Лепка рыбки-чинюшки. Глиняная игрушка: продолжение и развитие Купинского игрушечного промысла

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: Познакомить учащихся с древней Купинской игрушкой Рыбкой-чинюшкой. Научить изготовлять Купинскую глиняную игрушку.

Задачи:

  1. Изучить основные центры Купинской глиняной игрушки.
  2. Развить интерес и любовь детей к Купинскому творчеству.
  3. Формировать навыки работы с пластическим материалом, приучить детей к аккуратности в работе с глиной.
  4. Привить навыки работы над объемной формой.

План урока:

  1. Организационный момент,
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Историческая справка.
  4. Объяснение последовательности лепки игрушки.
  5. Физкультминутка.
  6. Практическая работа.
  7. Подведение итогов.

Оборудование.

Для учащихся: глина, картон, баночка с водой, колпачки с фломастера, зубочистки, тряпочка.

Для учителя: дымковские, каргопольские, купинские игрушки из глины, открытки, фотографии игрушек, баночка с водой, тряпочка.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя:

– Ребята, у вас у всех есть дома игрушки. Они сделаны из современных материалов. Но до сих пор пользуются популярностью народные глиняные и деревянные игрушки. В руках мастеров происходит чудесное превращение природного материала и удивительного творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. Сегодня мы с вами вспомним некоторые из них и познакомимся с нашим местным промыслом.

– Итак я вам буду показывать, а вы вспомните все названия игрушек. Начнем с Филимоновской. Почему они называются Филимоновскими?
Ответ: Изготавливали в деревне Филимоново.

– В чем их отличие?
Ответ: Имеют вытянутую форму.

–  Основные цвета?
Ответ: Красный, малиновый.

–  Это какая игрушка?
Ответ: Каргопольская.

–  Откуда такое название?
Ответ: Игрушку изготовляли в Архангельской области.

–  В чем отличие ее отличие от Филимоновской?
Ответ: Они низкие, шутливы, роспись простая.

–  А это какая игрушка?
Ответ: Дымковская.

– Почему она так называется?
Ответ: Произошла в Дымковской слободе.

– Кукла дымковская какая она?
Ответ: Очень нарядная, красочная, в оборках.

– Это какая игрушка? Вы с ней знакомы?
Ответ: нет, не все.

– Давайте вместе с вами познакомимся с ней поближе, но для начала вы ответите мне на такой вопрос – полезна ли глина для здоровья? Ведь раньше лечились природными материалами.
Ответ: она полезна для кожи, для мелкой моторики рук, кисти рук развиваются. Раньше лечились глиной.

 – Сегодня мы будем выполнять Купинскую игрушку “Рыбку-чинюшку”. Кто-нибудь слышал об этой игрушке? Может быть кто-то расскажет?
Ответы детей, рассуждения.

–  Я вам расскажу немного из истории происхождения этой рыбки. “Рыбка-чинюшка” является символом купинского игрушечного промысла. В наших краях достаточно глины и давно-давно одна женщина, получившая в наследство от своей бабушки умение делать глиняные игрушки, лепила игрушки и дарила их детям. В наших краях много озер и самое большое – это озеро Чаны. Рядом расположено много других мелких озер и одно из них называется Чиняевским. По легенде – там девушка кинулась в озеро и утонула. Рыба вообще символ нашего края. Давайте мы с вами ее внимательно рассмотрим.


Рисунок.

–  Какая она? Какова у нее форма?
Ответ: Плоская. Красивая.

–  А она как-либо расписана? Покрыта красками?
Ответ: Нет, она естественным цветом.

– Чем она отличается от существующих в природе рыб?
Ответ: У нее ресницы, плавники. Глаза.

Какие же игрушки делают сегодняшние Купинские умельцы? Игрушечный промысел весьма и весьма разнообразный, но так или иначе связанный с “озерной” тематикой: это и оригинальная, когда предельно скромная, когда щеголевато разукрашенная рыбка. – А сейчас я вам объясню этапы выполнения рыбки. У вас у всех на столе имеется картон, на нем мы будем выполнять работу, также лежат колпачки от фломастеров для выделения чешуи, и зубочистки для нанесения мелких элементов поделки.

Прежде чем мы приступим к работе – разомнем наши с вами пальчики.

Физкультминутка (элементы движений для кистей рук).

–  Ребята, давайте представим, что вы мастера-умельцы и приступим к работе. Перед вами лежит материал для изготовления игрушки.

Проводим объяснение этапов лепки и показ их. Во время самостоятельной работы детям предоставляется творческая свобода, оказывается индивидуальная помощь. Вылепленные игрушки выставляются на просушку.

Во время лепки звучит русская народная музыка.

Подведение итогов урока.

Лучшие работы оцениваются, обсуждаются, выставляются оценки. Уборка рабочих мест.