Использование технологии развития критического мышления посредством чтения и письма на уроках географии

Разделы: География


Последнее время всё чаще слышишь по телевидению, на заседаниях очередного методического объединения, административных совещаниях о концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Согласно этой концепции первоочередной задачей образования становится развитие ключевых компетенций учащихся: коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми); информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); социально-правовой (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы). Соответственно это требует от учителя переосмысления приоритетов в своей образовательной деятельности и побуждает искать новые идеи, средства и пути, чтобы сделать школьника партнёром, участником учебно-познавательной, коммуникативной деятельности, умеющим самостоятельно, а затем и автономно получать образование.

Технология развития критического мышления способствует формированию изложенных выше социально значимых качеств личности и, прежде всего, критического мышления.

Главная цель данной технологии – научить ученика самостоятельно под руководством учителя добывать знания, научить такой работе с текстом, в процессе которой информация понималась, осмыслялась, сопрягалась с собственным опытом – и, в конце концов, формировалось бы собственное аналитическое суждение.

Я выбрала для себя тему для индивидуальной методической работы «Развитие критического мышления посредством чтения и письма на уроках географии». Над этой темой я работаю уже третий год и могу сказать, что достигла определённых положительных результатов по достижению повышения качества образования по географии в классах, где используется технология РКМПЧП. Дети с удовольствием идут на урок географии, активно включаются в работу на уроке, умеют работать в группе.

В своей педагогической практике я использую только те методы и приёмы, которые проверила на практике.

Хочу предложить одну из моих первых разработок – урок с использованием технологии РКМПЧП в 6 классе.

Тема урока: Свойства вод Мирового океана: солёность и температура

Используемые технологии: технология развития критического мышления посредством чтения и письма – приём «шесть шляп мышления», сводная таблица.

Цели урока:

Образовательные:

  1. Сформировать представления о солёности вод океанов и температуре поверхностных вод.
  2. Установить причины различной солёности вод океанов и температурных характеристик.

Развивающие:

  1. Продолжить формирование умений работать с картой (обозначение значками на настенной карте и атласе показателей солёности воды и температуры).
  2. Продолжить формирование умения сравнивать (сравнение солёности и температуры поверхностных вод в различных частях Мирового океана – оформление сводной таблицы).
  3. Продолжить формирование умений делать выводы (установление причин различной солёности вод океанов и температурных характеристик).

Воспитывающие:

  1. Продолжить работу над формированием географической картины мира.
  2. Продолжить формирование умений работать в группе.

Оборудование: Настенная физическая карта полушарий; атласы; контурные карты; тетради учащихся; раздаточный материал «Письмо в «Академию юных знатоков географии»; значки с цифрами, показывающими солёность и температуру в разных частях Мирового океана; «шляпы мышления» белого, жёлтого, чёрного, зелёного и синего цвета.

Ход урока

I. Организационный момент

Наш сегодняшний урок пройдёт в несколько необычной для вас форме – форме заседания Академии юных знатоков географии.

Представьте, что вы академики и находитесь на очередном заседании Академии по теме «Свойства вод Мирового океана: солёность и температура».

Тема заседания совпадает с темой нашего урока, запишем её в тетрадях.

II. Изучение нового материала

Перед вами на столах находятся шляпы разного цвета. Исходя из цвета шляпы, вы будете представлять свои впечатления и мысли.

При помощи цветных жетонов формируются группы, которые будут мыслить в «соответствующем цвете».

Белая шляпа

Мыслим фактами, цифрами. Без эмоций. Только факты!!!

Жёлтая шляпа

Позитивное мышление. Нужно выделить, что именно было хорошо, полезно, продуктивно и объяснить почему.

Чёрная шляпа

Противоположность жёлтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно и объяснить, почему так произошло.

Зелёная шляпа

Это – творческое мышление. Нужно представить тот или иной факт в иной, новой ситуации.

Синяя шляпа

Обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» цвете, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы. За ними последнее слово.

Итак, мы приступаем к заседанию. В нашу академию пришло письмо от известного мореплавателя, старого морского волка. Избороздившего все моря и океаны, капитана Врунгеля. Давайте прочитаем его.

Письмо в Академию юных знатоков географии

Я, Врунгель Христофор Бонифатьевич, представляю отчёт о кругосветном плавании на двухместной парусной яхте «Беда», совершённом мною, капитаном Врунгелем, старшим помощником Ломом и матросом Фуксом.
Удовольствия дальнего плавания неоценимы, что говорить. Но есть бóльшее удовольствие: рассказать в кругу близких друзей и случайных знакомых о явлениях прекрасных и необычайных, свидетелями которых вы становитесь в дальнем плавании, поведать о тех положениях, порой забавных, порой трагических, в которые то и дело ставит вас превратная судьба мореплавателя.
Но в море, на большой океанской дороге, что вы можете встретить? Воду и ветер, главным образом.
Бывают, конечно, в открытом море различные необычайные происшествия, и в нашем походе их было немало, но рассказ сейчас не про них.
Хочу я вам рассказать, дорогие академики, про уникальный дар природы – воду.
Мировой океан – это прежде всего вода. Объём её равен 1 338 000 000 км3 , что составляет 97% всей воды на Земле. Но это не только масса воды, поражающая своей грандиозностью и величием. Это огромное количество растворённых в воде химических соединений и разнообразных частиц, находящихся во взвешенном состоянии.
Больше всего в океанической воде растворено поваренной соли. Кроме солей, океанические воды содержат железо, медь, алюминий, серебро и даже золото.
Сколько же соли содержит Мировой океан, спросите вы. Я вам отвечу – исключительно много: 166 млн. т. в кубической миле и 49,2·1015 т во всех морях и океанах. Это в 14,5 раз больше объёма всей Европы с Альпами, Пиренеями, Карпатами и другими горами. Если соль, растворённую в морской воде, извлечь из неё и равномерно распределить по поверхности земного шара, то она покроет его сплошным слоем толщиной в 150 м.
Вот почему морскую воду пить не захочешь, она же солёная! Не верите, попробуйте.

Вопрос ко всем учащимся.

Почему морская вода солёная? Откуда берётся соль?

Солёность воды определяется количеством соли, содержащейся в одном литре воды. Средняя солёность океанов 35‰ (промилле – тысячная доля числа), т. е. в одном литре воды содержится 35 г соли.
Хочу рассказать вам об одном случае, который приключился с нами на экваторе.
Экватор, как вам известно, линия воображаемая, однако вполне определённая. Переход её с давних пор сопровождается небольшим самодеятельным спектаклем на корабле: якобы морской бог Нептун является на судно и после непродолжительной беседы с капитаном тут же, на палубе, купает моряков, впервые посетивших его владения. Об этом купании я уже рассказывал в другом письме, но о плачевных последствиях послушайте сейчас, ведь в результате мы оказались посреди Индийского океана без пресной воды. Ведь солёность океана на экваторе 34‰. Что делать, надо плыть к берегу за пресной водой. Пока я решил отдохнуть, Лом с Фуксом завели «Беду» в Красное море. А ведь бывалые моряки знают, что самая солёная вода в Красном море – 42‰. Пришлось нам плыть назад.
Обогнули мы Африку, вышли в Атлантический океан в тропические широты. Лом и здесь решил попробовать воду. Не вышло – солёная (37‰)!
Доплыли мы до тридцатых широт, да и здесь неудача – солёность 37‰. Заплыли мы в Средиземное море – такая же картина. Вышли в Чёрное море – пить нельзя (18‰), Азовское – хоть и 10‰, а жажду не утолишь. Уже совсем было изнемогать начали. Да берег показался – река в море впадала. Там и пополнили запасы пресной воды.
Дальше путь наш лежал к полюсу.
По пути зашли мы в Балтийское море. Лома и Фукса такой азарт охватил, что они взялись везде солёность проверять. Здесь она оказалась небольшой – 8‰.
Приплыли мы в полярные широты – 32‰.
Доплыли мы до границы полярных льдов. Яхта наша застряла среди неровностей льда, села так, что и не сдвинешь. Вынужденная остановка.
Отковырял Лом кусочек льда, попробовал на вкус, а он пресный. Лом с Фуксом переглянулись и давай замеры воды делать – 32‰.
Ну тут уж они засыпали меня вопросами. А вы, господа академики, как на них ответите?

Вопрос Белой шляпе

  1. Что такое солёность?
  2. В чём она измеряется?
  3. Какая солёность в морях и океанах?

По ходу ответа ученика в «белой шляпе» учитель на карте значками отмечает солёность морей и океанов.

Вопрос Жёлтой шляпе

Что было полезно, продуктивно в данной части письма?

Вопрос Чёрной шляпе

Что было трудно, неясно, проблематично?

У учащегося в «чёрной шляпе» возникает вопрос – Почему солёность океанических вод различна в разных частях океана?

Дорогие академики, давайте вместе подумаем над этим вопросом.

Вопрос ко всем учащимся.

  1. Какие процессы в природе могут «налить» (опреснить) воду?
  2. Какие процессы могут убрать воду, а соль оставить?
  3. Почему в Красном море солёность больше, чем в Балтийском?

Вопрос Зелёной шляпе

Известно, что пресной считается вода, солёность которой меньше 1‰. Скажите, что может произойти на Земле, если вся вода на планете будет иметь солёность 35‰.

Вопрос Синей шляпе

Сделайте вывод – какие факторы влияют на солёность.

Под запись выводы:

  1. Солёность – количество соли, содержащейся в 1л воды.
  2. Измеряется в промилле.
  3. Пресная вода – солёность меньше 1 ‰.
  4. Опресняют воду осадки, речные воды.
  5. «Подсаливают» воду испарение и образование льда.

Сидели мы на верхушке огромной льдины вместе с яхтой, замерзать начали. Лом решил измерить температуру воды – 0°С. Надо как-то выбираться. И придумал я очень простой план: мы поставили паруса, натянули шкоты и вместе с льдиной полным ходом пошли назад, на юг, поближе к тропикам.
И вот, знаете, недели не прошло, наша ледышка стала таять, уменьшаться в размерах, потом в одно прекрасное утро хрустнула и развалилась.
Всё это время Лом носился с термометром и измерял температуру воды на разных широтах. Вот, что у него получилось:

900 с. ш. – -1,5 0°С
От полярного круга до 600 с. ш. - +1 0°С
600 с. ш. – +4,8 0°С
Северный тропик - +20 0°С
Экватор – +27 0°С

Ещё он умудрился привязывать термометр к длинному канату и измерять температуру на глубине:

0 м – +16 0°С
200 м – +15,5 0°С
1000 м – +3,8 0°С
А на глубине 2 км на всём пространстве Мирового океана от экватора до полярных районов температура воды почти всюду равна 2-3 0°С.
Вот и всё, что я хотел рассказать вам, дорогие мои академики про свойства Океанической воды, ну а уж выводы делайте сами.

С глубоким уважением к вам:
Христофор Бонифатьевич Врунгель – капитан,
Лом – старший помощник,
Фукс – матрос.

Письмо прочитано. Господа академики, настало время отвечать на вопросы.

Вопрос Белой шляпе

Как изменяется температура поверхностных вод от экватора к полюсу? С глубиной?

По ходу ответа ученика учитель на карте значками отмечает температуру поверхностных вод; зарисовывает на доске график изменения температуры воды с глубиной.

Вопрос Жёлтой шляпе

Что было полезно, продуктивно в данной части письма?

Вопрос Чёрной шляпе

Что было трудно, неясно, проблематично?

У учащегося возникает вопрос – почему температура поверхностных вод различна на разных широтах? Глубинах?

Давайте рассуждать вместе.

Вопрос ко всем учащимся

  1. Кто является «хозяином» тепла и холода на Земле?
  2. Как будет изменяться температура воздуха от экватора к полюсу?

Вопрос Зелёной шляпе

Предположите, что будет с нашей планетой, если температура воды на всей поверхности Океана будет выше 20 0°С?

Вопрос Синей шляпе

Сделайте вывод – как изменяется температура поверхностных вод? С глубиной?

Под запись выводы:

  1. Температура воды от экватора к полюсу понижается, так как изменяется температура воздуха.
  2. Верхние слои воды нагреваются солнечными лучами.

III. Закрепление (рефлексия)

Заполнение сводной таблицы:

Гвинейский залив Бенгальский залив Красное море Линии сравнения Средиземное море Чёрное море Балтийское море
      Солёность      
      Температура      

IV. Подведение итогов. Домашнее задание.

§ 25, нанести на контурную карту (Карта океанов) значения солёности и температуры поверхностных вод географических объектов, указанных в таблице.