Смежные и вертикальные углы. 7-й класс

Разделы: Математика

Класс: 7


Цели урока:

  • систематизация знаний, умений и навыков учащихся по данной теме;
  • развитие логического мышления, творческой деятельности учащихся;
  • воспитание познавательной активности учащихся.

Оборудование:

  • таблицы: «Смежные углы», «Вертикальные углы», «Перпендикулярные прямые»,
  • таблица для устного счета;
  • карточки для самостоятельной работы.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Тема урока записана на доске. Учащимся сообщается тема урока.

II. Устная работа

1. Найдите вертикальные и смежные углы

2. На рисунке 4 изображены луч АВ и прямые СД и EF.

а) найдите пары смежных углов с вершиной А.
б) назовите пару вертикальных углов с вершиной А.
в) < ДАВ = 70о, L CAF = 40о найдите остальные углы с вершиной А. (активным участникам ставлю оценки)

3. Исключить неверное предложение и Рис. 4.

1. < ЕАД и < ДАР – смежные
2. < ДАВ и < ДАР – смежные
3. < ЕАД и < FAC – вертикальные

III. Проверка домашнего задания

Задача № 23 по готовым решениям.

IV. Работа по таблицам (определения, свойства)

V. Физкультминутка

VI. Математический диктант по вариантам

1. Постройте тупой (острый) угол. Начертите смежный с ним.
2. Острым, тупым или прямым будет угол: смежный с углом 30° (130°)?
3. Один из четырех углов, получившихся при пересечении двух прямых равен 60° (80°). Чему равны остальные углы?
4. При пересечении прямых а и в образовались углы. Что можно сказать об этих углах, если прямые а и в: перпендикулярные (не перпендикулярные)
5. Постройте перпендикулярные прямые а и с (в и к) запишите это знаками перпендикулярности.

VII. Самостоятельная работа по карточкам, в 3 варианта по уровню знаний (проверка знаний определений и теорем

 *    Напишите верные утверждения к чертежу.
**   Выберите верный чертеж к утверждению.

Карточки для самостоятельной работы:

1 ВАРИАНТ.

2(**) Два угла называются вертикальными, если стороны одного угла являются дополнительными полупрямыми другого.

3(*)

4(*) Через каждую точку прямой можно провести перпендикулярную ей прямую и только одну.

2 ВАРИАНТ

4(**) Через каждую точку прямой можно провести перпендикулярную ей прямую и только одну.

3 ВАРИАНТ.

Выполненные работы учеников собираются для проверки.

VIII. Решение задач у доски с комментариями

а) По данному рисунку составьте задачу, в которой бы требовалось найти величины смежных углов. Решите ее.

б) Составьте задачу на нахождение величины углов, которая сводилась бы к решению уравнения Х + (Х – 20) = 180°. Решите ее.

в) Один из смежных углов больше другого на 60о или в 2 раза. Найдите эти углы. Нет ли в задаче лишних данных? Составьте задачу без липших данных (возможны различные варианты). Решите ее.

г) Один из смежных углов больше другого на некоторую величину. Найдите эти углы. Хватает ли данных для решения задачи? Дополните условие задачи, какими-либо данными и решите ее.

Первые две задачи помогли решить проблему «Как уравнения помогают решать геометрические задачи?», следующие две задачи помогли раскрыть проблему «Сколько данных должно быть в задаче?». С помощью этих задач ребята поняли, каким образом нужно выбирать правильный алгоритм решения заданий

IX. Итог урока

Учитель подводит итог урока, выставляет оценки ученикам, которые работали у доски и были активны на протяжении всего урока.

X. Задание на дом

Составить задачу

1 варианту на тему: «Смежные углы»,
2 варианту на тему: «Вертикальные углы».