Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формирования произношения у детей с нарушением слуха

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Коррекционная педагогика


Здоровьесберегающее пространство школы – это совокупность условий, создаваемых с целью обеспечения охраны и укрепления здоровья школьников. Неслышащие дети, помимо нарушений, связанных с недостатком слуха, имеют массу различных заболеваний и отклонений от нормы (нарушение зрения, осанки, задержка психического развития на фоне органического поражения головного мозга и др.) Поэтому, одним из требований при организации учебного процесса в коррекционной школе является строгое соблюдение охранительного педагогического режима и внедрение соответствующих технологий.

В специальной (коррекционной) школе, где обучаются дети с нарушением слуха, наряду с общеобразовательными уроками, существуют и специфические формы организации учебной деятельности, которые отсутствуют в массовых школах. Это – индивидуальное занятие по формированию произношения и развитию речевого слуха. В ряду здоровьесберегающих мероприятий, используемых на уроках развития речевого слуха и формирования произношения с глухими и слабослышащими детьми, можно выделить несколько направлений и корригирующих видов гимнастики (пальчиковая, дыхательная, для профилактики близорукости, массаж, самомассаж, психогимнастика)

Это, прежде всего, создание благоприятного психологического климата в процессе обучения, отношений взаимного доверия и уважения между педагогом и учащимся. Очень важно создать позитивный психологический настрой в начале занятий. В качестве психогимнастики, как разновидности психотерапии и аутотренинга можно использовать упражнения на расслабление мышц, кратковременного отдыха, релаксации. Приёмы психогимнастики поднимают настроение, повышают жизненный тонус детей, насыщают кровь кислородом.

Повышению физической и умственной работоспособности способствует динамизация рабочей позы учащихся в процессе занятия. Известно, что большую часть урока школьники, как правило, проводят сидя за столом, в условиях обездвиженности и статического напряжения. В то же время установлено, что даже кратковременное воздействие статически напряженных состояний является фактором, угнетающим нейродинамику и регуляцию вегетативных функций организма. Поэтому особую актуальность приобретает расширение на уроке двигательной активности учащихся. Одним из путей решения этой проблемы может стать динамизация рабочей позы учащихся (сидя – стоя).

Периодическая смена поз учащихся занимает важное место и в профилактике близорукости. Известно, что нарушение слуха оказывает отрицательное влияние на зрительное внимание, приводя к снижению его устойчивости. Восприятие информации происходит, в основном, благодаря двум сенсорным системам: слуховой и зрительной. Отсутствие или недостаток слуха способствуют более напряженной работе зрительной системы и являются отягчающим фактором для ее функционирования, что приводит к снижению зрительной работоспособности и устойчивости внимания. Необходим специальный постоянный контроль за дозированием зрительных нагрузок и состоянием зрения неслышащих детей. Поэтому специальные упражнения для профилактики близорукости проводятся на каждом занятии. Главная цель таких упражнений – снять утомление, расслабить мышцы глаз, дать отдых глазам. Необходимо соблюдать размер предъявляемого дидактического материала (сюжетные и предметные картинки, карточки с буквенным текстом, цифровой материал). Самые мелкие детали должны быть по высоте не менее 1 см., размер самых крупных изображений не должен превышать 2-3 см.

Большое значение в предупреждении утомления у детей на занятиях принадлежит физкультминуткам. Время проведения физкультминуток, можно варьировать, но в любом случае их следует проводить при первых признаках утомления детей.

Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, т.е. формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. (не случайно в обучении неслышащих детей применяется дактилология). Поэтому систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Уровень развития речи у детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Кроме того, пальчиковая гимнастика развивает мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка. Благодаря ей укрепляются мышцы кистей рук, развивается координация движений, устанавливается взаимодействие между полушариями головного мозга. Пальчиковая гимнастика может сопровождаться стихами (если позволяет речевой уровень ребёнка). Стихи помогают ребёнку слышать рифму, ударение, делить слова на слоги, развивают чувства ритма.

Обязательным компонентом в работе над произношением неслышащих детей является артикуляционная гимнастика. Артикуляционные упражнения подготавливают речевой аппарат ребёнка к постановке звуков. Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики помогает: улучшить кровоснабжение и подвижность артикуляционных органов; укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу; увеличить амплитуду движений; подготовить речевой аппарат к правильному произношению звуков.

Артикуляционный массаж проводится в процессе коррекционной работы с детьми, страдающими нарушениями речи, наряду с артикуляционной гимнастикой. Этот вид работу необходим для нормализации функционального состояния высшей нервной деятельности ребёнка.

Используются приёмы поглаживания, точечной вибрации, разминание. При этом улучшаются обменные процессы, повышается работоспособность мышц. Массируются мышцы шеи, затылка, плечевого пояса, груди. С помощью шпателя и логопедических зондов проводится массаж языка. Он помогает усилить сократительную функцию отдельных групп мышц, кровоснабжение, активизировать нервные импульсы.

Усвоение экономного, длительного выдоха, характерно для правильной речи, представляет огромную трудность для неслышащих детей. Это связано с неумением управлять дыхательными мышцами движением голосовых связок.

Постановка правильного речевого дыхания достигается в результате длительной кропотливой работы и специальных упражнений. Цель этих упражнений: научить детей делать умеренно глубокий вдох  с последующим достаточно сильным и длительным, экономичным выдохом, формировать умение слитно, на одном выдохе произносить слоги, слова, предложения, научить дышать через нос, глубоко, ровно, ритмично. Для достижения этих целей используются такие упражнения, как сдувание ватных комочков, задувание свечи и т.д.

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий обучения в коррекционной школе позволит сохранить уровень здоровья детей с нарушением слуха  и повысить эффективность учебного процесса.

Библиографический список:

  1. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. – № 11. С. 75.
  2. Мухаметова Ф.Г. Здоровьесберегающие технологии в классах коррекционно-развивающего обучения // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 105.

Электронные ресурсы

  1. Здоровье и образование www.valeo.edu.ru
  2. Применение здоровьесберегающих технологий в школе №1317 г.Москвы: http://www.specialschool.ru/health/