Слова-признаки. Закрепление и повторение пройденного материала. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

  • Обобщить и закрепить знания учащихся о словах-предметах.
  • Учить распознавать слова-предметы  и слова-признаки  в предложении и тексте.
  • Развивать связную речь учащихся, логическое мышление и интерес к родному языку.
  • Воспитывать любовь к животным и бережное отношение к природе.

Оборудование урока:  

1. Учебник Русский язык 2-й класс, часть 1. Авторы: Р. Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О. В. Пронина.
2. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» 2-й класс по программе Образовательная система «Школа 2100»  автор: Л. Ю. Комиссарова.
3. Плакаты, таблицы, картинки с изображением птиц.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

1) Учитель приветствует детей и гостей.
2) Проверяет готовность к уроку.
3) Настрой на активную и творческую  работу.
4) У.: Ребята, о чем всегда нужно помнить, работая в тетради по русскому языку?
Д.:  О посадке.
Д.:  О наклоне
У.: Положите правильно тетрадь.
Д.:  Надо правильно держать ручку.
У.: Проверьте себя.
Обратите внимание на плакат на стене «Правильная посадка во время занятий»

2. Чистописание

1)  Строку напишите по образцу в тетради (учитель показывает на доске).

В      в      Вы       вл        ви

2) Строку пишем с доски (1 ученик называет буквы, а учитель  их показывает указкой на доске. Буквы заранее написать на доске: Е О Н Ь Л Е Т А Г А Л И Р П  Я М И).

– А сейчас мы поиграем: я взмахну указкой,  а вы все превратитесь в строгих, но справедливых учителей
– Возьмите красную ручку или карандаш и подчеркните на этой строке  три самые красивые, самые правильные буквы.

Раз, два, три, четыре
Начинается игра.
Вы теперь не просто дети,
Вы теперь – учителя.

(Прохожу по рядам, одобряю выбор детей, хвалю  за то, что отлично справились с такой трудной ролью.)

– Ребята, в последней строке зашифрованы 2 слова. Расшифруем мы их в конце урока при условии, если вы будете быстро, четко работать на уроке.

3. Словарная работа

Запишите в тетрадь словарные слова, я потом проверю и поставлю всем отметку. Будьте внимательны.

(Дети пишут под диктовку учителя)

Погода, работа, игра, заморозки, народ, артист, карандаш, иголка, пенал, русский, ель, дорога, мороз, еда, театр, овощи, весело.

– Назовите лишние слова. (Игра, иголка, ель, еда.)

– Составьте два слова из букв, начинающих эти слова и вы угадаете тему нашего урока. (Дети  составляют слова).
– Запишите в тетрадь ниже на строке: «признаки предметов».
– Да, сегодня на уроке мы обощим знания о признаках предметов.

4. Физминутка

Глазки, пальчики устали
Мы их двигаться заставим  (дети двигают пальчиками)
Глазки закройте, откройте.
Посмотрите направо, вверх, вниз.
Атеперь посмотрите за окно.

5. Работа над темой урока:  

1. Признаки предметов  (написать на доске)
– Какое первое словарное слово вы записали? (Погода)
– Оно открывает нашу тему урока.
– Посмотрите еще раз за окно и опишите устно  сегодняшний день, погоду.

Фронтальный опрос по цепочке:

Д. (Что?) День (какой?) пасмурный, ненастный, хмурый, скучный, тоскливый, дождливый, светлый, солнечный, прекрасный.

(Что?) погода (какая?) …

– А настроение?

Д. (Что?) Настроение (какое?) хорошее, чудесное.
–  Итак, с помощью чего вы описывали день  и погоду? (С помощью слов – признаков.)
– На какие вопросы отвечают признаки предметов? (Какой?, Какая?, Какое?, Какие?) (Вопросы написать на доске)
– Да, ребята, на улице пасмурно, идет дождь, лужи, но все равно красиво. Погода стоит в этом ноябре теплая. Осень удивительное время года. Вы прекрасно справились с заданием.
–  Ребята, а какое время года наступит за осенью?

2. Работа с дидактическим материалом.

– Откройте, пожалуйста, дидактический материал. (Упр. 58 стр. 29).
– Прочитайте предложения.
– Кто является авторами таких замечательных строк?
– Найдите слова, которые отвечают на вопросы: Какой?, Какая?, Какое?, Какие?
– От какого слова ставятся эти вопросы? (От слов-предметов)
– На какие вопросы  отвечают слова-предметы? (Одушевленные предметы отвечают на вопрос: Кто?, неодушевленные предметы отвечают на вопрос: Что?)
– Выпишите пары  слов с вопросами и покажи графически от какого слова

Ставится вопрос (образец выполнения находится в книге)

3. Разбить на группы дифференцированно (3 ученика работают у доски):

  • 1 группа: Кто уверен в своих силах, делает 1ое предложение, 4 словосочетания.
  • 2 группа: 2ое предложение – дети, которые обычно хорошо справляются с заданиями («хорошисты»), пишут 2ое предложение, 2 словосочетания.
  • 3 группа: 3е предложение – дети, которые неуверенны в себе, нуждаются в помощи.

(что?) вьюги (какие?) зимние.
(что?) вьюги (какие?) шумные.
(что?) песни (какие?) чудные.
( что?) сны (какие?) волшебные.
(что?) тростинка (какая?) малая.
(что?) клен (какой?) высокий
(что?) весна (какая?) молодая.

– Итак, с чем и как связаны слова-признаки? (Слова в парах связаны по смыслу, от слова-предмета  к слову-признаку  можно поставить вопрос).

Открыть карточку на доске. На письме связь показывают стрелкой.

6. Физминутка

– А теперь отдохнём! Пока будем отдыхать, будем называть и показывать признаки предметов.

Дом какой?  (Высокий.  Руки  вверх.)
А избушка какая? (Низкая. Руки вниз. Присесть.)
Улица какая? (Широкая. Руки в стороны.)
Переулок какой? (Узкий. Руки свести.)

7. Я буду показывать картинки с изображением животных , а  вы подбирайте подходящие по смыслу признаки. (Работаем устно)

(Кто?) лиса (какая?) рыжая.
(Кто?) медведь (какой?) бурый.
(Кто?) заяц (какой?) косой.

– Как назватьэтих животных одним словом? (Дикие)
– А какие  еще бывают животные? (Домашние)
– Какие есть у вас дома?

8. Творческая работа

– Откройте  учебник стр. 48 упр. 77.
– Прочитайте текст в учебнике.
– Понравился ли вам текст?
– Чего не хватает в тексте?  (Слов-признаков)
– Как же его можно украсить? (Вставить вместо точек слова-признаки).
– Давайте теперь это сделаем.
– Рассмотрите рисунок.
– Вместо точек вставьте слова, (написанные на доске, читаем: маленький, мягкая, серенькая, пушистая, смешной, забавный, короткий.)
– Как можно озаглавить текст? (Мой забавный щенок.)

А) Устно.

У меня есть маленький щенок. Его зовут Тобик. У Тобика серенькая шерстка. Она мягкая и пушистая. Хвостик у Тобика короткий. Мой щенок очень веселый. Он любит бегать и играть.

– Где более ярко и точно описан щенок? В учебнике или в тетради?
– С помощью чего это достигается? (С помощью слов-признаков)
– Для чего в речи исполь зуются слова-признаки?

1. Они характеризуют предметы, делают описание более точным.
2. Они делают нашу речь яркой, живописной. Без них речь бедна и невыразительна. (На доске повесить карточки)

Б) Запишите текст. (Дети пишут).
– Смогли ли мы с помощью слов-признаков  показать свое отношение к щенку? Как? (С помощью слов забавный, смешной)
– А как относитесь вы к своим домашним питомцам?

9. Физминутка

У. Отложите-ка тетрадку!
Д. Раз, два!
У. Становитесь на зарядку!
Д. Раз, два!
У. Сладко-сладко потянулись,
И прогнулись и пригнулись,
Распрямились, разогнулись.
Ваши мышцы все проснулись.
Ваши губы улыбнулись.

10. Итог урока: (расшифровываем 2 слова в чистописании)

– Ребята, вам понравился урок?  (Дети отвечают)
– А теперь ответьте на  вопросы словами-признаками.

1.  Урок какой? (Интересный)
2.  Ученики какие? (Умные)
3.  Учитель какой? (Добрый) 
4.  Гости какие? (Приветливые.)
5. А значит отметки какие? (Хорошие и отличные.)

Обоснование и выставление отметок.

11. Домашнее задание (объяснение): учебник упр. 78 стр. 48.