Урок русского языка для обучающихся 1-го класса по образовательной системе "Школа-2100"

Разделы: Начальная школа


Тема: Повторение слов, написание которых надо запомнить.

Цель: познакомить обучающихся с толковым словарем; отрабатывать навыки списывания с доски и учебника; повторить правописание словарных слов, изученных «опасных» мест (большая буква в начале предложения, в географических  названиях; развивать тематическую связную речь обучающихся.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– В какой позиции гласная не требует проверки?
– Что такое сильная позиция для гласной?
– Что такое слабая позиция?
– Все ли гласные являются ошибкоопасными? А какие? (а, о, и, е, я)

II. Минутка чистописания

– Давайте эти буквы свяжем одной веревочкой и запомним, что эти безударные гласные в корне надо проверять.   а о и е я

III. Актуализация знаний

– У вас на столах лежат карточки № 1. Прочитайте слова, которые там записаны.
– Что их объединяет? (Пропущены безударные гласные)
– Как мы называем слова, в которых в корне есть гласные, не проверяемые  ударением? (Словарные)
– Какова же тема нашего урока? (Словарные слова)
– А кто сформулирует цель нашего урока? (Повторить правописание словарных слов).
– Запишите в тетрадь слова, выделенные жирным шрифтом.
– Перед вами листок-словарик, найдите в нём значение этих слов.
– Ребята, у вас в каждой группе на столе лежит интересная книга. Прочитайте, как  она называется. Кто из вас уже знаком с этой книгой. Может в домашней библиотеке есть у кого-то эта книга.
– В этой книге мы можем найти слова и узнать их значение. Когда мы проходили  тему «Алфавит» мы с вами говорили, что он нужен для удобства и быстроты. Как же в словаре можно быстро найти нужные слова?
– Молодцы!
– Поиграем с одним из записанных вами слов в «снежный ком».
– Прочитайте, что написано на доске? (Стоит город)
– Составим предложение о нашем городе. Что вы знаете о предложении?
– Где стоит наш город? (На реке)
– Как называется эта река? (Обь) Прочитайте, что у нас получилось? (На реке Обь стоит город)
– Какой стоит город? (На реке Обь стоит красивый город.)
– Как называется этот город? (На реке Обь стоит красивый город Сургут.)
– Запишем это предложение в тетрадь. Поставьте в словах ударение и разделите их  на слоги. Зеленой ручкой выделите ошибкоопасные места.
– Проверим.  (Сверка). Составим схему этого предложения. (У доски)

IV. Упражнение в написании непроверяемых безударных гласных

1. Работа с учебником.

Упр.57.

– Прочитайте про себя слова из упражнения. Прочитаем все слова вслух по слогам.
– Прочитайте в задании, какие слова надо записать. Назовите и запишите их.
– Какое задание осталось выполнить?
– Расскажите все, что знаете о шипящих звуках ч, щ, х, ш.

2. Самостоятельная работа

 Карточка № 2 со словарными словами.

– Вставь пропущенные буквы.

V. Итог урока

– О каких словах мы сегодня говорили на уроке? Если затрудняешься в  написании какого-то слова куда можно обратиться за помощью? (К словарю)

Наглядность

Карточка № 1.
С...рока, ст..кан, …сина, л..мон, м..л..ко, с..п..ги, гор..д, к..пуста, к..рзина, к..рова, с..бака.

Листок-словарик

Город – крупный населенный пункт, административный, торговый, промышленный и культурный центр.
Капуста – огородное растение, растущее обычно кочаном.
Корзина – плетеное изделие, служащее вместилищем для хранения вещей, для упаковки, переноски.
Корова – домашнее молочное животное.
Лимон – цитрусовое дерево, а также кислый сочный плод, его с твердой ароматной кожурой.
Молоко – белая жидкость, получаемая от домашних коров, продукт питания.
Осина – лиственное дерево, родственное тополю.
Сапоги – высокая обувь, охватывающая голень.
Собака – домашнее животное семейства псовых.
Сорока – птица с белыми перьями в крыльях.
Стакан – стеклянный цилиндрический сосуд без ручки, служащий для питья.

Карточка № 2.

Б..гаж
Т..пор
М..рковь
П..м..дор
..зык
Р..бота
Уч..ник
Х..р..шо