Животные. Зачем животным хвост?

Разделы: Начальная школа


Цель: углубить знания детей о животных.

Задачи:

  • на основе жизненных наблюдений детей, научить их выделять признаки присущие животным той или иной группы;
  • формирование у учащихся целостной картины окружающего мира, расширить кругозор детей;
  • воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, умения совместного сотрудничества.

Оборудование: рисунки животных; Красная книга животных Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа; тесты; план по описанию животных; фишки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учитель. Сегодня на уроке мы будем работать по группам. У нас получается 3 группы. За правильный ответ берем фишку. Для того, чтобы у нас работа была эффективной давайте выберем корректора группы. Кто такой корректор и где он работает?

Д. Корректор работает в типографии.

У. Корректор – это человек, который работает в типографии, где издаются газеты, журналы, книги. Он все поступившие материалы обрабатывает т.е. корректирует.

2. Оперативно-содержательный компонент

1) На доске даны слова: лиса, гадюка, журавль, комар, конь, лягушка, жук, сом, воробей.

У. Прочитайте эти слова. Что можно сказать об этих словах?  Какова тема этого урока?
Д. Все эти слова относятся к животным. Поэтому на этом уроке поговорим о животных.
У. Да. Что можете рассказать коротко о животных?
Д. Животные относятся к живой природе. Их общие признаки: все они дышат, питаются, употребляют воду, растут, размножаются и умирают.
У. А еще что относится к живой природе, кроме животных?
Д. Грибы, растения, бактерии.

2) Польза животных./работа в группах и защита своих мнений

У. Зачем нужны животные? Какова польза животных? Поговорите между собой, дается вам 2 мин.

Д. Животные дают людям еду: молоко, мясо, яйца/корова, коза, овца, курица;
лекарства/пчелы, змеи;
обувь/кожу – свинья;
одежда /шерсть – коза, овца;
удобрение;
они являются помощниками/верблюд, конь, вол;
красота /павлин и т.д.

У. Какие вы молодцы! А теперь посмотрите на схему и проверьте себя. (Рисунок 1.)

Рис. 1

3) Деление слов на группы (работа в группах)

У. Разделите названия животных на группы по-своему усмотрению.

Млекопитающие: лиса, конь
Птицы: журавль, воробей
Рыбы: сом
Насекомые: комар, жук
Пресмыкающиеся: гадюка
Земноводные: лягушка.

У.Взаимопроверка работ по группам с доски. /рисунок 2.

У. А почему называются млекопитающие, земноводные и пресмыкающиеся?

Д. Млекопитающие животные своих детёнышей вскармливают молоком. От слова «млеко».

Земноводные – это животные, обитающие на суше (земле) и в воде. Имеют голую кожу, конечностей нет, дышат при помощи легких. Питаются растениями, насекомыми.
Размножаются икринками, которые откладывают в воде./жаба, лягушка, тритон.

Пресмыкающиеся (рептилии) – это обитатели суши и воды. Тело покрыто роговыми щитками, дышат при помощи легких. Питаются растениями, насекомыми, и другими животными. Они откладывают яйца в нагретый песок/ черепаха, змея, ящерица, крокодил.

4) Животные, занесенные в Красную книгу Читинской области и Агинского Бурятского округа.

У. (показ Красной книги) Дети знаете ли вы что это такое?
Д. Книга красного цвета.
У. Это Красная книга. В нее занесены животные нашего края, которые находятся на стадии резкого сокращения и даже исчезновения. Она  своего рода «SOS» по отношению к животному миру, который надо спасать, обращение к человеку об их сохранении. Делятся на категории:

К 1-й категории относятся животные, которые находятся под угрозой исчезновения (даурский журавль);
Ко 2-й категории – животные, сокращающиеся в численности (журавль-красавка);
К 3-й категории – редкие животные;
К 4-й категории – животные, имеющие неопределенный статус;
К 5-й категории – восстанавливаемые и восстанавливающиеся животные.

5) Физминутка

Млекопитающие – руки вперед
Птицы – летаем /махать руками
Рыбы – плывем /имитация плавания
Насекомые – руки вверх
Земноводные – повернуться
Пресмыкающиеся – сесть.

6) Рассказ по плану

У. Составьте рассказ о животных, так чтобы другие группы  догадались о какой группе животных вы рассказываете.

1 группа – млекопитающие / рисунок коровы, лошади.
2 группа – птицы /рисунок воробья.
3 группа – рыбы / рисунок щуки, окуня.

Например:

1 группа – млекопитающие. Их тела покрыты шерстью. Имеют 4 конечности (лапы, копыта). Дышат легкими. Питаются растениями, другими животными. Детеныши живородящие. Представители: собака, овца и т.д.

7) Групповая работа «Для чего животным хвост?»

У. Чем отличаются животные от человека физиологически?
Д. Не умеют говорить, ходить на двух ногах, они имеют хвост и т.д.
У. Некоторые животные передвигаются на двух ногах, они общаются на своем животном языке. Самое главное физиологическое отличие – это наличие хвоста.
У человека есть остаток хвоста – копчик, по-научному «рудемент».
А теперь поработайте в группах, попробуйте найти разные варианты на вопрос: Для чего им  хвост? (Выслушать мнения детей и обобщить)

Рассказы о хвостах

1. Корове, лошади хвост – мухобойка. Не дали бы им крылатые мучители: мухи, оводы, слепни, комары досыта поесть, если б не спасительные хвосты-мухобойки.
2. Собака – показывает свое настроение (виляет хвостом – радуется, высоко хвост поднят – показывает что «я сильнее», поджат, опущен – «я подчиняюсь»
укрывалка носа от мороза, чтобы не замерз.
3. Лисе, волку, белке хвост – руль (поворотники на бегу на лету) и укрывалка от холода.
4. Обезьяне хвост – хваталка или висюлька. Зацепится хвостом за ветку, вися вниз головой и лапами срывает плоды.
5. Опоссуму хвост – перила для переездов. Мама возит детей на спине, а чтобы дети не свалились, закидывает на спину хвост и малыши держатся как за перила не лапами, а опять же хвостиками. Так и переезжают.
6. Крокодилу хвост – дубинка для охоты. Ударит хвостом антилопу или зебру, хвать и исчезает под воду.
весло и руль (гребет себе и хвостом же выбирает куда плыть).
7. Ящерице хвост – оторвалка. Он необходим, чтобы вовремя расстаться. Враг схватит за хвост, а ящерицы и след простыл, только хвост-оторвалка достался врагу.
8. Кенгуру хвост – баланс для равновесия, чтобы приземляясь не упасть, не уткнуться носом в землю.
– хвост-опиралка. Сядет отдохнуть или поесть, опять хвост при деле. Если дикие собаки динго нападут, обопрется на хвост и ударит задней ногой.
9. Рыбе хвост – руль и весло. Увидит рыба опасность, тотчас повернет, вильнет и нет ее там.
10. Павлину хвост – красота, распушит свою гордость и ходит горделиво.

3. Рефлексия

Индивидуальные тесты

Перед каждым листок с тестами. Нужно соединить стрелками названия животных с их группами.

4. Домашнее задание

1) Написать рассказ на тему: « Приспособления животных»
2) Сделать рисунок к своему рассказу.

5. Итог урока

У. Что нового вы сегодня узнали?
Д. Много интересного узнали о пресмыкающихся и земноводных. Также о  хвостах  животных, зачем им и для чего. А у человека есть остаток хвоста копчик – «рудемент».
У. Что такое Красная книга  и зачем она нужна?
Д. В Красную книгу занесены животные, которые уже исчезают или редкие животные , находящиеся под охраной.