"Зимы ждала, ждала природа"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: обобщениеповторение.

Цели:

  • закрепить знания учащихся о творчестве поэтов А.С Пушкина, С.А. Есенина, Ф.И.Тютчева.
  • развить умения учащихся анализировать лирическое произведение И.А.Бунина на основе оценки начального восприятия прочитанного, совершенствовать навыки выразительного чтения лирики;
  • развить интерес к вдумчивому чтению, совершенствующего душу человека и понимание настроения художественного произведения.

Оборудование: компактдиск «Времена года. Зима», портреты поэтов, иллюстрации пейзажей о зиме, карточки с заданиями, макет «РАДИО»

ХОД И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

1. Организационный момент

Чтение отрывка из стихотворения Э. Асадова:

Люблю людей в прекрасном настроении,
Когда в глазах смеётся доброта,
А в сердце то незримое свечение,
То синевы простор и высота.

– Такими прекрасными словами я хочу всех вас пригласить в литературную гостиную. Неудивительно, что я начала урок с прочтения отрывка из стихотворения Эдуарда Асадова Люблю людей в прекрасном настроении. Нам сегодня на уроке понадобятся прекрасное настроение, доброе отношение друг к другу. Кто-то из вас догадался, почему?

(Присутствует много гостей. Они хотят поприсутствовать на литературном чтении)

2. Сообщение темы и цели

– Как бы вам хотелось проявить себя в литературной гостиной?
– Как вы думаете, чем мы займемся на необычном уроке?
– Сегодня на уроке нам предстоит обобщить наши знания, полученные по теме «Зимы ждала, ждала природа»
– Я верю, что вы можете:

  • внимательно и активно работать;
  • пользоваться знаниями, полученными на других уроках;
  • быть дружными.

3. Представление материала урока (Приложение 1)

– Посмотрите внимательно на доску. Знакомы ли вам эти люди?

Все дорожки, все тропинки
Запорошила снежком,
И снежинки, как пушинки,
Закружились за окном.

– Мне пришлось запустить этих снежинок, так как они на своих лучиках для вас принесли задания. Нужно определить по строкам, к биографии и творчеству какого поэта относятся эти тексты? (Приложение 2)

Работа в группах:

1. Как называется этот сборник? («Зарянка», «Зарница»)
2. Сколько стихов было напечатано в журнале Пушкина?
3. Как звали няню?

– Кто помнит названия стихов, через которые мы прикасались к творчеству этих великих поэтов? – Кому хотелось продекламировать одно из стихотворений С. А Есенина, Ф.И. Тютчева по радио?

(Выступление по «радио» одного человека из группы. Стихи С.Есенина, Ф.И.Тютчева)

– Конечно, нельзя не вспомнить наш разговор о творчестве А.С. Пушкина. – Какое стихотворение большее произвело впечатление? Предлагаю его прочитать по строфам, по выбору.

(Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро» место, откуда будут читать учащиеся, выбирают сами: у окна, у доски, по « радио»)

– Какие чувства вы испытали, когда читали эти стихи? (Ответы учеников)

Физпауза

В окно стучит к нам ветерок
Весёлых игр он знаток!

Ветры, бури, ураганы,
Дуйте что есть мочи!

Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко,

Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветерок все тише
Деревцо все выше.

Ветерочек утихает,
Нас на место приглашает.

– Очень хотелось ваше внимание обратить еще на одного поэта. Я думаю, что он вам знаком. (Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный Или . Густой, зеленый ельник у дороги, Густые пушистые снега. В них шел олень…) – Хотелось ли вам еще познакомиться со стихотворением Ивана Алексеевича Бунина?

Раздать листочки со стихотворением «ПЕРВЫЙ СНЕГ» (Приложение 3)

4. Исследовательская работа по стихотворению

а) Первичное чтение

– Ваше первое впечатление?
– Готовы ли вы прочитать выразительно, то есть с открытой душой? – А что вам не хватает?

б) Работа по памятке:

1. Работа с непонятными словами, (пурпуром, пред, вереницей – дети используют в работе толковый словарь и словарь синонимов и антонимов)

2. Определение слов через которые «ВИЖУ СЛЫШУ ЧУВСТВУЮ»
Работа в группах: (Приложение 4)

  • 1 группа: «ВИЖУ» поля, леса,ярким пурпуром, небеса, село, пруды,первый снег, широкая белая скатерть полей, вереница гусей. (выбор картины)
  • 2 группа: «СЛЫШУ» буря бушевала,
  • 3 группа: «ЧУВСТВУЮ,ОЩУЩАЮ» зимним холодом пахнуло,простились

3. Определение приемов МЕТАФОРЫ белой скатертью полей, ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ буря бушевала  (Роль метафор и сравнений)

– Что предает красоту стихотворению, а также яркость и образность?

4. Давайте попробуем определить, с каким настроением писал автор это стихотворение (подбор музыки.)

5. Выбор темпа, силы голоса

5. Подведение итогов

– Наш удивительный урок подходит к концу, и хотелось узнать сбылись ли ваши ожидания?
– Что вам дал вам этот урок?

6. Домашнее задание

– Какое бы вы себе придумали домашнее задание?
– Я предлагаю подготовить любое стихотворение на конкурс, но надо договориться между собой так, чтобы стихи не повторялись.

7. Позитивная личная оценка

– Мне очень понравилось работать с вами. Спасибо за урок.

  • Лена отлично работала на уроке.
  • Антон настоящий актер.
  • Егор очень выразительно читал отрывок.
  • Наташа замечательно читала.
  • Кристина была хорошим помощником в своей группе.