Образовательный процесс в школе и системные изменения с учетом введения стандартов нового поколения

Разделы: Администрирование школы


Выживает не самый сильный
и не самый умный,
а тот, кто лучше всех откликается
на происходящие изменения.
Ч.Дарвин

Современный мир меняется очень динамично. Стремительно развивается человеческая цивилизация. Достижения технической мысли не перестают нас удивлять. Мы уже не представляем свою жизнь без компьютера. На нас обрушивается столько информации, что без соответствующей подготовки ее просто невозможно осмыслить. Так считаем мы, обогащенные теоретическими и практическими знаниями взрослые. А что делать ребенку, которому нужно усвоить предписанные школьной программой знания, часть которых изначально являются мертвыми знаниями, и осмыслить непрерывно развивающееся технологическое и культурное разнообразие? Школа "знаниевых" шаблонов изжила себя. В новой школе мы научим не воспроизводить знания, а ставить перед собой учебную задачу и искать ресурсы для ее решения. Приобретенные навыки будут основой профессиональной, творческой и любой созидательной деятельности.

В обществе много говорят о консервативности школы, но это не про нашу школу. И хоть мы находимся не в центре, а, в так называемом "спальном" районе, к окраине мы себя не относим. Окружает нас развивающийся быстрыми темпами район с престижными жилыми зонами, предприятиями сферы обслуживания и хорошей транспортной развязкой, которая позволяет связаться со всеми районами города. Здесь проживают успешные красноярцы, которые понимают, что нужно их детям и которые предъявляют осознанные требования к их образованию, а значит к школе.

Это не позволяет нам расслабиться с одной стороны, а с другой - нам 20 лет, у нас достаточно сил, у нас уже есть опыт, мы многого достигли и у нас грандиозные планы.

Стандарты нового поколения декларируют системно-деятельностный подход к образованию. Только в этом случае сформируется личность, отвечающая требованиям информационного и демократического гражданского общества. Только в этом случае возможно создание основы для самостоятельного успешного усвоения детьми новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Для успешного перехода к новым стандартам, функционирования и развития в декларированных ими условиях в школе необходимы существенные системные изменения в образовательном процессе. И в первую очередь это коснется отношений "родители - школа". Родители должны получить возможность непосредственно влиять на образовательный процесс и, как важные субъекты образовательного процесса, включиться в управление им. Как главные заказчики предоставляемых школой услуг они должны решать, что из вариативного содержания предпочтительнее для изучения их детьми. Старшеклассники вместе с родителями должны выбирать профиль образования и сами определять, какое дополнительное образование им необходимо.

Как структурно можно представить это взаимодействие? Родители объединяются в коллективы по принадлежности их ребенка к определенному классу, главным органом коллектива является родительское собрание. Родительское собрание класса выделяет представителей на школьное родительское собрание (для большой школы, для маленькой - все родители могут представительствовать на школьном родительском собрании). Общешкольное родительское собрание делегирует полномочия своим представителям в Управляющем совете школы. Таким образом, каждый родитель через представителей разных уровней влияет на образовательную политику школы.

Но состав и функции Управляющего совета разнообразнее. Мы уже не можем представить жизнь нашей школы без активного участия в образовательной деятельности не только родителей, но и учеников настоящих и бывших, без представителей сообщества нашего микрорайона, без представителей общественных организаций.

Наш Управляющий совет создан еще в 2004 году. Им разработан новый Устав школы, в котором прописаны основные положения и компетенции, касающиеся деятельности Управляющего совета. Управляющий совет - это коллегиальный орган, реализующий установленные законодательством принципы самоуправления в управлении школой и автономности школы в вопросах, отнесенных законодательством РФ, к самостоятельной компетенции школы - утверждение программы развития школы, утверждение отчета по итогам учебного и финансового года, принятие локальных актов, согласование "школьного компонента", бюджетной заявки, сметы расходов и др.

В Управляющий Совет входят выбранные члены: представители от родительской, учительской и ученической общественности; назначенные члены: от Учредителя - начальник управления образования администрации Советского района г. Красноярска, директор школы; кооптированные члены - председатели общественных организаций, действующих на базе школы, представители местного сообщества. И мы убедились, что такое взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса помогает в реализации нашей цели. И с какими бы трудностями наша школа не столкнулась, вместе мы решим любые проблемы и преодолеем преграды.

Особенность нашей школы - высокопрофессиональный, творческий коллектив педагогов, подавляющее большинство которого - учителя высшей категории. Можно с уверенностью сказать, что мы прекрасно знаем содержание своего предмета, владеем технологическими, педагогическими и психологическими компетенциями. Но и мы немножко робеем перед реализацией нового стандарта, ведь он предполагает множество нововведений, с которыми мы не знакомы. Выход - эффективная организация образовательной деятельности самого учителя. Поэтому задача научно-методического комплекса школы состоит в том, чтобы правильно выбрать компоненты системы повышения профессионального мастерства, уточнить их место и роль, выбрать оптимальные способы взаимодействия материально-технического и организационно-педагогического обеспечения ее функционирования и развития.

Необходимо построить модель, отражающую следующие аспекты:

  1. Деятельностный (мотивы, цели, задачи, содержание, формы, методы, результаты);
  2. Содержательный (методическая, научно-теоретическая, психолого-педагогическая подготовка, создание условий для применения знаний на практике).
  3. Управленческий (анализ, планирование, организация, контроль, диагностирование).

Системообразующим элементом должна выступать самообразовательная деятельность учителя, которая является формой проявления его познавательной активности, его сознательного развития. Самообразование - это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, которое влечет за собой волевое и нравственное самосовершенствование.

Роль управленческого аспекта в организации деятельности по повышению профессионального мастерства должна заключаться в следующем:

  • анализ индивидуальных запросов и потребностей учителя, его интересов, увлечений, способностей, объективности самооценки и адекватности ее восприятия коллегами;
  • составление диагностической карты для каждого педагога;
  • определение формы и содержания самообразовательной деятельности по преодолению профессиональных затруднений учителей;
  • формирование групп слушателей различных курсов;
  • создание временных творческих коллективов по преодолению профессиональных затруднений;
  • организация дистанционного обучения.

Учитель - человек, который формирует будущее, поэтому свойства его личности должны опережать социальное окружение. Это возможно при осознании учителем своей социальной роли и высокой способности к саморазвитию через непрерывное самообразование. В школе должны создаваться условия, которые побуждают учителя к самообразованию, приучают к самоанализу и самооценке.

Учителя нашей школы моделируют свой самообразовательный процесс через индивидуальную и коллективную образовательную деятельность, курсовую переподготовку. Индивидуальная образовательная деятельность включает изучение и использование передового педагогического опыта, самоанализ и рефлексию, мониторинг собственной педагогической деятельности, деятельность в профессиональном информационном пространстве. Коллективная образовательная деятельность - это участие в работе круглых столов, педагогических советов, конференций, творческих лабораторий и групп, сетевых профессиональных сообществ. Каждому учителю предоставляется возможность повышать профессиональное мастерство на курсах очных, заочных и дистанционных с учетом их запросов и затруднений.

Различные виды самообразовательной деятельности: написание статей, рефератов, создание образовательных программ, разработка и реализация проектов, конструирование методических и дидактических систем, позволяют развить и совершенствовать необходимые профессиональные компетенции. У учителя повышается продуктивность, изменяется самосознание, повышается удовлетворенность в профессиональной деятельности, ему легче адаптироваться в изменяющихся условиях.

Совершенствование используемых в образовательном процессе технологий обучения тоже важный показатель системных изменений при переходе к новым стандартам. Изменяется направленность педагогических целей на самореализацию личности школьника. Изменяется содержание образования. В учебный материал включаются практико-ориентированные задачи, которые предполагают использование информации, предоставленной в различных источниках. Поэтому ориентация на использование информационных технологий в сочетании с технологиями критического мышления, проектными, исследовательскими технологиями обязательное условие обучения по новым стандартам. У учителя появляются новые профессиональные роли: организатора, координатора, помощника, консультанта. Взаимоотношения субъектов образовательного процесса (ученик-учитель) строятся на партнерских отношениях.

В нашей школе основные идеи программы социального партнерства (2002-2007г.) успешно реализованы. Мы перешли на новый качественный уровень, когда социальное партнерство из типа взаимоотношений стало эффективной технологией, регулирующей все сферы взаимодействия между участниками образовательного процесса. Это обеспечило равноправное сотрудничество, оптимальный баланс и реализацию их основных интересов. Установились устойчивые партнерские отношения между школой и местным сообществом.

Учитывая потребности детей, родителей и общества, в использовании каждой технологии обучения мы стремимся к соблюдению принципов здоровьесбережения. Любая технология эффективна тогда, когда она не вредит здоровью учащихся.

Высокая профессиональная мобильность и адаптация наших учителей к изменяющимся условиям - показатель готовности к изменениям процесса образования. Участвуя в эксперименте по внедрению новой оплаты труда, мы используем не только моральную, но и материальную заинтересованность учителя в повышении эффективности его работы.

Образовательный процесс будет не полным, если он ограничится только уроками. Обязательное условие работы школы настоящей и будущей - развитие системы дополнительного образования. Это разработка и реализация дополнительных образовательных программ. В нашей школе есть программы художественно-эстетической, естественно-научной, физкультурно-спортивной направленности. Это занятость детей во внеурочное время в различных школьных кружках, секциях, студиях. Участие в работе детских общественных организаций и обучение социальным практикам (реализация социально-значимых проектов). Обязательное условие - наличие информационного пространства, где дети имеют доступ к дополнительным образовательным ресурса. У нас в школе - это школьный сайт, в котором собрана информация о дополнительном образовании, есть странички творческих коллективов и детских общественных организаций школы. Это возможность доступа в школе через Интернет к образовательным порталам и сайтам с информацией в любое время и практически из каждого учебного кабинета и библиотеки.

  • Наша школа открытая. Мы не ставим себе задачи, и не оцениваем сами их выполнение. Мы работаем в содружестве с учениками, родителями и местным сообществом. Мы открыты по отношению к внешним запросам, мы ориентируемся на них.
  • Наша школа добрая. Дети и взрослые объединены энергиями любви, творчества, познания и самосовершенствования.
  • Наша школа справедливая. Она объединяет детей из разных социальных слоев, разных национальностей и вероисповедания, здоровых и больных.
  • Наша школа интеллектуальная. Она помогает осваивать способы мышления, действия, коммуникации. Она вырабатывает навыки разных типов деятельности и труда - управленческого, исследовательского, проектного, конструкторского, труда, связанного с эмоциональной заботой и сопереживанием.
  • Наша школа понятная. Она может разговаривать о своих целях и задачах на языке потребителя образовательной услуги - ребенка, родителя, власти, науки.
  • Наша школа развивающаяся. Мы идем в ногу с развитием нашего общества, мы можем реально оценить наше настоящее и спрогнозировать будущее.

Мы немножко волнуемся перед грядущими изменениями в школьном образовании. Но уверены, что наш профессионализм, творчество и изменения, которые уже произошли, позволят нам успешно организовать образовательную деятельность и в условиях новых стандартов.