Экономика семьи. Семейный бюджет

Разделы: Экономика


Тип урока: урок применения знаний и умений.

Цели урока:

  • Образовательная: учащиеся должны различать постоянные и переменные расходы семьи; применять полученные знания на практике.
  • Развивающая: учащиеся совершенствуют умения устанавливать и анализировать связь между доходом и расходом семьи.
  • Воспитывающая: воспитание сотрудничества в классе.

Методы:

  • Репродуктивный.
  • Частично-поисковый.

Форма организации занятия: урок-игра.

Средства обучения:

  • Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, мел.
  • Наглядные пособия: рабочая тетрадь, презентация PowerPoint.
  • Раздаточный материал: конверты с заданиями, денежные единицы, карточки.

Форма организации работы в классе:

  • фронтальная
  • групповая
  • диалоговая форма обучения

Содержание работы

Ход урока

1. Организационный момент.

Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку.

На доске - тема урока: " Основные расходы семьи. Постоянные и переменные расходы".

Презентация - 1 слайд.

- Какие бы вопросы мы ни рассматривали, всегда убеждаемся, что в центре такой науки, как экономика, стоит человек, семья. Важным способом изучения состояния экономики страны является анализ структуры семейных расходов.

Сегодня тема нашего урока: "Основные расходы семьи. Постоянные и переменные расходы".

Слайд 2.

Цель урока - применить знания о доходах и расходах семьи, установить и проанализировать связь между доходом и расходом семьи. В ходе урока мы убедимся в необходимости владения знаниями о постоянных и переменных расходах в жизни.

2. Проверка домашнего задания.

Ваша задача применить знания о доходах и расходах в разгадывании кроссворда.

Слайд 3.

По горизонтали:

1. Расход на оплату электроэнергии. 4. Денежные средства, которые семья получает от других. 5. Государственные выплаты пожилым людям.

По вертикали:

1. Расходы на покупку компьютера. 2. Затраты денег на семейные нужды. 3. Где человек хранит свободные денежные средства.

3. Осмысление содержания и последовательное применение практических действий при выполнении представленных заданий.

По цвету карточек вы определились, в какой семье вы сегодня работаете, а теперь распределитесь, пожалуйста, в какой роли вы будете сегодня выступать на уроке. Выберите главу семьи, который будет давать ответы от имени семьи.

Помимо этого вы начнете процесс зарабатывания денег и будете вести расчетный лист, занося в него количество монет, которое вы заработаете в течение урока. Эти данные ведет в каждой семье глава.

Вспомним и проверим наши экономические знания.

Задание №1.

Попробуйте, назвать, какие виды доходов ваша семья может предположительно иметь за месяц?

Слайд 4.

Зафиксируйте ваши доходы в специальных карточках №1 с левой стороны и примерную денежную сумму, которую вы можете получить за ваш доход.

Вам дается 2 минуты на обдумывание ответа.

После ответов учащихся на экране появляются поочередно виды доходов - основные статьи: заработная плата, доход от владения имуществом, доход от сбережений, доход от предпринимательской деятельности, государственные выплаты - пенсии, пособия на детей.

За правильные ответы дети получают соответствующие монеты.

Задание №2.

Задание № 2 разноуровневое, на зеленых карточках задание более сложное, чем на желтых.

Слайд 5.

Ваша задача определить, какой вид дохода можно получить от данного вида деятельности и записать это в данных вам карточках.

I. Вставь пропущенное слово.

1.Имея дом, можно сдать его в (аренду) и получать доход в виде (арендной платы).

2.Свободные деньги можно положить в банк и получить (проценты на положенные в банк деньги).

3.Семья часто получает (государственные выплаты) в виде пенсий, пособий, других целевых выплат.

Слайд № 6

II. Вставь пропущенное слова в стихотворение.

1.

Мама с папой на работе,
У станков стоят все дни.
За труды их есть награда,
Называется (зарплата).

2.

Брат собрался с мыслью тут,
Поступил он в институт.
Он (стипендию) несет,
И доход семьи растет.

3.

А двадцатого числа
Деду (пенсия) пришла.
На экране появляются ответы.

За правильные ответы дети получают соответствующие монеты.

Задание №3.

Хорошо. А теперь давайте вспомним, каким образом люди распоряжаются своими доходами? В течение 1 минуты попробуйте перечислить расходы семьи в течение месяца. В специальных карточках №2 с левой стороны запишите, что вы хотите приобрести в ближайшее время и примерную денежную сумму, которую вы можете заплатить за эти приобретения.

Из того, что вы записали, перечислите те расходы, на которые будут тратиться денежные средства в первую очередь. Как мы их называем?

Давайте посмотрим на другую группу расходов. Перечислите их? Как они называются?

Слайд № 7

Проверка ответов на экране.

Задание №4.

Слайд 8.

В этом задании вы будете применять знания о видах расходов. Возьмите карандаш и в карточке отметьте нужный ответ.

Выделите постоянные расходы вашей семьи?

А) оплата коммунальных услуг;

Б) расходы на покупку билетов в цирк;

В) расходы на лекарство;

Г) оплата учебы в институте;

Д) расходы на покупку туристических путевок;

Е) расходы на еду.

Проверка ответов на экране.

За правильные ответы дети получают дополнительные монеты.

4. Самостоятельное выполнение учащимися задания.

Задание №5.

Работа с книгой на странице 166 - 167.

Вам нужно решить задачу самостоятельно в своей рабочей тетради:

Слайд № 9.

Семья Ивановых живет в 4-комнатной квартире и ежемесячно платит за коммунальные услуги 250 руб. На питание семьи в месяц уходит 1850 руб. Проезд на городском транспорте обходится в 130 руб. Плата за телефон - 50 руб. На лекарство бабушке понадобилось 75 руб. Для поездки на экскурсию в Большое Болдино было израсходовано 60 руб. Покупка товаров личной гигиены и бытовой химии - мыло, зубная паста, порошки - обошлись семье в 200 руб.

Определи:

а) постоянные расходы семьи;

б) переменные расходы семьи;

в) общую сумму расходов семьи за месяц.

Слайд №10.

а) постоянные расходы

1850 +130+50+200=2230 руб.

б) переменные расходы

75+60=135 руб.

в) общая сумма расходов

2230+135=2365 руб.

5. Обобщение и систематизация результатов выполнения заданий

Задание №6.

Во время предыдущих заданий вы заполняли специальные карточки №1 и №2. Давайте сейчас обратимся к ним. В них вы записали сначала свои доходы в карточке №1 и какие расходы будут в вашей семье в карточке №2.Подведите итоги ваших доходов и расходов. Скажите, все ли вы можете приобрести на данный момент? Если нет, то почему? Что можно отложить до следующего пополнения семейных доходов?

За правильные ответы и выводы дети получают соответствующие монеты.

6. Подведение итогов. Выставление оценок.

А сейчас давайте подведем итоги в ваших расчетных листах. Подсчитайте, какое количество вы заработали всей семьей.

Сегодня на уроке вы выступили в роли маленькой семьи, которая постаралась решить некоторые жизненные проблемы и заработать небольшую сумму. Мы с вами применяли знания о доходах и расходах, установили и проанализировали связь между ними. Мы с вами хорошо поработали.

Что помогало вам в работе?

7. Домашнее задание:

Слайд № 12.

  • Урок 24-25, стр. 167, №4 (2) решить задачу.
  • Урок 24-25, стр. 167 - 168, №5 составить кроссворд

Выберете одно из заданий.

Оценка выполнения задания будет разной.

Решение задачи - это на оценку "4"; составление кроссворда из экономических понятий - это на оценку "5".

Приложение.