Методическая карта урока

Разделы: МХК и ИЗО


Тема: “Какой характер у деревьев?”

Цель: создание условий для нравственно-эстетического восприятия природы через субъективное осознание причастности, эмоционально-ценностного взаимодействия, поиск неразрывной связи человека с природой.

Задачи:

  • развивать стремление к пониманию содержательной и ценностной стороны природы;
  • содействовать эстетическому отношению к действительности и искусству;
  • знакомить с информационными данными в рамках национально-регионального компонента.
  • развивать мыслительные операции: анализ, синтез, абстрагирование; творческое и воссоздающее воображение;
  • развивать навыки художественного проектирования;
  • воспитывать любовь к природе родного края; национальной культуре угорских народов.

Учебный предмет: Изобразительное искусство.
Возрастной ценз: учащиеся 10–11 лет (5 класс).
Номинация: Занятие в рамках учебных часов.
Тип занятия: изучение нового материала.
Педагогическая технология: технология проектирования.

Формы организации:

  • Групповая (деятельность в творческих микрогруппах).
  • Коллективная (фронтальная) – беседа на ценностно-ориентировочном этапе урока.
  • Индивидуальная (индивидуальная разработка проекта дерева). Дифференцированная помощь оказывается учителем на местах.

Методы по источнику знаний

Практический метод:

  • Поисковая деятельность в творческих микрогруппах на конструктивном этапе урока (задание поискового характера в каждой микрогруппе).
  • Творческая практическая индивидуальная деятельность по разработке учащимися проекта дерева (доброго или злого).

Словесный метод:

  • “Визуализация”, т.е. озвучивание видеоколлажа на организационно-мотивационном этапе.
  • Беседа с учащимися об “общих внутренних и внешних” характеристиках человека и деревьев и беседа по репродукциям картин относительно “процесса превращения” деревьев в человека.
  • Объяснение нетрадиционной техники изображения “поддувание” и “декора веток деревьев”.

Наглядный метод:

демонстрационные пособия

  • репродукции картин: “Дуб” И.И. Левитан, “Рябинка” И.Э. Грабарь;
  • карточки: “фотографии”, “цветовая гамма”, “символы”;
  • схемы с возможными вариантами оформления веток деревьев и кустарников.

раздаточный наглядный материал для творческих микрогрупп

  • фотографии деревьев,
  • карточки “цветовая гамма”, символы добра и зла,
  • рисунок стилизованного угорского костюма “Рябинка”;
  • информационная карта “С чем ассоциировались деревья у угорских народов?”;

использование информационных технологий

  • презентация Microsoft Office Power Paint;
  • видеоматериалы: видеоколлаж “Деревья”, видеофрагмент “Друид”.

Методы по характеру познавательной деятельности

частично-поисковый метод:

  • Поисковая деятельность в творческих микрогруппах на конструктивном этапе урока.
  • Поиск вариаций для оформления и декора веток деревьев в соответствии с выбранным деревом (добрым или злым), выполненных в технике “поддувание”.
  • На организационно-мотивационном этапе отождествление своего характера с характером дерева.

репродуктивный метод (в процессе беседы воспроизведение ранее полученных знаний в окружающем мире).

метод проектов: Наработка рисунков добрых и злых сказочного дерева посредством изобразительного видения для экологического проекта.

То есть дальнейшее использование данных наработок сказочных деревьев для проектных разработок заключается в следующем.

В перспективе предполагается разработка открыток, буклетов, в рамках экологических дат “День Земли”, “День леса” и т.д.

“Календарь друидов”, включающий также материал по отождествлению и показу “общих внутренних и внешних” характеристик человека и деревьев. Данный календарь также иллюстрируется добрыми и злыми сказочными деревьями. Данные информационные носители, будут иллюстрированы творческими работами с данного занятия. Выполнение данных информационных носителей в программах Microsoft Office Publisher, в графическом редакторе растрового изображения “LivePix 1.1

Структура урока (в соответствии с технологией проетирования) – Приложение 1.

Актуальность методической разработки, связь с жизнью и практикойПриложение 2.

Особенность и новизна

  • Приближение учащихся к природным объектам (деревьям). Учащиеся, отождествляя себя с деревьями, осознают, что деревья и человек – это часть природы, которые должны жить в гармонии друг с другом.
  • Развитие творческого потенциала детей посредством использования нетрадиционной техники изображения “поддувание” (информационные данные из пособия Мэри Энн, Кэтрин Дэвис), нетрадиционного художественного материала “краска из сгущенного молока”.
  • На протяжении всего урока ярко выражен аспект развития коммуникативных умений детей на всех этапах урока изобразительного искусства, что является его особенностью.

Принципы обучения

  • Принцип дифференцированного подхода – дифференцированный подход оказывается учащимся на местах при индивидуальной творческой практической деятельности.
  • Принцип наглядности – наглядный и демонстративный материал.
  • Принцип научности – соблюдение научной терминологии на слайдах, в беседе с учащимися.
  • Принцип доступности – материал подбирался с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся.

Межпредметные связи

Изобразительное искусство, краеведение, экология, эстетика, этика.

Развитие мыслительных операций

Материал, изучаемый и рассматриваемый на уроке, направлен на развитие следующих мыслительных и умственных операций:

  • анализ (разделение целого на части): анализ возможных “черт характера” деревьев, анализ стилизованного угорского костюма “Рябинка”;
  • синтез (соединение частей в целое):
  • на основе анализа основных элементов представленного костюма (орнаментов, цветовой гаммы, узоров), учащиеся приходят к выводу, что костюм принадлежит “рябинке”;
  • на основе анализа основных составляющих добра и зла (символы, цветовая гамма, примеры фотографий) создают свое дерево, оформляют которое, исходя из полученных ранее данных; то есть соединяют “теоретические части в практическое целое”.
  • творческое и воссоздающее воображение.

Творческое воображение.

  • Поиск вариаций для оформления и декора веток деревьев в соответствии с выбранным деревом (добрым или злым), выполненных в технике “поддувание”.
  • Поиск “общих внутренних и внешних” характеристика человека и деревьев.

Воссоздающее воображение.

  • Оформление и декор веток деревьев и кустарников по наглядным схемам.

Экологическая направленность урока

  • Приближение человека к природным объектам (к деревьям): общие черты человека и дерева, показ “годовых колец” и “сердцевины” на срезе ствола дерева, рисунок костюма “Рябинка”, эстетическое восприятие фотографий деревьев.
  • Уважительное отношение угорских народов к природным объектам (к деревьям).

Тематика по изучению информационных данных в рамках национально-регионального компонента

  • На конструктивном этапе при организации поисковой деятельности 3 микрогруппа знакомит целую группу с информационной картой “С чем ассоциировались деревья у угорских народов?”.
  • На конструктивном этапе при организации поисковой деятельности 3 микрогруппа определяет “костюм, какого дерева изображен на рисунке”. Костюм в данном случае представлен стилизацией костюма угорских народов, присутствует элемент орнаментального изображения “Рябинка” и “узор саамов”.
  • На итоговом этапе учащиеся знакомятся с информационными данными об обрядовой церемонии преподнесения даров священному дереву – березе.
    “Шкала настроения” – завязывают ленточки на ветки березы.