок с изображением птички у каждого учащегося.

ХОД УРОКА

1. Вступительная беседа

– Сегодня урок развития речи. Мы будем учиться писать изложение по плану.
– Начнём с просмотра отрывка из мультфильма «Воробышко-хвастунишка» по мотивам сказки в. Лебедева «Воробей-ленивец».
– Можем ли мы определить по названию, о ком этот мультфильм?
– Каждый из вас видел воробьёв и наверняка наблюдал за их поведением.
– Что вы можете рассказать о них? (Рассказы детей о птицах)
– Давайте посмотрим отрывок из мультфильма и ваша задача отметить особенности обитания воробьёв в природе. (Просмотр мультфильма)
– Что нового вы узнали о воробьях?

2. Сообщение темы и цели урока

– Как вы думаете, на какую тему мы будем писать изложение?
– Вам предстоит написать изложение по рассказу Н. И. Сладкова «Воробей» Он написал его, наблюдая за жизнью и поведением птиц. (Открывается запись темы урока на доске)

– Наша цель научиться составлять план текста, грамотно передавать содержание текста по плану.
– Теперь начнём работу над текстом изложения.
– Наша задача – познакомиться с содержанием текста.

3. Ознакомление с текстом

У каждого ученика текст изложения, напечатанный на листах. Чтение текста учеником. Все учаbotch следят за чтением по своим листам.
– Будьте внимательны, слушая текст, постарайтесь запомнить содержание.

Воробей

Всю зиму воробей прожил в печной трубе. Долго тянулась зима. Зябли ножки. Иней покрывал пёрышки.
Наконец солнце заглянуло к воробью в трубу. На карнизах повисли сосульки. Днём с сосулек капала вода. Воробей ловил клювом с сосульки капельки.
От солнца и сосулькиной воды с воробьём стали происходить странные вещи. Он вдруг схватил за загривок старого друга, стал трепать его, как собака кошку, и вырвал клок перьев.
Вечером все воробьи слетелись на дерево песен. Дружным чириканьем провожали они день. Весна!

4. Беседа по содержанию

– О чём идёт речь в тексте? Какая главная мысль рассказа?
Воробей трудно жил зимой, а потом радостно встречал весну вместе с другими птицами. Весной в жизни птиц происходят большие перемены
– А как вы помогали пережить долгую холодную зиму птицам?

Вывод: надо заботиться о птицах, беречь их, помогать им, помнить, что они – часть природы. Ведь птицам не только холодно, но главная беда зимой – это голод.

5. Анализ текста. Словарно-лексическая работа

– А теперь поработаем над каждой частью текста.

1-я часть текста.

– Прочитайте самостоятельно (про себя) 1-ю часть текста. (Опорные слова записаны на доске.)
– Где прожил воробей всю зиму? (В печной трубе)
– Почему автор выбирает именно это слово – ПРОЖИЛ? (Значит, остался живым после долгой зимы.)
– Почему автор подобрал такие слова: ТЯНУЛАСЬ ЗИМА. Почему не сказать ПРОШЛА? (Тянулось, потому что воробью тяжело жилось, время шло медленно.)
– А как ему жилось? (Зябли ножки, иней покрывал пёрышки.)
– Какие синонимы можно подобрать к слову ЗЯБЛИ? (Мёрзли)
– Почему автор употребил именно это слово? (Воробей – небольшая птичка, ножки у него маленькие.)
– Объясните, что такое иней? (Тонкий слой льда.)
– А каким, словом можно заменить глагол ПОКРЫВАЛ? (Окутывал, укрывал.)
– Как относится автор к воробью? Можно об этом догадаться в 1-й части текста? Какие слова помогают нам это понять?(Ножки, пёрышки; автор употребляет уменьшительно-ласкательные суффиксы, ему жаль воробья, он сочувствует ему.)
– Какие чувства возникают по отношению к воробью у вас?(Жаль его, хочется обогреть, покормить.)

2-я часть текста.

– Прочитайте 2-ю часть текста шёпотом.
– Какие изменения произошли в жизни воробья? (Солнце в домик заглянуло.)
– Почему автор всё же говорит, ЗАГЛЯНУЛО? (Быстро, украдкой посмотрело.)
– Что ещё изменилось? (На карнизах повисли сосульки. С них капала вода.)
– Как иначе можно сказать ПОВИСЛИ? (Низко висели, свисали.)
– Обратите внимание на слово КАРНИЗ. У него несколько значений. В каком значении употребляется это слово в тексте?

КАРНИЗ:

  1. Продольный выступ над окном, дверью вдоль верхней частью стены.
  2. Перекладина, на которую вешают шторы.
  3. Нависшая часть кручи, лавины.

– Как вёл себя воробей? Что он делал? (Он ловил сосоулькины капельки клювом.)
– Почему автор говорит КАПЕЛЬКИ, а не КАПЛИ? (Автор с любовью пишет о воробье, он радуется за воробья, употребляя уменьшительно-ласкательные суффиксы, чтобы показать, что капельки маленькие, большие воробей не мог бы поймать, не намокнув.)

3-я часть текста.

– Один ученик читает текст вслух, остальные следят по учебнику.
– Каким, словом можно заменить прилагательное СТРАННЫЙ? (Удивительные, непонятные.)
– Какие странности стали происходить с воробьём?
– Обратите внимание на слово ЗАГРИВОК. Что это? (Задняя часть шеи.)
– Подберите близкое по значению слова к глаголу ТРЕПАТЬ. (Тормошить)
– Объясните смысл выражения «трепать как собака кошку». (Собака сильнее кошки, значит трепать, чувствуя силу, может быть и больно.)
– Как вы думаете, почему такие странные вещи происходили с воробьём? (От солнца и сосулькиной воды воробей пригрелся на солнышке, обрадовался теплу и захотел поиграть. Когда хорошее настроение – хочется прыгать, играть, веселиться.)

4-я часть.

– Прочитайте хором 4-ю часть.
– Куда слетелись воробьи? (На дерево песен.)
– Как по другому сказать СЛЕТЕЛИСЬ? (Собрались.)
– Почему автор говорит слетелись? (Про птиц лучше сказать слетелись, ведь они действительно летают.)
– Почему автор назвал дерево песен? (На нем поют, чирикают.)
– Почему вечером слетелись птицы? (После дневных дел и забот воробьи провожали день, а день провожают вечером.)
– На что похож этот сбор птиц? (На хор, праздник.)
– А что празднуют птицы? (Приход весны.)
– Как они празднуют? (Дружным чириканьем.)
– Почему автор употребил именно это слово? (Про воробьёв лучше сказать «чирикают», они произносят чив-чив.)
– Какое чувство вызывает последнее предложение? (Чувство радости, счастья, хорошего настроения, хочется петь, закончилась трудная зима, наступает новая пора жизни.)
– Какими словами можно будет заменить в тексте слова воробей, воробьи? (Он, они, птицы, пернатые друзья.)
– Мы с вами подбираем синонимы, чтобы своими словами можно было передать содержание текста, чтобы заменить слова автора близкими по смыслу.

Физминутка

Птички в гнёздышке сидели
И на улицу глядели
Погулять они хотят
И тихонечко летят.

6. Составление плана

– Теперь мы поработаем над составлением плана.
– Что такое план? (В пунктах плана заключена главная, основная мысль текста.)
– На каждом столе лежат конверты с листами, на которых написан план. Познакомьтесь с планом рассказа. Соответствует ли этот план его содержанию? Работая в парах, восстановить его в том порядке, в каком, по вашему мнению, он должен быть.
– Какое название подходит к 1 части, 2 части, 3 части, 4 части?

План.

  1. Зимой в печной трубе.
  2. Сосулькина вода.
  3. Странные вещи.
  4. Дерево песен.

7. Пересказ текста па частям плана с использованием ключевых слов

– Используя ключевые слова, давайте попробуем пересказать текст по частям плана.

8. Орфографическая подготовка

– Чтобы написать рассказ без ошибок, мы должны вспомнить правописание некоторых слов.

Слова написаны на доске.

Т…нулась в…р…бей
Л…вилк…рниз
Схв…тилин…й
Тр…патьс…сулька
Веч…ром с…бака

– Какая орфограмма объединяет слова 1-го столбика? (Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.)
– Каким правилом будим пользоваться для правильного написания?

Безударный гласный,
Стоп! Писать опасно!
Чтоб развеять все сомненья,
Ставьте звук пол ударенье.

– Примените это правило для слов 1-го столбика.
– Какая орфограмма объединяет слова 2-го столбика? (Непроверяемые безударные гласные в корне слова. Словарные слова.)
– Покажите буквы, которые вы вставите.
– Какие ещё орфограмма вы заметили в тексте?

Учащиеся перечисляют и подтверждают сказанное примерами:

  • Написание предлогов.
  • Написание приставок.
  • Непроизносимая согласная в корне. (Солнце.)
  • Слова с парными согласными в корне слова. (Карниз, ножки, клок.)

Итог: Мы с вами повторили основные орфограммы. Я надеюсь, что, вы правильно и грамотно напишете текст.

9. Повторное чтение текста шёпотом

– Прочитайте еще раз текст шёпотом, постарайтесь запомнить его содержание.

Психоэтюд.

– Закройте глаза: представьте деревенские домики, из трубы идет дымок. Около этой трубы всю зиму жил воробей. У него зябли ножки, инеем покрывались перышки. Но вот солнышко заглянуло к воробью в трубу.

10. Письмо изложения

– Приступаем к написанию текста.

11. Чтение текстов изложения и анализ

– Чья работа оказалась наиболее удачной?
– Что удалось передать?
– Что можно было написать по – другому?

12. Итог

– Чему мы научились сегодня?
– В чём испытывали трудности?
– За что можно похвалить себя, товарища?

Рефлексия

– Воробьи, провожая день после хлопот, дел и забот, собирались на дереве песен. И мы свой урок закончим на дереве песен. Вы – маленькие птички, которые целый урок трудились. Оцените свой труд. Как высоко вы поднялись? На какую веточку вы посадите свою птичку? Насколько активными вы были, как часто и правильно вы отвечали? Будьте справедливы и помните: чем лучше – тем выше.