Решение тригонометрических уравнений

Разделы: Математика


Тип урока: урок-семинар

Форма проведения урока: урок с применением ИКТ

Цели   урока:

  • Образовательная:  
    • закрепить умение решать различные тригонометрические уравнения;
    • продолжить формирование логического абстрактного, эвристического     мышления;
  • Развивающая:
    • продолжить развивать память учащихся, любознательность; 
    • способствовать развитию познавательных и исследовательских умений учащихся;
  • Воспитательная:
    • формировать умение самостоятельно работать;
    • повышать культуру общения.

Оборудование: компьютер, экран, проектор.

  • слайд об истории развития тригонометрии;
  • слайды с уравнениями для каждой из шести групп;
  • слайд с физической задачей;
  • слайд с решением уравнения  sinx – cosx = 1   (4 способа);
  • карточки для самостоятельной работы.

Подготовка к уроку-семинару

На подготовку отводится неделя.

I. Всем учащимся даются задания:

1.   Записать в тетради решения простейших тригонометрических уравнений вида: sinx = a;         cosx = a;        tgx = a;          ctgx = a.

2. Решить уравнения:

II. Сообщается план семинара

1.   Доклад об истории развития тригонометрии.
2.   Решение тригонометрических уравнений, содержащих одну и ту же функцию одного и того же аргумента, методом подстановки. Подобрать два-три уравнения.
3.   Решение  тригонометрических  уравнений,   приводящихся   к   предыдущему  типу  по формулам: а) sin2x + cos2x = 1, б) tgx · ctgx = 1, в) cos2x = 2cos2x – 1 = 1– 2sin2x.
4.   Решение однородных уравнений.
5.   Решение тригонометрических уравнений разложением на множители.
6.   Показать прикладную  направленность данной темы.  Решение задачи  по физике, в которых используются умения решать тригонометрические уравнения.
7.   Решение уравнений различными способами.

ХОД УРОКА

1. Организация урока-семинара

Цель:подготовка учащихся к работе на уроке:

  • определение отсутствующих;
  • настрой учащихся на работу;
  • сообщение темы и задач урока .

Класс разбивается на шесть групп, каждая группа получает одно из заданий, перечисленных в плане семинара, седьмое задание для учителя. Каждая группа при подготовке к семинару прорабатывает соответствующие разделы учебника, использует дополнительную литературу, получает консультацию учителя.

2. Этапы  урока-семинара

Цель: закрепить умение решать различные тригонометрические уравнения, формировать умение самостоятельно работать под руководством учителя, развивать память учащихся, любознательность,  повышать культуру общения.

1 этап.  Представитель 1-й группы делает доклад об истории развития тригонометрии.

2 этап.  Представитель 2-й группы объясняет

3 этап.

  3. При каких значениях х принимают равные значения функции у = 1 + cosx и  у = – cos2x?

, т.к. 2cos2  – 1 = cos 2

4 этап

3. sin2x – 2cos2x = 0
2sinx cosx – 2cos2x = 0
2cosx (sinx – cosx) = 0
cosx = 0 или sinx – cosx = 0 | :cosx =/= 0

 

 

sin2x – sin2x = 0
sin2x – 2sinx cosx = 0
sinx(sinx–2cosx) = 0
 

5 этап  

 

        

        

 

х = + х = +

6 этап. Представитель 6-й группы демонстрирует слайд, решает с физической задачей и объясняет прикладную направленность тригонометрических уравнений.

         

Тело скользит равномерно по наклонной плоскости с углом наклона 40о. Определить коэффициент трения.

7 этап

 

Демонстрация слайда с решением и комментариями учащегося).

 

3.  Самостоятельная работа (раздать карточки)

Цель – проверить достигнутый уровень усвоения материала на уроке


 

 

 

 

 

На персональных компьютерах размещены решения уравнений I и II  вариантов. Ученик, выполнивший работу и сдав ее, имеет возможность ознакомиться с решением уравнения
и при желании – записать его в тетрадь.

4.  Подведение итогов урока. Объявление оценок. Домашнее задание: стр. 96 № 24, № 176. Учебник «Алгебра и начала анализа 10-11» А.Н. Колмогоров, А.М., Абрамов Ю.П., Дудницын и др.; Москва: Просвещение, 2002