Демонстрация приемов работы кистью на уроках декоративного рисования с использованием стеклянной доски

Разделы: МХК и ИЗО


Формированию познавательного интереса детей к предмету и искусству в целом способствуют многие факторы. Это и разнообразные типы уроков, формы и методы проведения занятий, использование электронных образовательных ресурсов. Но как бы ни был построен урок изобразительного искусства, одно из основных мест в нём занимает непосредственно демонстрация учителем приёмов работы кистью.

Широкие возможности для этого открывает использование стеклянной доски и изготовленных для неё сменных таблиц.

Рис.1 (чертёж ст. доски)

Доска имеет размеры формата А1 и представляет из себя два слоя, передний из которых стеклянный. Между слоями вставляются заранее изготовленные таблицы, соответствующие изучаемой теме.

Например, для уроков по декоративному рисованию на таблицах изображаются основные элементы росписи и силуэт изделия того или иного народного промысла.

Рассказывая о последовательности работы мастера над росписью, учитель расписывает изображённое изделие, одновременно демонстрируя и проговаривая все этапы. При этом обращает внимание на то, как работать кистью.

Стеклянная доска даёт возможность использовать данные таблицы многократно. Так же стеклянная доска даёт возможность работать по фону любого цвета.

Вся работа ведётся гуашью, которая легко удаляется, оставляя таблицу для последующего использования. На других уроках можно применить белый лист формата А1 и использовать доску по своему усмотрению.

Для примера рассмотрим элементы использования данной доски из двух уроков по декоративному рисованию.

Элемент урока "Хохломская роспись"

В начале урока учитель знакомит учащихся с историей, традициями формы хохломских изделий. Выявляет характерные признаки и отличительные черты элементов росписи. Затем приступает к работе на стеклянной доске.

Работа ведётся по красному фону.

Учитель:

- Хохломская роспись выполняется кистью от руки без предварительного рисунка, с маху. При этом кисть у самого основания обхватывается тремя пальцами, собранными в щепотку, ставится перпендикулярно к украшаемой поверхности и концом с лёгким нажимом рисуют тонкую волнистую линию стебелька, ведя её к себе, и слегка поворачивая кисть в сторону изгибов. От стебелька в обе стороны рисуют завитки: начиная с тонкой линии, затем плавно усиливают нажим на кисть, не забывая вращать её, и заканчивают тонкой линией. Из отдельных завитков и мазочков разной формы складывается сложный мотив - "кустик", повторяя который можно получить ленту орнамента для украшения края изделия или заполнить им пустоты.

Рис. 2 (фото "хохлома")

Элемент урока "Жостовские букеты"

После знакомства учащихся с историей художественного промысла производства подносов Жостово, с разнообразием форм и вариантов цветочных композиций учитель переходит к формированию навыков работы с художественными материалами.

Работа ведётся по чёрному фону.

Учитель:

- Цветочную роспись жостовские мастера выполняют красками в две стадии. Первая стадия письма называется замолёвкой (подмалевок), вторая - выправкой.

Замолёвка (подмалевок). В замолёвке мастер широкой кистью набрасывает силуэт букета. Роспись ведётся без предварительного рисунка разбелёнными красками. На этом этапе важно следить за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов листьев.

Выправка: Этот этап заключает серию сложных живописных операций. Мастера работают от общего к деталям. Здесь существуют свои приёмы: тенёжка и бликовка, чертёжка и привязка.

Тенёжка: На уже подсохшие места наносятся тени на объёмные поверхности растений.

Бликовка: Изображение на выпуклых поверхностях бликов, придающих растениям сияние и блеск. Выполняется лёгкими мазками.

Чертёжка: Выделяем тонкими линиями изгибающиеся края и жилки лепестков и листьев.

Привязка: Изображение травки, написанной в просветах между цветами и листьями, мягко соединяет все элементы росписи друг с другом.

Борта подноса украшаются лёгким, ажурным орнаментом - уборкой.

Рис. 3 (фото "жостово")

Примеры таблиц для уроков по разделу "Народное искусство"

  

Рис. 4 Примеры таблиц

Источник информации:

  1. "Изобразительное искусство" 5 класс, поурочные планы по программе Б.М. Неменского.
  2. Автор-составитель О.В.Свиридова, издательство "Учитель". Волгоград, 2007 г.
  3. "Учебное рисование" Н.П.Костерин, издательство "Просвещение". Москва, 1980 г.