Использование индивидуальных и групповых коррекционных занятий для развития компетенций у детей с ЗПР

Разделы: Начальная школа


Приложение.

СЛАЙД 2

Актуальность данной проблемы очень высока. По данным различных исследований Министерства образования РФ количество учащихся, которые не в состоянии освоить общеобразовательные программы начальной школы составляет 20-30 % обучающихся, а приблизительно 70-80 % из них нуждаются в специальных формах и методах обучения.

СЛАЙД 3

Причинами школьной неуспеваемости являются следующие:

  • недостаточная сформированность познавательных процессов,
  • сравнительно низкий уровень развития восприятия, его целенаправленности, тонкости и полноты у младших школьников рассматриваемой категории;

Недостаточно развита мнемическая деятельность, что проявляется в снижении произвольного запоминания, объёма и точности. Дети данной группы не владеют приёмами рационального запоминания, в первую очередь, приёмом логической обработки материала;

Неустойчивость внимания, повышенная отвлекаемость, недостаточная концентрация внимания на объекте;

Недостаточная сформированность мыслительных операций: анализа синтеза, сравнения, обобщения

Низкий уровень познавательной активности учащихся.

СЛАЙД 4.

В наших классах обучаются дети с ЗПР (задержкой психического развития), которая носит временной характер - несоответствие уровня развития возрасту и временный - успешное преодоление с возрастом при условии организации специального обучения и воспитания.

СЛАЙД 5.

Цели коррекционных занятий:

  • Повышение уровня общего развития учащихся.
  • Восполнение пробелов предшествующего развития и обучения.
  • Индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных умений и навыков.
  • Коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности и речи.
  • Направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.

СЛАЙД 6.

Исходя из данных целей, можно выделить следующие функции занятий:

Коррекционная - специальная работа на занятии посвящается коррекции недостаточно или неправильно сформировавшихся отдельных навыков и умений.

Развивающая - содержание занятий должно исключать натаскивания, формальный механический подход, а должно быть максимально направлено на развитие ученика.

Формирующая - формирование различных умений и навыков. Например, умение сравнивать и обобщать, анализировать; навыков планирования собственной деятельности, самоконтроля и самооценки.

Обучающая - в некоторых случаях занятия необходимы для обучения приёмам пользования отдельными дидактическими пособиями, алгоритмами действий, обучение приёмам запоминания.

Пропедевтическая - на занятиях может проводиться направленная подготовка к усвоению учебного материала, пропедевтика изучения наиболее сложных разделов учебной программы.

СЛАЙД 7.

Остановимся на организации коррекционных занятий.

Методические рекомендации даны в инструктивном письме Министерства образования, и вся работа строится в соответствии с этими рекомендациями.

СЛАЙД 8.

В соответствии с учебным планом на коррекционные занятия в начальных классах отводится 3 часа в неделю, после уроков с интервалом не менее 45 минут.

Продолжительность занятий не должна превышать 15-20 минут.

В группы возможно объединение не более 3 учащихся, у которых обнаружены одинаковые проблемы или сходные затруднения в учебной деятельности.

Индивидуальная помощь оказывается ученикам:

- испытывающим особые затруднения в обучении

- неусвоившим материал вследствие пропусков по болезни

- не усвоившим материал из-за "не рабочих состояний" во время уроков, т.е. вследствие чрезмерной возбудимости или заторможенности

СЛАЙД 9, 10,11.

Нами были разработаны различные классификации коррекционных занятий

1) по количеству обучающихся: индивидуальные и групповые.

2) по решаемым задачам.

- Развитие психических процессов, т.е. мыслительной деятельности, внимания, памяти, восприятия.

- Развитие речи: как устной, так и письменной, что является профилактикой и преодолением таких нарушений как дисграфия и дислексия.

- Развитие эмоционально-волевой сферы, т.е. снятие эмоциональной напряжённости, тревожности; устранение агрессивности, гиперактивности, воспитание дисциплинированности, самостоятельности, уверенности.

3) по формам проведения занятий.

Акцентирую внимание на нетрадиционных формах, т.к. коррекционное занятие проводится во второй половине дня, а наши дети отличаются повышенной утомляемостью, как умственной, так и эмоциональной. Я провожу занятия в форме:

- дидактических игр

(например для развития техники чтения - игра "Лото"; для развития мелкой моторики -игра "Обведи", для формирования временных представлений - "Времена года", для развития речи - "Обучающие пазлы")

- это путешествие, экскурсия. ("По школьной стране" - для знакомства с правилами поведения в школе, "Ищем клад" - для развития памяти и мышления).

- компьютерные обучающие программы.("Хочу все знать", "Флора и фауна",Форма и цвет", "По воде, земле и воздуху")

- мультимедийные презентации по предметам, которые вызывают большой интерес у детей. ("Как из точек получаются фигуры", "Что нравится делать детям", "Кто живет в лесу", "Сложение до десяти").

СЛАЙД 12.

Оценить результативность именно такой организации коррекционных занятий помогла методика Матвеевой Ларисы Геннадьевны "Изучение представлений об окружающем мире, словарного запаса, словесно-логического мышления"

Если на начала 1 класса уровень развития данных процессов был в основном низким, то на начала 2 класса мы видим, что цифры изменились.

СЛАЙД 13.

Подводя итоги выступления, хочется отметить, что коррекционная работа в классах для детей с ЗПР должна:

- Носить комплексный характер (включать в себя развитие памяти, внимания, наблюдательности, словесно - логического мышления).

- Строится с учётом индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся

- Учитывать принцип поэтапного формирования умственных действий

- Опираться на принцип систематичности и последовательности

- Предусматривать максимальное включение в работу различных анализаторов

Именно такой подход способствует формированию у учащихся с задержкой психического развития таких компетенций как:

- учебно-познавательных,

- языковых,

- коммуникативных,

- информационных,

- ценностно-смысловых,

- личностного самосовершенствования.