Сказочный мир А.С. Пушкина. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"

Разделы: Литература


Цели:

  • Обучающая – познакомить учащихся с жанром литературной сказки; выявление жанровых различий русской народной и литературной сказки; определение проблематики сказки Пушкина в процессе анализа (характеристика героев, анализ эпизода через авторское отношение к героям).
  • Развивающая – умение давать личностную оценку (интерпретацию) произведению в контексте развития творческих способностей, воображения у учащихся;
  • Воспитывающая – расширение представлений о духовной жизни Человека в процессе знакомства с произведениями искусства и литературы.

Оборудование урока: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к сказкам.

Методика проведения: комбинированный урок (беседа с элементами развития речи: словесное рисование, словарная работа, выразительное чтение, пересказ эпизодов).

Литература:

1. А.С.Пушкин. Сказки.
2. Зуева Т.В. Сказки А.С. Пушкина. – М.; 1989.
3. Пушкин в школе . Сост. В.Я.Коровина. – М.; 1998
4. Маранцман В.Г. Изучение творчества А.С.Пушкина в школе. – ч.1 – м.; Владос, 1999, – с. 45-75
5. Непомнящий В. Поэзия и судьба. – М.; 1983.

ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний

1. Вступительное слово учителя

В жизни маленького Пушкина русская стихия ярче всего воплощалась в двух женщинах. Это были бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна, которые вносили в жизнь мальчика женственную ласку, баловство, тепло. Вокруг бабушки и нянюшки создавался свой, отдельный мир, – это мир душевной доброты, уюта, теплоты умного сердца.
Пушкин – лицеист  в стихотворении «Сон» (1816) с благодарностью описал заботливых женщин:

Но с детских лет люблю воспоминанье.
Ах! Умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоняя,
С усердием перекрестя меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы…
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы.
Все в душу страх невольно поселяло
Я трепетал – и тихо наконец
Томленье сна на очи упадало..

Няня и бабушка сливаются, сплетаются, обе близкие, обе ласковые, любовно чуткие к детским радостям и горестям, обе насыщенные творческим русским духом.
Когда много лет спустя Пушкин-отец будет по вечерам перед сном крестить собственных детей, не образ нарядной матери, а ласковое лицо старой няньки встанет перед ним.
Арина Родионовна была не только ласковая няня, но и болтливая сказочница.
Сюжеты пушкинских сказок взяты из русских народных сказок, которые мальчик Пушкин любил слушать перед сном.

2. Беседа с учениками

1. В чем сходство и различие русской народной сказки от литературной? (заполнение таблицы)

Русская народная сказка Литературная сказка
1. Сходство
   
   
   
   
2. Различия:
   
   
   
   
   

2. Какие сказки Пушкина известны Вам?

II. Актуализация новых знаний

– Сегодня на уроке мы познакомимся со «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях» (цели, задачи урока).

1. Беседа по тексту сказки А.С. Пушкина (выявление читательского восприятия)

– Какую радость подарила вам сказка?
– Какие эпизоды читать было страшновато?
– Что вызвало смех и грусть?
– В какие моменты вы особенно сильно сочувствовали героям?
– Что вызвало ваше возмущение, негодование?

2. Вопросы на осмысление содержания сказки.

– Почему сказка называется «О мертвой царевне и о семи богатырях»? Ведь царевна не умерла и не семь братьев спасли ее от вечного сна?
– Обращаясь к нашей таблице, мы с вами определили, что в сказке встречаются положительные и отрицательные герои. Кто в сказке Пушкина является положительным героем, к то – отрицательным?

Отрицательные герои Положительные герои
   
   
   
   
   
   
   
   
   

3. Вопросы, обращенные к воссоздающему воображению.

– Какой вы представляете себе царицу перед зеркальцем? (работа с текстом) красота (внешняя) и зло.
– Какой вы представляете себе молодую царевну? (работа с текстом).

Красота (внутренняя, духовная), доброта. Кротость, доверчивость делает героиню беззащитной.

4. Физминутка

– Охарактеризуйте семерых богатырей (составление портретной характеристики)
– Почему при таких защитниках царевна мертва?

Их доброта и сердечность лишена преданности.

5. Вопросы, проверяющие работу творческого воображения.

Работа с эпизодом (обращение королевича Елисея к природным силам: Солнцу, Месяцу и Ветру).

Только верная, преданная любовь королевича Елисея спасает царевну, пробуждает ее от мертвого сна.

6. Работа с иллюстрациями по сказке Пушкина.

III. Итог урока

– Итак, проанализировав героев сказки, мы можем определить ее основную проблему: Добро и Зло в окружающем мире. Что выбирает Человек: Добро и Зло?

Вывод: тема Добра и Зла сквозная в литературе

Домашнее задание: выразительное чтение (наизусть) понравившегося эпизода.